Организация периода адаптации к условиям учреждения образования ребёнка с тяжёлыми и (или) множественными нарушениями

- 10:15Коррекционная педагогика. Опыт, Методичка

В материале автор делится опытом работы специалистов Дятловского районного ЦКРОиР в организации периода адаптации к условиям учреждения образования ребёнка с тяжёлыми и (или) множественными нарушениями.

 

Галина ЕМЕЛЬЯНЧИК,
учитель-дефектолог
ГУО «Дятловский районный центр
коррекционно-развивающего обучения и реабилитации»,
Гродненская область

 

 

 

С приходом в учреждение образования у ребёнка начинается новый этап в его жизни. Отрыв от дома и близких, общение со сверстниками и взрослыми, чужими для него, могут стать для ребёнка серьёзной проблемой. Даже самый здоровый ребёнок растеряется, попав в новую обстановку (что уж говорить о ребенке с особыми образовательными потребностями). А если это ребёнок с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, у которого отсутствуют навыки самообслуживания, то в привычный, сложившийся жизненный уклад, в буквальном смысле этого слова, вносятся кардинальные изменения.

Задачи, которые ставят перед собой специалисты нашего центра – это создание наиболее комфортных условий для ребёнка, развитие жизненно необходимых навыков самообслуживания для повышения качества его жизни, оказание психолого-педагогической поддержки как ребёнку, так и его родителям.

Дошкольную группу Дятловского районного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации в сентябре 2021 года начал посещать трёхлетний мальчик. Для того чтобы облегчить процесс привыкания воспитанника к условиям центра, воспитателями дошкольного образования Наталией Милейко и Натальей Лишик совместно с учителем-дефектологом Галиной Емельянчик была разработана индивидуальная учебная программа на период адаптации.

Организация игровой деятельности в адаптационный период в основном направлена на формирование эмоциональных контактов «ребенок – взрослый» и «ребенок – ребенок», наблюдение за общением ребенка с взрослыми и сверстниками.

Работа по формированию навыков самообслуживания ориентирована на:

– стимуляцию проявления интереса к играм с водой и водным процедурам;
– обучение принимать и проглатывать пюреобразную пищу без жевания;
– создание условий, чтобы ребёнок позволял одевать и раздевать себя – без возражений, облегчал процесс одевания (раздевания) с помощью нужных движений тела.

Межличностные отношения с вновь прибывшим ребёнком строились через установление и удержание зрительного контакта с говорящим и (или) жестикулирующим взрослым; формирование положительного отношения к выполнению совместных действий; активизацию экспрессивно-мимических средств общения; формирование положительного самоощущения, привязан­ности и доверия к ухаживающему взрослому; и, конечно же, стимуляцию интереса к обучающимся центра.

Немаловажным разделом индивидуальной учебной программы на период адаптации является «Ориентировка в окружающем».

Перед педагогами стояли задачи:

– познакомить воспитанника с обозначениями на дверях;
– обучать ориентировке в помещении групповой комнаты, на территории участка;
– формировать умения с помощью взрослого адекватно и по назначению использовать предметы, окружающие ребенка.

В рамках сенсорного развития, предметной и игровой деятельности осуществлялось активное привлечение внимания к окружающим предметам, развитие элементарных орудийных и соотносящих действий; стимулирование проявления эмоциональных реакций и развития познавательной направленности ребенка.

В адаптационный период уделялось внимание и оказанию социально-педагогической и психологической помощи законным представителям ребенка педагогом социальным Светланой Ранцевич и педагогом-психологом Татьяной Шундрик.

Анализ реализации индивидуальной учебной программы на период адаптации показал, что воспитанник адаптировался к условиям центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации в лёгкой форме. О чём свидетельствует проявление ребёнком положительных эмоций и желания к посещению учреждения образования. Мальчик научился ориентироваться в групповой комнате: знает, где находятся игрушки, подползает к ним и указывает на те, с которыми хочет играть в определённое время. Двигательная активность не падала до заторможенного состояния и не возрастала до гиперактивности. Сон спокойный и продолжительный, снижение аппетита не наблюдалось. Он с охотой взаимодействует с педагогами и помощником воспитателя, откликается на их просьбы, с удовольствием принимает участие в режимных моментах и ходе проведения занятий.

Период адаптации позволил минимизировать страх, напряжение и психологический дискомфорт у вновь прибывшего воспитанника и постепенно подготовил его к обучению в новом коллективе сверстников и взрослых.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий