В материале раскрываются результаты опыта применения авторского ЭОР «Биологический помощник» с целью развития самостоятельной познавательности у учащихся 6–8-х классов. Показывается возможность применения ресурса на уроках биологии и во внеурочное время.
Ольга КАРПЕНКО,
учитель биологии
ГУО «Средняя школа № 11
имени генерала армии А.И.Антонова г. Гродно»
Анализ результатов РКР (2021/2022, 2020/2021, 2016/2017, 2015/2016 учебных годов) по биологии показывает, что у учащихся недостаточно развиты умения сравнивать, анализировать, обобщать и систематизировать материал, выделять в нем главное, находить проблему и оптимальные способы ее решения, применять полученные знания и способы деятельности в различных ситуациях, в том числе нестандартных, организовывать самостоятельную работу, что указывает на недостаточный уровень сформированности познавательной самостоятельности учащихся.
Познавательную самостоятельность справедливо рассматривать как часть самосовершенствования личности. Большинство исследователей выделяют три основных компонента в структуре познавательной самостоятельности: мотивационный, волевой и содержательно-операционный. Все они взаимозависимы.
Проанализировав личный педагогический опыт, я определила для себя цель – развитие познавательной самостоятельности у учащихся 6–8-х классов на уроках биологии, а способом ее достижения стала разработка и внедрение в образовательный процесс ЭОР «Биологический помощник».
Электронный образовательный ресурс «Биологический помощник» размещён в сети интернет по адресу http://www.biology.karpolya.ru (Рис. 1) и представлен 28 темами в разделе «Биология, 6-й класс», 34 темами в разделе «Биология, 7-й класс» и 23 темами в разделе «Биология, 8-й класс», разработанными в соответствии с действующей учебной программой и примерным календарно-тематическим планированием. При проектировании ЭОР соблюдались основные требования и учитывались задачи, возложенные на ЭОР. Необходимость регистрации на сайте (Рис. 2) предоставляет возможность учителю видеть результаты прохождения контроля знаний учащимися.
Каждый урок (тема) содержит информационную составляющую, включает иллюстрации, схемы, видеофрагменты (Рис. 3). Применяю приёмы смысловой переработки информации, культуры чтения, слушания, краткой рациональной записи. Учу озвучивать, объяснять готовые, а также составлять свои схемы, устанавливать причинно-следственные связи. Разнообразие форм подачи информации способствует развитию мотивационного компонента самостоятельной познавательной активности учащихся.
С определениями новых терминов темы предлагаю учащимся ознакомиться в рубрике «Словарь» (Рис. 4). Такое расположение удобно при закреплении материала на уроке, повторении при подготовке домашнего задания, написания терминологических диктантов и учит рационально организовывать деятельность учащихся через систематизацию учебного материала (развитие содержательно-операционного компонента познавательной самостоятельности).
С целью создания отношения к учебе, умственной деятельности как к фактору, имеющему важнейшее значение в жизни, в большинстве тем ЭОР размещена биографическая информация о выдающихся ученых, внесших вклад в развитие биологии. Достижению этой цели способствует знакомство учащихся с современными методами работы и достижениями биологии, которые размещены в рубрике «Историческая справка» (Рис. 5). В теме «Методы изучения живой природы» (6-й класс) предлагаю перейти по ссылке на сайт виртуальной сканирующей электронной микроскопии.
Развитию мотивационно-волевого компонента самостоятельной познавательности способствует личная заинтересованность учащихся в изучаемом материале. Так, в темах «Пресноводная экосистема – озеро» (6-й класс) и «Многообразие растений» (7-й класс) предлагаю учащимся совершить виртуальную прогулку по берегам водоёмов г. Гродно и Гродненского района, ознакомиться с прибрежной флорой, проверить знания в форме теста. Виртуальная экскурсия «Прибрежная растительность Гродненщины» представлена в виде интернет-проекта и создана совместно с учащимися нашей школы (https://karpolya.ru/virtualtour_new) (Рис. 6).
ЭОР «Биологический помощник» является не только местом презентации готовых проектов и исследований, но и помощником для их выполнения. Каждый урок содержит рубрики: «Это интересно», «Творческие задания» (Рис. 7). Результатом являются вопросы, творческие работы в виде эссе, презентаций, моделей, предложения новых тем исследовательских работ. Используемые на уроках биологии пособия, изготовленные руками ребят, повышают личную значимость изучаемого материала, удовлетворяют потребность в успехе, при этом поощряется использование дополнительных источников информации (Рис. 8). В теме «Методы изучения живой природы» (6-й класс) имеется ссылка на сайт http://www.karpolya.ru, где в рубрике «Исследователь» расположена доступная, пошаговая информация по выполнению школьного исследования в области биологии (Рис. 9). Здесь можно найти адаптированные к школе методики выполнения экологических исследовательских работ, тезисы работ, выполненных моими учениками, фотоотчёты, виртуальную карту проведённых исследований. Таким образом, уже на первых уроках в 6-м классе учащиеся ненавязчиво вовлекаются в школьные экологические исследования и проекты, знакомятся с алгоритмом их выполнения, правилами и методами работы, критериями оценивания. При этом я не навязываю им ни тему исследования, ни темп работы.
Важным компонентом познавательной самостоятельности учащихся является способность к самоконтролю и адекватному самооцениванию своей деятельности. Контроль за деятельностью учащегося и оценивание со стороны учителя должны подкрепляться, а затем и уступать место самоконтролю и самооцениванию. Этому способствует поурочный контроль знаний, который включает в себя разнообразные типы заданий (Рис. 10). После выполнения заданий не только учитель, но и учащиеся видят ошибки и правильные ответы. Выполнение заданий не ограничено временными рамками, что позволяет реализовывать не только контролирующий, но и обучающий потенциал данного вида работы. Задания рубрики «Контроль знаний» использую на этапах опроса домашнего задания, закрепления темы, а также при создании проблемной ситуации на этапе актуализации знаний.
На этапе рефлексии предлагаю учащимся представить своё видение страницы ресурса по изучаемой теме. Это способствует развитию познавательной самостоятельности через возрастание личной значимости материала.
Для оценки результативности и эффективности достижения поставленной цели, была изучена степень сформированности компонентов самостоятельной познавательности. Использовались диагностики, обобщенные В.Н.Пустовойтовым [1, с. 51–57].
Анализ диагностики показывает, что у учащихся (30 человек) в исследуемый период (применение ЭОР «Биологический помощник» с 6-го по 8-й класс) возрастает доля внешних мотивов деятельности. Отмечен рост мотивации достижений (с 16 % до 26 %). Доля внутренних мотивов уменьшается (с 53 % до 42 %) в основном за счет снижения доли нестойкого интереса в процессе познания. При этом возрастает значимость мотивации содержания и способов деятельности (с 26 % до 38 %). Количество учащихся, не имеющих перспективных целей, уменьшилось на протяжении анализируемого периода с 31 % до 17 %. Количество учащихся с высоким уровнем волевой саморегуляции возросло на 6 % (с 27 % до 33 %). Анализ диагностики даёт основание сделать вывод о достаточно низких сформированных операционных умениях и невысоком уровне знаний у учащихся в 6-м классе и возрастание исследовательских и частично-поисковых умений и навыков по биологии в конце 8-го класса.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что использование в образовательном процессе ЭОР «Биологический помощник» способствует развитию познавательной самостоятельности у учащихся 6-8-х классов. Ресурс содержит материалы и предоставляет возможности, необходимые для развития всех компонентов познавательной самостоятельности.
Использованные источники
1 Пустовойтов, В.Н. Развитие познавательной самостоятельности учащихся старших классов на уроках математики и информатики. – Брянск : Издательство БГУ, 2002. – 120 с.
2 Пидкасистый, П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. – М. : Педагогика, 1980. – 326 с.
3 Иванова, А.В. Уровни и показатели сформированности самостоятельной познавательной деятельности учащихся-гуманитариев / А.В.Иванова, А.Г.Скрябина, Л.В.Степанова // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 4. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27743 (дата обращения: 10.07.2022).