Формирование читательских умений младших школьников на уроках литературного чтения с помощью антиципации  (из опыта работы)

- 9:54Методичка, Начальная школа. Материалы к урокам

Заинтересовать младшего школьника чтением помогает такое важнейшее читательское умение, как антиципация, т. е. умение предполагать, предвосхищать. До прочтения произведения учащиеся высказывают предположения о развитии событий, рассказывают о своих ассоциациях, чувствах, ожиданиях.

Елена БАЙРАШЕВСКАЯ,
учитель начальных классов, учитель-методист
ГУО «Средняя школа № 4 г. Новогрудка»,
Гродненская область

 

 

«Никогда никакими силами вы не заставите читателя познать мир через скуку. Читать должно быть интересно», – утверждал А.Н.Толстой. Заинтересовать младшего школьника чтением помогает такое важнейшее читательское умение, как антиципация, т. е. умение предполагать, предвосхищать. До прочтения произведения учащиеся высказывают предположения о развитии событий, рассказывают о своих ассоциациях, чувствах, ожиданиях.

Рассмотрим реализацию различных приемов антиципации на предтекстовом этапе.

 

Прием «Рассечение вопроса» (смысловая догадка о возможном содержании текста на основе его заглавия)

Ученикам предлагается прочитать название и предположить, о чем пойдет речь в сказке Б.Заходера «Серая Звездочка».

Учитель. Кто может быть главным героем сказки?

Варианты фиксируются на доске.

 

Стратегия «Ключевые слова»

Учитель. Предположите, как могут разворачиваться события в рассказе Е.Чарушина «Страшный рассказ», опираясь на слова, которые встретятся тексте.

Шура и Петя
одни
легли спать
кто-то топает
прижались друг к другу
мама и папа
ежик
уснули
все лето

 

«Соревнуемся с писателем»

Учитель. Составьте рассказ по серии картинок и предположите, как будут развиваться события в сказке В.Сутеева «Палочка-выручалочка».

 

«Стратегия одного предложения»

Учитель. Прочитайте предложение из произведения Г.Снегирева «Бобренок». Составьте рассказ, опираясь на имеющуюся информацию.

С тех пор как встречу в лесу поваленное бобрами дерево, так сразу подумаю про бобренка, который подгрыз мой стол.

 

Работа с пословицами

1) Восстановите пословицы и объясните их смысл.

Торопливый дважды               и сделано на смех.
Дело мастера                           одно дело делает.
Делано наспех                         боится.

2) Закончите пословицу.

Терпение и труд …
Любишь кататься…
Сделал дело…

Учитель. Чему учат эти пословицы? Какова тема урока?

 

Отсроченная отгадка

В начале урока учитель задает вопрос (загадку), сообщает удивительный факт. В процессе работы над новым материалом школьники ищут ответы на вопросы, подбирают ключик для понимания идейного содержания произведения. Например, перед прочтением рассказа А.Владимирова «Сторожа в коробочках» педагог организует небольшую беседу.

Учитель. Как люди охраняют свой дом? (С помощью собак, сигнализации, системы «Умный дом».) В Японии для охраны жилища используют животных. Они такие маленькие, что могут поместиться в коробочку. Догадайтесь, кто это?

Учащиеся выдвигают свои версии, после первичного чтения проверяют догадки.

 

Прием «Верите ли вы, что…»

При знакомстве со сказкой Б.Заходера «Серая Звездочка» учитель предлагает утверждения, с которыми учащиеся работают дважды: до чтения текста и после знакомства с ним. Полученные результаты обсуждаются.

Верите ли вы, что… В начале урока В конце урока
Главным героем будет девочка    
Серой Звездочкой может быть жаба    
Жаба может быть красивой    
Жаба приносит пользу    
Жабы охотятся днем    

 

«Вспомни название. Найди неизвестное»

Перед прочтением рассказа В.Осеевой «Потерянный день» учитель организует коллективную работу. На доске размещены заголовки. В первом столбике пропущены слова, во втором все названия прикрыты листом бумаги.

Учитель. Вспомните названия рассказов В.Осеевой. Какое произведение нам неизвестно? Проверьте себя. Как вы думаете, что может быть потерянным?

«Волшебное…» «Волшебное слово»
«Синие…» «Синие листья»
«Просто…» «Просто так»
«Кто всех…» «Кто всех глупее»
«Потерянный…» «Потерянный день»

 

Использование цветных геометрических моделей для определения жанров и тематики литературных произведений

На доске размещается таблица с геометрическими фигурами, форма которых символизирует жанр, цвет – тематику произведения.

Учитель демонстрирует геометрическую фигуру (коричневый круг).

Учитель. Определите тему и жанр произведения В.Сутеева «Палочка-выручалочка». (Сказка о животных.)

 

Выделение фамилии автора из данного ряда по какому-либо признаку

Учитель предлагает прочитать фамилии авторов (Е.Чарушин, С.Михалков, Н.Сладков), вспомнить, кто из них писал о животных, о детях и т.д. (С.Михалков писал произведения о детях, Е.Чарушин и Н.Сладков – о животных.)

 

Работа с буквами, символами, шифрами, схемами

1) Составьте из пропущенных букв фамилию автора, с рассказом которого мы сегодня познакомимся.

Ба…ов, Уш…нский, Паус…овский, Биан…и, …сеева, …ысоцкая (Житков)

2) Зачеркните буквы, которых нет в русском алфавите, озвучьте название рассказа.

QМLАRЛSЬWЧFИGКN – ЗVВZЕЗJSДQАF («Мальчик-звезда»)

3) Прочитайте заголовок справа налево.

«ценедеЛ» («Леденец»)

4) Расставьте буквы по «росту.

нпеьееч («Печенье»)

5) Разгадайте ребус.

зал – л   +   платок – о   + а   = … («Заплатка»)

6) Восстановите названия сказок.

«ПРНЦСС Н ГРШН» («Принцесса на горошине»)
«ГДКЙ ТНК» («Гадкий утенок»)

 

«Угадай через Отгадай»

Перед прочтением произведения Л.Толстого «Белка и волк» учитель предлагает отгадать загадки, предположить, что могло произойти между главными героями, затем проверить прогнозы.

Пушистый маленький зверек
По деревьям прыг да скок.
Мелькнет меж ветвей –
Всех проворней и быстрей (Белка).

День и ночь по лесу рыщет,
День и ночь добычу ищет.
Ходит-бродит… молчком,
Уши серые торчком (Волк).

 

Игра «Разведчики»

Учитель. А сейчас вы отправляетесь на разведку. После чтения рассказа А.Раскина «Как папа выбирал профессию» необходимо рассказать, о каких профессиях мечтал отец.

 

Прием «Ассоциация»

Перед чтением стихотворения Л.Станчева «Осенняя гамма» учитель демонстрирует осенний лист, просит назвать образы, которые он вызывает (Осень, листопад, парк и т. д.). Затем педагог показывает нотный стан.

Учитель. А какие ассоциации возникают у вас сейчас? (Мелодия, музыка, песня). Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?

Учитель предлагает послушать музыкальное произведение Ф.Шопена «Капли дождя» (прелюдия № 15), представить картины осени, затем пояснить, что повлияло на формирование образа (характер музыки, темп и т. д.). После знакомства со стихотворением «Осенняя гамма» учитель просит охарактеризовать музыку, которую можно подобрать (сочинить) к этому стихотворению, на каком музыкальном инструменте ее исполнить.

 

Стать субъектом учебной деятельности – значит стать личностью, которая может и хочет осознавать цели своих учебных действий, самостоятельно их определять, преднамеренно искать и находить нужные средства, способы их достижения, предвидеть результаты своей деятельности, осуществлять действия, преодолевая встречающиеся трудности. Решению данной задачи способствует антиципирующая деятельность младших школьников.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий