Разработка классного часа для учащихся 4-го класса направлена на привлечение внимания учащихся к вопросам эффективного использования энергоресурсов, применения энергосберегающих приборов, а также повышение информированности о практических способах экономии в быту, формирование и закрепление психологии бережливости.
Ирина ОПИМАХ,
учитель начальных классов
ГУО «Средняя школа № 2 г.п. Россь»
Волковысского района,
Гродненская область
Форма проведения: групповая с элементами исследовательской деятельности
Задачи:
– закрепить и расширить знания учащихся по основам сбережения воды, тепла, электроэнергии;
– создать условия для развития познавательной деятельности, умения анализировать, обобщать, делать выводы;
– развивать умения проводить простейшие исследования, обобщать полученные результаты;
– формировать умение работать в группах;
– содействовать воспитанию активной гражданской позиции и психологической настроенности на бережливое и экономное использование энергоресурсов.
Ход занятия
Вводно-мотивационный момент
Игровая ситуация «Сохраним тепло в доме» (Учитель обматывает шерстяным шарфом домик, сделанный из кубиков конструктора).
Посоветуйте мне, как сделать, чтобы в моём доме было зимой светло и уютно, а самое главное – тепло.
Целеполагание
Рецепты бережливости мы будем узнавать, работая в центрах:
– исследований
– математики
– русского языка
– мудрых советов.
Задания для центра исследований
Исследование 1
Девочка читает книгу за столом. Можно ли читать в темноте? Помогите выбрать светильник, чтобы книга хорошо освещалась, но и расход электроэнергии был бережным. Сначала включайте верхний (потолочный) светильник, а затем – настольную лампу.
– Когда было лучше видно?
– Какой вывод можно сделать?
Исследование 2
Почему в наших квартирах зимой тепло. Что находится внутри батарей? Проведём исследование.
Наливаем в банку горячую воду. Подносим руку к банке (не дотрагиваясь). Что вы ощущаете? А теперь накроем банку тканью. Ещё раз поднесите руки к банке. Стало теплее или холоднее?
– А что происходит, когда наши батареи закрыты шторами или заставлены мебелью?
Исследование 3
А) Измерьте количество вытекаемой воды за 5 секунд при полностью открытом кране и сравните с количеством воды в стакане. 1 стакан = 200мл. Запишите результаты опыта:
за 5 секунд – …………..мл
за 10 секунд – …………..мл
за 1 минуту – ……………мл
Сделайте вывод: когда мы чистим зубы, экономней будет набрать воды в стакан или держать кран открытым?
Б) Измерьте количество вытекаемой воды из неисправного крана (вода течёт медленной струйкой) за 10 секунд. Запишите свои результаты.
10 секунд – ……..мл
1 минута – ……….мл
1 час – ……………мл
Сделайте выводы.
Задания для центра математики
1. Решите задачу.
За 1 минуту из крана вытекает 8 литров воды. Представьте, что кто-то из учеников в школе не закрыл кран, и вода текла всю перемену (20 минут).
– Сколько чистой воды вытечет?
– Какой вывод можно сделать?
2. Решите задачу.
Чтобы принять ванну, один человек расходует 180 литров, а чтобы принять душ – 50 литров. Мама моется в ванной, а папа предпочитает душ. Сколько воды экономит папа?
Сделайте вывод.
– Какой совет по экономии воды вы можете дать?
3. Решите задачу.
При температуре воздуха 24 градуса в день расходуется 35 метров кубических газа. Для поддержания температуры 22 градуса – 32 метра кубических. Сколько газа будет сэкономлено за месяц? (в месяце 30 дней).
Вычеркните числа, которые не являются произведением однозначных чисел. Если задание выполните верно, то узнаете правило пользования электроэнергией.
11 |
49 |
26 |
25 |
13 |
18 |
81 |
74 |
46 |
9 |
54 |
19 |
15 |
28 |
ю |
в |
в |
ы |
п |
х |
о |
з |
ы |
д |
я |
к |
и |
з |
57 |
20 |
51 |
42 |
10 |
69 |
13 |
30 |
36 |
23 |
49 |
71 |
72 |
69 |
б |
к |
в |
о |
м |
в |
г |
н |
а |
з |
т |
ж |
ы |
а |
19 |
14 |
45 |
34 |
32 |
24 |
48 |
29 |
56 |
я |
г |
а |
ь |
с |
и |
т |
с |
е |
12 |
40 |
62 |
64 |
53 |
21 |
с |
в |
м |
е |
о |
т |
5. Подчеркните числа, которые делятся на 3. Из букв, которые им соответствуют, составьте, а потом прочитайте совет.
18 |
14 |
21 |
30 |
41 |
36 |
22 |
16 |
27 |
8 |
17 |
33 |
55 |
64 |
15 |
39 |
25 |
42 |
54 |
о |
р |
т |
к |
ж |
л |
н |
л |
ю |
з |
в |
ч |
в |
г |
а |
й |
ы |
т |
е |
13 |
28 |
19 |
35 |
72 |
40 |
48 |
69 |
71 |
99 |
10 |
100 |
102 |
105 |
б |
г |
о |
с |
л |
я |
и |
ш |
щ |
н |
с |
д |
е |
е |
6. Узнайте, какими буквами следует заменить числа в зашифрованном предложении, выполнив указанные действия и определив ключ к шифру. Расшифруйте пословицу. Как вы её понимаете?
л | 8 + 127 |
а | 158 + 12 |
к | 203 – 8 |
п | 840 : 2 |
я | 810 : 30 |
м | 143 – 9 |
р | 329 + 72 |
е | 297 + 5 |
о | 23 + 161 |
Р | 200 – 6 |
Е | 320 – 19 |
Ё | 160 * 3 |
Т | 69 * 4 |
Ж | 29 * 20 |
Е | 700 : 5 |
Б | 363 – 70 |
195 | 170 | 420 | 135 | 27 |
134 | 184 | 401 | 302 |
293 | 140 | 194 | 301 | 580 | 480 | 276 |
Задания для центра русского языка
1. Узнайте, какое предложение зашифровано.
Для этого расположите буквы в алфавитном порядке.
Р | чтобы |
Ф | было |
М | и |
Ю | планете! |
Д | берегите |
О | дети, |
Ч | светло |
Т | много |
Ж | электроэнергию, |
Ы | на |
Й | взрослые |
У | Лет |
2. Вычеркните слова под гласными и прочитайте текст.
к |
а |
у |
й |
ф |
и |
ю |
х |
е |
если |
плотно |
двери |
ветер |
в |
закрывай |
на |
окно |
ясно |
м |
л |
э |
я |
н |
с |
ё |
свищет |
или |
квартире |
свет |
дождь |
из |
тепло |
щ |
а |
ж |
ю |
и |
г |
д |
в |
щелей |
своё |
брызжет |
балкон |
ветер |
значит |
ясно |
нам |
я |
з |
и |
ч |
а |
о |
и |
ш |
цветы |
одно |
в |
не |
батареи |
утепляй |
оживут |
заклеено |
о |
у |
и |
ч |
а |
о |
и |
я |
под |
солнцем |
у |
окно |
такого |
вот |
оконца |
да |
3. Расположите в нужном порядке строчки.
Прочитайте полученное стихотворение.
Знай, экономя водицу – сестрицу,
Кран повернём – и литрами губим.
Ты даёшь возможность потомкам напиться.
Воду, водицу, водичку мы любим,
Задания для центра мудрых советов
1. Составьте пословицы о бережливости (пословицы даны по частям, собираются по типу «пазлов»)
Чтобы быть богатым, надо уметь экономить.
Бережливость дороже богатства.
Бережливая вещь два века живёт.
Капля мала, а по капле – море.
Где бережливость, там богатство.
Лучше своё поберечь, чем чужое прожить.
Чужое береги пуще своего.
Запасливый лучше богатого.
Кто не бережёт копейки, тот сам не стоит рубля.
2. Составьте детскую «Азбуку энергосбережения» (ребята получают строчки стихотворения, наклеивают на странички, делают рисунки, затем соединяют страницы в книгу)
Капля за каплей плачет наш кран,
Исчезнет так с карты большой океан.
Зубы чищу экономно, вот вода в стаканчике.
Воду нужно нам беречь, девочки и мальчики!
Бак на даче установлен,
чтобы дождик в нём собрать.
Чтоб в режиме экономном,
сад зелёный поливать.
Нужное явление в квартире отопление,
Чтобы его нам запустить, нужно трубы все промыть.
Экономным станет он –
отопительный сезон.
Ремонтом займёмся со знанием дела:
мы окна заклеим, балкон застеклим.
Расставим мы мебель, открыв батареи,
тепло в нашем доме вот так сохраним.
Сквозь окна чистые струится солнца свет,
Здесь электричеству пока работы нет.
Если будешь край беречь,
уголь бережно расходуя,
Сможешь свет в домах зажечь
и чудо-ёлку новогоднюю!
Чтобы чайник не греть каждый час,
придуман прибор высший класс!
Тепло в своём теле он долго хранит,
названием термос он знаменит!
Ночь наступила, в кроватку шагай,
и по дороге ты всё выключай.
Пусть отдыхают компьютер, ТиВи,
Милый мой друг, и ты отдохни!
Не лейте понапрасну воду,
и зря не жгите свет и газ!
Давайте сохраним природу
для тех, кто будет после нас!
Отчёт центров
Вода – одно из самых замечательных чудес природы. В стакане чая – вода, в арбузе – вода, даже тело человека на две трети состоит из воды. Где нет воды – там нет и жизни. И потому учёные, пытаясь определить, есть ли жизнь на других планетах, в первую очередь интересуются наличием там воды. А как вы думаете, много ли воды на Земле?
Если бы поверхность Земли была ровной, то слой всех рек, морей и океанов имел бы толщину 9 метров. Но 97 % всех вод – солёные. Морская вода непригодна для питья. И только 3 % воды пресной, причём две трети её заморожено в Артике и Антарктике. Поэтому только 1 % из всего количества воды человек может использовать для питья и других хозяйственных нужд.
Ресурсы пресной воды отличаются неравномерным географическим распределением по поверхности земной суши. 80 стран мира испытывают острый недостаток в воде. А скоро и всё человечество может ощутить её нехватку. Потребление пресной воды растёт. Избежать водяного кризиса поможет только бережное, экономное отношение к воде.
Послушайте задачу об очень бережливых учениках.
«Ученики одной из школ следят за тем, чтобы вода не лилась зря, поэтому половина учеников этой школы приходят на занятия с немытыми руками. Другая половина приходит не только с немытыми руками, но и с немытыми лицами. Сколько всего учеников в этой школе, если каждый день с немытыми руками и немытыми лицами на занятия приходят 290 мальчиков и 50 девочек». Правильно ли поступают ученики этой школы?
Экономия воды, как и других ресурсов, должна быть разумной. Ходить с немытыми руками и лицами негигиенично. Это может привести к болезням. Кроме того, это не эстетично: никто не будет дружить с такими детьми.
Посмотрим, какие выводы сделали вы, ребята, работая в своих центрах.
Центр исследований
Ребята рассказывают о своём исследовании № 3а.
Вывод: чистить зубы, набрав воды в стакан.
Ребята рассказывают о своём исследовании № 3б).
Вывод: если кран неисправен, нужно его как можно скорее отремонтировать.
Центр математики
Задание 1. Вывод: закрывайте всегда плотно кран.
Задание 2. Вывод: мойтесь в душе.
Задание 6. Вывод: капля – море бережёт.
Центр русского языка
Задание 3. Зачитывают стихотворение:
Воду, водицу, водичку мы любим,
Кран повернём – и литрами губим.
Знай, экономя водицу-сестрицу,
Ты даёшь возможность потомкам напиться.
Послушайте ещё раз советы по экономии воды в быту:
-
- Установите в доме (квартире) счётчики воды. Это повысит контроль расхода воды и позволит сэкономить деньги.
- Плотно закрывайте краны.
- Почините или замените все протекающее краны. Помни: из неисправного крана за сутки может вытечь от 30 до 200 литров воды!
- На время, когда чистите зубы, выключайте воду. Чтобы ополоснуть рот, достаточно стакана воды.
- По возможности приобретайте экономичную сантехнику: унитаз с двумя режимами слива, смесители-рычаги (они быстрее смешивают воду, чем смесители с двумя кранами, а значит, меньше уходит воды впустую, пока вы подбираете оптимальную температуру воды).
- При мытье посуды не держите кран постоянно открытым, мойте посуду в наполненной водой раковине.
- Используйте посудомоечную и стиральную машину только при полной загрузке.
- Не размораживайте продукты под струёй воды из-под крана. Лучше всего заранее переложить продукты из морозильной камеры в холодильную.
- Принимая душ, вы в 5–7 раз снижаете потребление воды по сравнению с тем, когда вы принимаете ванну. Воды тратится меньше, если использовать в душе экономный рассеиватель с меньшим диаметром отверстий.
- При приготовлении чая, кофе, напитков необходимо набирать в чайник столько воды, сколько нужно для использования.
Людям для работы нужен свет. Мы так устроены, что ведём активную жизнь днём и спим ночью. В современном обществе деятельность продолжается 24 часа в сутки. И мы проводим много времени внутри здания, куда не попадает дневной свет. Особенно необходимо дополнительное искусственное освещение в течение коротких зимних дней. С древних времён человечество использовало для освещения всё, что может гореть. Благодаря электрической лампочке к нам пришёл электрический свет, который оказался наилучшим способом искусственного освещения. Вы понимаете, ребята, какое огромное значение имеет лампочка в нашей жизни. Чтобы наш мир освещало электричество, мы должны относиться к нему бережно, экономно, быть внимательными, чтобы не тратить зря электричество.
Центр исследований
Ребята рассказывают о своём исследовании № 1.
Вывод: настольная лампа лучше освещает книгу, при этом экономится электроэнергия.
Центр математики
Задание 5.
Вывод: отключайте лишнее. Не допускайте работы электроприборов без необходимости, отключайте их на ночь от сети.
Задание 4.
Вывод: выходя из комнаты, гаси свет. Всегда выключайте свет, когда он не нужен.
Центр русского языка
Задание 1.
Вывод: берегите электроэнергию, взрослые и дети, чтобы много лет было светло на планете.
Послушайте советы по экономии электроэнергии:
-
- Выключай свет, когда он не нужен.
- Своевременно отключайте электроприборы.
- Не допускать работы нескольких электроприборов без необходимости (телевизор, компьютер, магнитофон)
- Отключать от сети на ночь электроприборы.
- Использовать настольные лампы, бра. Ведь многоламповая люстра на потолке обеспечивать освещение всего помещения, но приводит к нежелательному образованию тени при работе за письменным столом, в уголке с игрушками. Целенаправленное местное освещение, несмотря на меньшую мощность ламп, обеспечит лучшую освещенность.
- Вытирать пыль с лампочки, что позволит ей ярче светить, тогда дополнительное освещение не потребуется.
- Постепенно переходить к использованию энергоэффективных лампочек.
- Чаще размораживать холодильник.
- Использовать стиральную машину при полной загрузке.
Вернёмся к моей проблеме – сохранения тепла в доме.
Центр исследований
Ребята рассказывают о своём исследовании № 2.
Вывод: не закрывайте шторами и мебелью батареи.
Центр русского языка
Задание 2.
Вывод: если ветер в окна свищет или дождь из щелей брызжет – значит, ясно нам одно не заклеено окно. На зиму надо утеплять и заклеивать окна.
Оптимальная температура для работы – 18–19 градусов. Температура выше 22 градусов расслабляет, клонит ко сну, мешает сосредоточиться, сконцентрировать внимание. Комнатная температура выше 25 градусов в зимний период неоправданна, так как резкий перепад температуры (дома жарко, а на улице – холодно.) может привести к простудным заболеваниям. Снижение комнатной температуры на 1 градус не ощущается, но приводит к значительной экономии тепловой энергии.
Центр математики
Задание 3.
Вывод: температура должна быть оптимальной – 18-19 градусов.
Послушаем правила сохранения тепла в доме:
-
- Окна на зиму обязательно вымыть (чтобы они пропускали больше солнечного света), утеплить, заклеить. Если возможно, заменить их на устойчивые к любым погодным условиям.
- Все щели в доме заделать, плотно закрывать двери.
- Не заставлять батареи мебелью.
- Использовать ковры для утепления пола и стен.
- Оптимальная температура для работы и жизнедеятельности 19-20 градусов. Если снизить температуру в доме на 1 градус, то это позволит добиться значительной экономии.
Отчёт центра мудрых советов
В мире азбуки есть различные:
Простые и сложные, просто отличные.
Вот вам спецпредложение:
АЗБУКА ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ!
Ребята демонстрируют азбуку и зачитывают правила из неё.
Ребята читают пословицы о бережливости и объясняют их смысл.
Подведение итогов. Рефлексия
(на стенах – рисунки лампочек трёх цветов: зелёная, красная, жёлтая)
Учитель:
Жить только для себя – не значит жить!
А потому должны мы постараться
Энергию разумно потреблять,
Не только правнукам должна она остаться.
Если вы согласны с произнесёнными словами, то подходите к зелёной лампочке.
Если вы считаете, что об энергосбережении должны думать родители, а не вы, то подходите к лампочке жёлтого цвета.
А если вы считаете, что вообще не надо экономить энергоресурсы, то подходите к лампочке красного цвета.
Ребята, я надеюсь, вы запомнили эти нехитрые рецепты бережливости, расскажите своим мамам и папам, родственникам и друзьям. И обязательно старайтесь ими пользоваться.
А наш классный час мне бы хотелось закончить замечательными словами Махатмы Ганди: «Ресурсов Земли достаточно для того, чтобы удовлетворить потребности каждого из нас, но не жадность каждого из нас».