Дом для фиксиков. Конспект интегрированного занятия для воспитанников старшей группы 5–6 лет по образовательным областям «Элементарные математические представления» и «Ребёнок и природа» с применением элементов STEM-технологии

- 9:39Дошкольное образование. Сценарии, Методичка

В материале представлен сценарий занятия с применением STEM-технологии. С помощью игровых приёмов воспитатель обучает воспитанников навыкам счёта, измерения, сравнения.

 

Елена АСКЕРКО,
заместитель заведующего по основной деятельности
Екатерина ПАТЕГА,
воспитатель
ГУО «Санаторный ясли-сад г.п. Брагин»,
Гомельская область

 

 

 

STEM-технологии дают детям возможность логически оценивать явления, которые происходят вокруг, понимать их взаимосвязь, открывать для себя новое. Применение элементов STEM-технологии позволяет решать задачи учебной программы дошкольного образования на основе интеграции образовательных областей посредством увлекательной игры, в которой каждый ребёнок является активным участником; развивать способности воспитанников самостоятельно решать проблемы на основе сформированных представлений, проявлять творческий потенциал и исследовательскую активность в разных видах деятельности.

Обязательным условием успешной работы является создание актуальной предметно-пространственной среды, позволяющей воспитанникам думать, изучать, исследовать, открывать, конструировать, экспериментировать, самовыражаться.

Использование элементов STEM-технологии позволяет воспитанникам выбирать алгоритм деятельности в соответствии с образовательной задачей, аргументировать свои высказывания, вступать в коммуникацию со сверстниками по поводу решения образовательной задачи, активизируется их познавательный интерес к объектам окружающего мира. Они овладевают умением оперировать наглядными образами: представлять себе предметы в разных пространственных положениях, актуализировать знания о свойствах объектов живой и неживой природы.

 

Задачи:

– познакомить с образованием числа 6;
– упражнять в умении определять связи между множествами;
– формировать умение использовать способы конструирования по схеме из деталей конструктора;
– сравнивать детали, из которых состоит постройка;
– продолжать формировать умение выделять свойства бумаги и магнита;
– устанавливать связи и зависимость между предметами и явлениями при их взаимодействии;
– воспитывать интерес к содержанию и процессу познания, культуру рассуждения.

 

Материал и оборудование: раскраски с изображением фиксиков; магнитная доска; цветные карандаши; планшет; карточки с изображением цифр от 1 до 6, знаков «>» «<»; коробочка с магнитами круглой и прямоугольной формы; конструктор; катера из бумаги и салфеток; большой магнит.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический.

Формы обучения: индивидуальная, коллективная.

Ожидаемый результат:

–воспитанники усвоят знания об образовании числа 6;
– актуализируют знания о свойствах бумаги и магнита;
– продолжится формирование умений использовать способы конструирования по схеме из деталей конструктора, выделять свойства предметов и материалов.

 

Ход занятия

Актуализация представлений

На столах лежат раскраски с изображением фиксиков, у которых на одежде нарисованы различные геометрические фигуры).

Воспитатель: Кто изображен на раскрасках? (Ответы детей). На одежде фиксиков нарисованы разные геометрические фигуры, вам нужно их раскрасить. Первому ряду нужно раскрасить все прямоугольники в синий цвет, а треугольники в зеленый. Второму ряду нужно раскрасить все овалы в красный цвет, а прямоугольники в оранжевый. (Дети находят нужные геометрические фигуры и раскрашивают их).

 

Воспитатель: Давайте вместе с первым рядом посчитаем, сколько прямоугольников вы раскрасили? (6) Сколько раскрасили треугольников? (5)

Как вы думаете, каких геометрических фигур раскрасили больше? (Ответы детей). 

Воспитатель: Значит, мы можем сказать, что 6 больше, чем 5. (На доске ставим знак больше между двумя цифрами).

Сколько овалов вы раскрасили? (5)
Сколько кругов вы раскрасили? (6)
Чего меньше мы раскрасили? (Ответы детей)
Из этого мы можем сказать, что 5 меньше, чем 6. (Ставим знак меньше между двумя цифрами).

 

Сюрпризный момент

Воспитатель: Вчера на электронную почту мне пришло письмо от фиксиков. В нем сказано, что им нужна помощь. Они строили дом, и им не хватило строительного материала. (Показывает детям недостроенный дом из магнитов на магнитной доске). Фиксики отправились за недостающим материалом, но на пути ему повстречалась река. Когда они перебирались через реку, то груз утонул. Посмотрите, вот на дне реки лежит груз.

 

Проблемная ситуация

Дети подходят к месту, где стоит контейнер с водой и на дне лежат магниты.

Воспитатель: Фиксики просят нас помочь им достать затонувший груз. Поможем? (Ответы детей). Скажите, как мы можем достать груз со дна реки? (Ответы детей) Можно переплыть эту реку. У нас есть катера. Одни –сделанные из плотной бумаги, а другие – из салфеток (Показывает катера).

 

Познавательная практическая деятельность

Воспитатель: Потрогайте катера. Какие они на ощупь? (Ответы детей).

Катера из обычной бумаги плотнее катеров, сделанных из салфеток. Давайте посчитаем, сколько всех катеров. (Дети считают катера). Всех шесть катеров. Опустим их в воду. (Опускаем катера в воду, наблюдают, как катера из салфетки тонут при намокании) Что случилось с нашими катерами? (Ответы детей). Да, катера из салфеток утонули, а катера из плотной бумаги остались плавать. Почему катера из салфеток утонули, а из обычной бумаги остались плавать? (Ответы детей). Правильно! Бумага при намокании становится тяжелой и тонет. А чем бумага плотнее, тем больше времени ей понадобится, чтоб впитать воду. В салфетке бумага неплотная и поэтому она быстро впитала воду и утонула.

 

Задание на формирование представлений об образовании числа.

Воспитатель: А сейчас давайте вспомним, сколько было всех катеров? (6)

Сколько катеров утонуло? (1) Сколько осталось плавать? (5) Значит, 6 – это 1 и 5. (На магнитную доску выставляются цифры 1 и 5)

 

Познавательная практическая деятельность

Воспитатель: Ребята, вы знаете, что затонувший катер – это был наш с вами катер. Так что катер нам не помог. Как мы можем еще попробовать достать груз? (Ответы детей). Правильно! Мы можем построить мост, а затем, пройдя через мост, мы приблизимся к грузу. Из чего мы с вами можем построить мост? (Ответы детей).

 

Конструирование

Воспитатель: Давайте построим мост из конструктора. Как вы думаете, сколько примерно нам нужно деталей конструктора?

Дети методом подбора берут нужное количество конструктора, из конструктора строят мост.

 

Задание на формирование представлений об образовании числа.

Воспитатель: Давайте посчитаем, сколько деталей нам понадобилось для строительства моста. (6) Сколько деталей красного цвета? (2) Сколько деталей зеленого цвета? (4) Правильно! Так вот, 6 – это 2 и 4. (На магнитную доску выставляются цифры 2 и 4).

 

Познавательная практическая деятельность

Воспитатель: Смотрите, мы совсем близко находимся к грузу. Нам остается только достать строительный материал из воды. Материал, который мы пытаемся достать, сделан из магнита. Кто знает, как нам достать магниты из воды? (Ответы детей). Да, магнит мы можем достать при помощи железных элементов или другого магнита. Мы с вами знаем свойства магнита – он притягивает железо либо другой магнит. Давайте с вами при помощи магнита достанем наши строительные материалы.

Дети при помощи магнита достают магниты со дна емкости.

 

Задание на формирование представлений об образовании числа.

Воспитатель: Вот мы и достали весь груз, а также помогли его доставить в нужное место. Давайте сосчитаем весь строительный материал. (Дети считают маленькие магнитики) Сколько всех магнитов? (6) Сколько магнитов круглой формы? (3) Сколько магнитов треугольной формы? (3) Значит 6 – это 3 и 3. (На магнитную доску выставляются цифры 3 и 3)

 

Конструирование

Воспитатель: Из этих магнитов мы можем достроить дом. Посмотрите на наш дом, чего в нем не хватает? (Крыши). Давайте при помощи магнитов достроим крышу дома.

Дети на магнитной доске достраивают крышу дома.

 

Итог занятия

Воспитатель: Сколько магнитов нам понадобилось, чтобы построить крышу? (6) Какой они были формы? (Ответы детей). А если бы было 4 магнита круглой формы, то сколько нам понадобилось бы магнитов треугольной формы? (Ответы детей) Почему? (6 это 4 и 2) Какое количество магнитов и какой формы ещё могло быть? (Ответы детей).

 

Рефлексия

Воспитатель: Ребята, дом достроить мы помогли, а сейчас давайте поможем заселиться нашим фиксикам. Посмотрите, в доме, который мы достроили, есть два этажа. Если вам на занятии было все понятно и не было никаких трудностей, то вы заселите своих фиксиков на второй этаж. А если у вас были трудности и вы что-то не поняли, то вы заселите фиксиков на первый этаж.

Дети оценивают свою работу на занятии и заселяют фиксиков, которых раскрашивали в начале занятия, на нужный этаж.

Воспитатель: Вот и помогли мы нашим Фиксикам. Они нам очень благодарны. На этом наше занятие окончено.

Литература

1 Учебная программа дошкольного образования / Министерство образования Республики Беларусь. – Минск : Нац. институт образования, 2019.
2 Образовательный стандарт «Дошкольное образование» [Электронный ресурс] / Белорусский национальный образовательный Интернет-портал – Режим доступа : http://www.edu.by.
3 Житко, И.В Формирование элементарных математических представлений у детей от 4 до 5 лет / И.В.Житко. – Минск : Нац. институт образования, 2014.
4 Житко, И.В. Математический калейдоскоп / И.В.Житко. – Минск : Нац. институт образования, 2012.
5 Ладутько, Л.К. Ребенок познает рукотворный мир (от 5 до 7 лет): пособие для педагогов учреждений дошкольного образования с русским языком обучения / Л.К.Ладутько, С.В.Шкляр. – Минск : Сэр-Вит, 2019.
6 Петрикевич, А.А. Весёлые игры по ознакомлению с природой: учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. Образования / А.А.Петрикевич. – Минск : Аверсэв, 2018.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий