В материале представлен сценарий коррекционного занятия для детей с общими нарушениями речи по теме «Транспорт».
Алла СЕВКО,
учитель-дефектолог
ГУО «Стародворецкая базовая школа»
Берестовицкого района,
Гродненской области
Цель: совершенствование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим нарушением речи.
Задачи:
коррекционно-образовательные
– систематизировать представления о транспорте;
– активизировать и актуализировать словарь по теме «Транспорт»;
– формировать умение правильно произносить слова сложной слоговой структуры;
– обогащать экспрессивную речь сложными словами;
– совершенствовать навык слогового анализа слов;
– совершенствовать синтаксическую сторону речи (сложные предложения);
– совершенствовать грамматический строй речи (образование формы множественного числа существительных);
– развивать связную речь;
коррекционно-развивающие
– развивать зрительное внимание и восприятие;
– развивать речевой слух и фонематическое восприятие;
– развивать артикуляционную, тонкую и общую моторику;
– координировать речь с движением.
коррекционно-воспитательные
– формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, ответственности, инициативности.
Оборудование: мяч, эстафетная палочка, мешочек, иллюстрации видов транспорта, карточки с заданиями, рисунки для штрихования, контейнер с карандашами, мультимедийная установка, презентация.
Материалы для занятия: https://drive.google.com/drive/folders/143cygg7y0k0lYmi0cSa9FzDIf2C7iyxj?usp=sharing
Предварительная работа: экскурсия на улицу вблизи детского сада, рассматривание транспорта, который по ней движется, беседа о транспорте, его назначении, правилах поведения на улице; разучивание упражнений «Зрительная гимнастика», «Двигательная гимнастика», «Пальчиковая гимнастика»; чтение загадок, скороговорок рассказов о транспорте.
Ход занятия
I Организационный момент
Слайд № 1. Весёлые путешественники
Логопед: Здравствуйте ребята! Сегодня мы с вами познакомимся с различными видами транспорта. Готовы? Давайте вместе выберем сегодняшнее настроение.
Дети выбирают картинки с грустными и веселыми машинками с соответствующим настроением и крепят на магнитной доске над чертой.
Слайд № 2. Отгадай вид транспорта
Логопед: Дети, сегодня мы с вами отправимся в путешествие, а на каком транспорте, вы должны угадать. Для этого внимательно слушайте музыку из мультфильма и скажите, на чём катался наш герой. (Музыкальный отрывок из мультфильма «Кот Леопольд»).
После ответов детей на экране появляется рисунок кота Леопольда на велосипеде. Вместе с детьми под музыку двигаемся по кругу, выполняя круговые движения руками перед собой.
Слайд № 3. Дыхательная гимнастика
Логопед: Дети, что случилось? (Музыка остановилась, на экране изображение спущенного велосипедного колеса). Правильно, спустило колесо! Давайте его накачаем.
Упражнение 1
Логопед: Глубокий вдох. На выдохе произносим длинный звук Ш-Ш-Ш. (Повторить 3 раза)
Логопед: Что мы будем делать дальше? (На экране рисунок человечка с насосом).
Упражнение 2
Логопед: Туловище слегка наклонено вперёд, на выдохе произносим короткий звук С-С-С, имитируя руками накачивание насосом. (Повторить 3 раза)
II Основная часть
Слайд № 4. Найди отгадку
Логопед: У меня есть для вас загадка. Попробуете отгадать:
Смело в небе проплывает,
Обгоняя птиц полет.
Человек им управляет.
Что же это? (Самолет)
(Щелчком мыши показать правильный ответ в презентации)
Логопед: Давайте разделим слово СА-МО-ЛЁТ на слоги и определим количество слогов в слове. (Ответы детей) Молодцы, справились!
Слайд № 5. Отгадай загадку
Логопед: Еду, еду – ни дороги, ни следа. (В руках круг с загадкой). Выслушать предположения детей по поводу транспорта, который движется без дороги и не оставляет за собой следов.
Логопед: Правильно ли мы рассуждаем, нам поможет понять «волшебный мешочек». (В нём находятся 4 (по количеству детей) разрезные картинки с транспортом. Каждый ребёнок достаёт по одной карточке и вместе дети собирают разрезную картинку, объясняют, почему этот транспорт не оставляет следов.
Слайд № 6. Посчитай самолёты
Логопед: Дети, нам надо сосчитать самолёты. (Два самолёта. Показать правильный ответ. Самолёты улетают). Логопед: Что осталось на экране? (Троллейбус, автобус, машина). Давайте разделим слова на слоги: трол-лей-бус, ав-то-бус, ма-ши-на.
Слайд № 7. Транспорт
Логопед: Дети, посмотрите какой необычный транспорт! Я такого не знаю, а вы? Наверное, это зашифрованные названия. Давайте попробуем разобраться. Что может обозначать птичка, лошадка, рыбка, червячок? (Воздушный, наземный, водный, подземный).
Логопед: Сейчас узнаем. С помощью «волшебного мешочка» (в нём находятся 4 (по количеству детей) картинки, идентичные слайду. Каждый ребёнок вытягивает по одной).
Логопед: Вам задание: выбрать нужный вид транспорта (на столе лежат разрезные картинки «Транспорт»).
Слайд № 8. Игра «Из чего? Какой?»
Логопед: Сейчас мы с вами поиграем в игру с эстафетной палочкой. У кого палочка, тот называет, из чего сделан предмет и какой он.
Например: Колесо из резины. Оно резиновое. (Передаем палочку соседу. Щелчком показать следующую картинку).
Слайд № 9. Зрительная гимнастика «Шарики воздушные»
Логопед: А теперь, давайте сделаем гимнастику для глазок. Спинки прямые, головой не вращаем, глазами следим за шариками.
Слайд № 10. Игра «4-й лишний»
Логопед: Посмотрите на верхний ряд. Найдите лишнюю картинку. Почему она лишняя? (Ответы детей. Показать на компьютере правильный ответ).
Логопед: Внимательно посмотрите на нижний ряд. Подумайте, что здесь лишнее и почему? (Показать правильный ответ).
Слайд № 11. Игра «Один – много»
Логопед: Вы сегодня большие молодцы! Давайте поиграем в игру, с помощью которой попробуем образовать множественное число.
Образец выполнения задания: лодка – лодки – много лодок. (Выполняют стоя в кругу, с передачей мяча отвечающему).
Слайд № 12. Закончи предложения
Логопед: Дети, сейчас на экране будут появляться предложения с картинками. Я читаю, а вы по очереди заменяете картинку словом. Начинает имя ребенка. (Показывать по одному предложению).
Пассажиры плывут на большом (корабле);
У Паши нет (мотоцикла);
Ребята ловят рыбу с (лодки);
Пассажиры идут к (самолету);
Марина с мамой выходят из (поезда);
Миша наблюдает за (автобусом).
Слайд № 13. Придумай предложения с помощью картинок
Логопед: А сейчас, ребята, давайте мы с вами составим предложения, используя следующие картинки. (Показать первый ряд: ребята, автобус, зоопарк; затем второй ряд: люди, самолет, облака)
Двигательная гимнастика «Самолёт»
Дети выполняют движение, повторяя за персонажами в видео
Задание «Штриховки»
Логопед: Ребята, сейчас я раздам рисунки, а вам нужно заштриховать их. На каждом транспорте стрелочкой указано направление, в котором нужно штриховать. Давайте посмотрим, как вы справитесь с заданием. (Раздаёт рисунки для штрихования: автомобиль, автобус, грузовик).
III Подведение итогов. Рефлексия
Слайд № 13. Кот Леопольд
Логопед: Наше занятие подошло к концу. Расскажите, какие задания вам понравились больше всего? Какое задание было самым трудным? А какое самым простым? Изменилось ли выше настроение? Давайте с помощью картинок покажем это. (Дети выбирают картинки с соответствующим настроением и крепят на магнитной доске под чертой. Сравнить с началом занятия).