Урок в интегрированном классе по теме «Растения – часть живой природы. Жизнь растений осенью. Лекарственные растения». Человек и мир, 1-й класс
Оксана ШУНДРИК,
учитель начальных классов
ГУО «Средняя школа № 3 г. Дятлово»,
Гродненская область
Цель: предполагается, что к концу урока у учащихся сформируются представления о растениях как части живой природы, дети познакомятся с разнообразием (лекарственного) растительного мира, лекарственными растениями.
Задачи личностного развития учащихся:
– содействовать получению знаний учащихся по теме;
– создать условия для формирования представлений у учащихся о разнообразии растительного мира и лекарственных растений, об использовании лекарственных растений в жизни;
– способствовать развитию умений общаться, сравнивать, вести диалог, работать с текстом;
– создать условия для воспитания бережного отношения друг к другу.
Учебно-методическое обеспечение: учебное пособие, карточки, тетрадь на печатной основе.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Ход урока
I Организационный момент
– Здравствуйте, ребята. Сегодня замечательный день. Настроение прекрасное. Я хочу, чтобы наш урок прошёл хорошо. Надеюсь, вы мне в этом поможете. Чтобы наша работа была успешной, попрошу вас быть активными и дисциплинированными, работать старательно, слушать меня внимательно.
II Актуализация знаний
– Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие. А вот куда – догадайтесь сами.
Утром мы во двор идём –
Листья сыплются дождём.
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят…
– О какой поре года говорится в загадке? (Осень)
– Да, мы совершим путешествие в красочный мир осени. Но давайте осени продемонстрируем свои знания. А о чем? Посмотрите на доску. Попробуйте из букв ПРАОРДИ составить слово.
– Какое слово получилось? Прочитайте (Природа)
– Что оно означает? Перечислите. (Деревья, цветы, животные, солнце)
– Это то, что нас окружает?
– Значит, парта, стул – это тоже природа? (Нет, их сделал человек)
– Так что же такое природа? (Природа – это то, что нас окружает и не сделано руками человека)
– Давайте из прошлых уроков вспомним свои знания о природе.
– Какая природа бывает? (Живая и неживая)
Задание. Из предложенных карточек выбрать:
– мальчикам – объекты живой природы (Живая природа: божья коровка, белка, крапива, ромашка, рябина, дуб)
– девочкам – объекты неживой природы (Неживая природа: луна, камень, туча, солнце, речка)
– А какая карточка осталась? (Стол) Докажите свой выбор. (Сделан руками человека)
На доске вывешиваются карточки «ЖИВАЯ», «НЕЖИВАЯ», под ними – карточки с объектами живой и неживой природы.
– Почему эти объекты относятся к живой природе?
Класс: Назовите предметы неживой природы. |
Денис: Назови еще раз предметы, которые относятся к живой природе? |
(Живая природа: дышат, растут, питаются, размножаются; неживая природа: наоборот)
– О чем мы вспомнили? |
Денис: Назови в первой группе все растения. На какие группы их можно разделить? (Деревья и лекарственные растения) |
III Сообщение темы урока
– Может, кто-нибудь догадался, о чем мы будем говорить на уроке?
– Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с живой природой, сформируем представления о разнообразии растительного мира, о пользе лекарственных растений и о жизни растений осенью.
– А как вы считаете, стоит ли нам знакомиться с этой темой?
– А сейчас вспомним, чем отличается живая природа и неживая природа осенью и летом? В этом нам поможет следующее задание:
На доске картинки лета и осени
– Какое небо? Тучи? Солнце? Деревья?
IV Знакомство с новым материалом
– Попробуйте отгадать загадку:
Дышит, растет, а ходить не может (Растение).
– Ребята, а какие растения вы знаете?
а) Представьте, что вы летите на вертолёте. Сверху какие можно увидеть растения? (Деревья)
(На доске картинки деревьев: рябина, клен, сосна, береза, яблоня – верхний ряд)
б) А сейчас мы на вертолёте начинаем спускаться. Какие сейчас увидим растения? (Кустарники)
(На доске: орешник, смородина, малина, крыжовник – средний ряд)
в) Ну а если мы пройдемся по земле, то какие еще растения можно увидеть? (Трава, травянистые растения)
(На доске: ромашка, ландыш, василек – нижний ряд)
– А зачем человеку нужны растения?
– Как к ним должен относиться каждый из нас?
– А вы знаете, ребята, что среди всех растений есть и такие, которые приносят пользу? (Лекарственные растения)
Класс: Откройте свой учебник на с.12, рассмотрите рисунки и подумайте, как осеннее похолодание влияет на деревья, кусты, и травянистые растения? (С них падают листья, они засыхают, у многих деревьев созревают плоды) |
Д.: Попробуй назвать, какие это растения? (На доске среди всех: рябина, малина, ромашка) – Прочитай в своей книге названия лекарственных растений, и подумай, для чего они нужны (Учебник, с. 52) После того как прочитает, отвечает (Подорожник, тысячелистник, мать-и-мачеха. Помогают лечить болезни, используют для приготовления лекарств) |
Физкультминутка
– Денис, с какими лекарственными растениями ты познакомился? (Подорожник, тысячелистник, мать-и-мачеха)
На доску выставляются картинки лекарственных растений
(Подорожник растет у дороги, свежий сок этой травы залечивает раны.
Тысячелистник растет на лугу, листья мелкие и сильно изрезаны, кажется, что их очень много. Его листья останавливают кровь.
Мать-и-мачеха растет на пустырях. Сверху листья зеленые, гладкие. Снизу – серые, покрытые волосками. Листья применяют для лечения кашля).
– Ребята, а какие еще лекарственные растения вы знаете?
– Зачем вам нужно знать о лекарственных растениях?
(Помогают людям победить разные болезни. Из них готовят морсы, напитки. Настои лечат простуду, головную и зубную боль, заживляют раны).
– Меняется ли жизнь растений осенью?
– А сейчас мы немного отдохнём. В этом нам поможет игра «Расшифруй слово».
На доске выставлены слоги, составьте из них слово.
1-й ряд – ЛИ МА НА (малина)
2-й ряд – ПА ЛИ (липа)
3-й ряд – НИ ЧЕР КА (черника)
– Что у вас получилось? Класс: Подумайте, к каким ярусам отнесём все эти растения? (Деревья, кустарники, травянистые растения) |
Д.: Прочитай эти слова. – Какие это растения? (Лекарственные) – Какую пользу приносят человеку? (Липа и малина – при простудных заболеваниях, черника восстанавливает зрение) |
V Повторение и закрепление изученного материала
Класс: А сейчас мы узнаем, какие плоды дают осенью деревья? Работа в парах. Рассмотрите осенние плоды в центре рисунка. Соедините стрелками. Назови птиц и зверей, которые лакомятся этими плодами. (Дуб: желуди едят дятлы, дикие кабаны и белки. – К каким ярусам отнесем? (Деревья: дуб, сосна, рябина. – Какие из них лекарственные? |
Денис: Тебе предлагаются картинки. Найди среди них лекарственные растения. Подумай, какую они приносят пользу. (Картинки: малина, рябина, вишня, дуб, шиповник) |
VI Рефлексия
Наш урок подходит к концу.
– Давайте вспомним, с чем мы познакомились сегодня на уроке.
– Почему растения – это часть живой природы?
– Как изменяются растения осенью?
– С какими лекарственными растениями мы познакомились?
– Какую пользу приносят лекарственные растения?
– Как нужно относиться к растениям?
– Пригодятся ли нам полученные знания?
Благодарю за работу. Прошу всех встать. Урок окончен!