Интеллектуальная викторина может быть использована как сценарий урока обобщения на последнем занятии в учебном году в 5-м классе или как внеклассное мероприятие по истории на повторение изученного материала для учащихся 6-го класса.
Анастасия ФИЛИМОНОВА,
учитель истории
ГУО «Средняя школа № 39 имени И.Д.Лебедева г. Гродно»
В последнее время стало наблюдаться снижение познавательной активности учащихся. Как же сделать так, чтобы процесс обучения был интересным, творческим, приносил радость и удовлетворение? Огромная роль здесь принадлежит современным образовательным технологиям, которые сегодня стали неотъемлемой частью образования.
В 5-м классе учащиеся только приступают к изучению истории, поэтому важно развить интерес к изучаемому предмету. Для этого наряду с традиционными занятиями, немаловажно проводить нетрадиционные уроки, в том числе уроки-викторины. В своей педагогической практике такие уроки чаще всего я провожу в конце изучения раздела, на уроках обобщения и проверки знаний.
Сделать урок-викторину ярким, наглядным, интересным, помогают информационно-коммуникационные технологии, наглядные средства обучения, яркий раздаточный материал. Эту разработку можно использовать на последнем уроке учебного года, как итоговое обобщение (69–70-й час в КТП) или как урок-викторину в рамках предметной недели по истории.
Тема урока: Итоговое обобщение по разделу истории Древнего мира.
Тип урока: комбинированный урок.
Вид урока: урок-викторина.
План изучения темы:
1) Понятия и терминология истории Древнего мира.
2) Персоналии истории Древнего мира.
3) География истории Древнего мира.
4) Хронология истории Древнего мира.
Цель урока:
учащиеся демонстрируют знание
– основных периодов и важнейших событий истории Древнего мира, их даты, участников и основные результаты;
– основных явлений и процессов, происходивших в первобытности, цивилизаций Древнего Востока и Античности;
– важнейших исторических деятелей и деятелей культуры изучаемого периода.
Задачи урока:
– закрепить знания основных терминов и понятий;
– формировать навыки работы с лентой времени, закрепить знания хронологии исторических событий истории Древнего мира;
– продолжать формировать умение работать с учебником и историческими источниками;
– совершенствовать навыки работы с географической картой;
– продолжать учить работать с медиатекстом;
– воспитывать интерес к культуре и жизни народа другого государства.
Формы организации деятельности: групповая, фронтальная, индивидуальная
Методы: словесный, наглядный, практический.
Оборудование урока:
– мультимедийный проектор, ноутбук;
– презентация по теме «Что? Где? Когда? Этот загадочный Древний мир» Интеллектуальная викторина PDF;
– карточки с заданиями для всех раундов (прикреплены на доску магнитами, задания напечатаны с обратной стороны);
– музыкальный видеофрагмент для физкультминутки;
– наглядный материал для оформления доски;
– раздаточный материал на парты (по количеству учащихся);
– медали для болельщиков по количеству вопросов;
– грамоты для всех участников.
– «черный ящик» с предметами-отгадками для пятого раунда.
Интеллектуальная викторина
«Что? Где? Когда? Этот загадочный Древний мир»
Ведущий: Здравствуйте, дорогие участники и любители истории! Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие в древний мир. А помогут нам в этом вопросы интеллектуальной викторины «Что? Где? Когда? Этот загадочный Древний мир».
Сегодня в нашей викторине свои знания проверят участники четырех команд. Давайте их представим! (Представление участников команд, 4 команды по 6 человек)
Наше жюри (представление жюри).
Поприветствуем болельщиков команд.
Итак, правила игры. Игра состоит из пяти туров: «Что?», «Кто?», «Где?», «Когда?», «Черный ящик». Правила каждого тура я буду объявлять в начале тура. После каждого этапа жюри будет подводить промежуточные итоги.
1-й тур «ЧТО?»
Ведущий: Итак, первый тур «ЧТО?». В этом туре вам необходимо продемонстрировать знание исторических понятий и определений. На доске закреплены задания. Один представитель от команды выбирает задания. За 3 минуты напишите, что за понятие скрывается за вопросом. В заданиях 10 вопросов, за каждый правильный ответ – 1 балл.
Вопросы к заданиям 1-го тура
Карточка № 1 с заданиями «ЧТО?»
1) Историческая наука, изучающая развитие физического облика человека со времени его возникновения до наших дней? (Антропология)
2) Религия Древней Индии, где самыми важными божествами были Брахма, Шива и Вишну? (Индуизм)
3) Рисунчатые знаки древнеегипетского письма? (Иероглифы)
4) Изготовление различных изделий ручным способом? (Ремесло)
5) Самый ранний коллектив людей? (Первобытное человеческое стадо)
6) Первый металл, который человек научился обрабатывать и плавить? (Медь)
7) Период резкого похолодания на Земле? (Ледниковый период)
8) Религия, возникшая в Древнем Китае, на основе учения одного древнекитайского мыслителя? (Конфуцианство)
9) В Древней Греции и в Древнем Риме свободные люди, имевшие определенные права и обязанности назывались? (Граждане)
10) Греческие города-государства назывались? (Полисы)
Карточка № 2 с заданиями «ЧТО?»
1) Наука, изучающая историческое прошлое человека по вещественным памятникам? (Археология)
2) Одна из трех мировых религий, возникшая в Древней Индии в VI–V вв. до н.э.? (Буддизм)
3) Письменность в Месопотамии? (Клинопись)
4) Тип хозяйства, при котором человек берет все в готовом виде от природы? (Присваивающее хозяйство)
5) Несколько братских общин, живших в одной местности, составляющие единый союз? (Племя)
6) Мягкий и вязкий осадок из частиц полусгнивших растений и горных пород? (Ил)
7) Большие группы людей, которые выполняли в обществе одну и ту же важную работу, имели определенные права и обязанности в Древней Индии? (Варны)
8) Искусство изображения предметов линиями и штрихами, без красок? (Графика)
9) Власть народа? (Демократия)
10) Строй войска, при котором воины выстраивались в затылок друг другу несколькими рядами? (Фаланга)
Карточка № 3 с заданиями «ЧТО?»
1) Наука, изучающая жизнь людей в прошлом? (История)
2) Служитель божества в древних религиях, совершающий богослужения, жертвоприношения и другие обряды? (Жрец)
3) Сказания о сотворении мира и человека, о деяниях древних богов и героев, возникшие в первобытном обществе? (Мифы)
4) Вера во множество богов? (язычество, многобожие)
5) Самый ранний тип человека на Земле? (Человекообразная обезьяна)
6) Плодородная долина реки, напоминающая по своей форме треугольник? (Дельта)
7) Священная книга в Древней Индии? («Веды»)
8) Все китайское общество делилось на большие группы людей, которые имели определенные права и обязанности? (Ранги)
9) Форма правления, при которой власть принадлежит небольшой группе аристократов или богачей, то есть немногим? (Олигархия)
10) Простой народ в Древней Греции? (Демос)
Карточка № 4 с заданиями «ЧТО?»
1) Последовательность исторических событий и наука о времени? (Хронология)
2) Специально предназначение места для молитв и богослужений, дома богов? (Храмы)
3) Многолетнее болотное растение типа тростника, использовалось для письма? (Папирус)
4) Время с первого года от рождения Христа и до наших дней? (Наша эра)
5) Самый опытный и уважаемый сородич, который управлял общиной? (Вождь, старейшина)
6) Величайшие погребальные сооружения древности, гробницы фараонов? (Пирамиды)
7) Частички желтой почвы, остававшиеся после разлива реки Хуанхэ? (Лёсс)
8) Глава объединенного китайского общества, имевший всю полноту власти, «Сын неба»? (Император)
9) Священное место, где боги давали предсказание людям? (Оракул)
10) Поселение, основанное вдали от родины? (Колония)
Ведущий: Пока жюри подводит итоги, мы поиграем с болельщиками.
Игра с болельщиками «ЧТО?», за правильный ответ – медаль.
1) Собрание самых старших и опытных членов родовой или соседской общины? (Совет старейшин)
2) Название египетских царей? (Фараон)
3) Определенный способ счисления дней в году? (Календарь)
4) Все члены родовой общины, состоящие в родственных отношениях? (Сородичи)
5) История и культура Древней Греции и Древнего Рима? (Античность)
6) Верхняя часть города, на которой располагался храм и дворцы правителей в Древней Греции? (Акрополь)
7) Богатые, знатные люди в Древней Греции? (Аристократы)
8) Совет старейшин в Древней Спарте? (Ареопаг)
Ведущий: Слово предоставляется членам жюри.
Жюри объявляет итоги 1-го тура.
2-й тур «КТО?»
Ведущий: Во втором туре «КТО?» вам необходимо продемонстрировать знание персоналий, исторических деятелей. На доске закреплены задания. Один представитель от команды выбирает задания. За 3 минуты, напишите кто зашифрован в ваших вопросах. В заданиях 5 вопросов, за каждый правильный ответ – 2 балла.
Вопросы к заданиям 2-го тура
Карточка № 1 с заданиями «КТО?»
1) Царь, объединивший Верхний и Нижний Египет? (Мина)
2) Бог мудрости и письма в Древнем Египте? (Тот)
3) Самый знаменитый и мудрый царь Древнего Израиля, автор псалмов-песен, вошедших в состав Ветхого Завета? (Соломон)
4) Герой, убивший Минотавра? (Тесей)
5) Богиня любви и красоты в Древней Греции? (Афродита)
Карточка № 2 с заданиями «КТО?»
1) Великий завоеватель древности, при котором территория Египта увеличилась втрое, совершивший за свою жизнь 17 военных походов? (Тутмос III)
2) Бог-крокодил в Древнем Египте? (Себек)
3) Аккадский царь, который создал первую в истории постоянную армию из профессиональных лучников и пеших воинов? (Саргон (Древний))
4) Герой, похитивший огонь для людей? (Прометей)
5) Бог грома и молнии в Древней Греции? (Зевс)
Карточка № 3 с заданиями «КТО?»
1) Фараон, подписавший первый в истории мирный договор? (Рамсес II)
2) Богиня-кошка в Древнем Египте? (Бастет)
3) Самый знаменитый царь Вавилона? (Хаммурапи)
4) Величайший греческий поэт, автор «Илиады» и «Одиссеи»? (Гомер)
5) Верховная богиня в Древней Греции? (Гера)
Карточка № 4 с заданиями «КТО?»
1) Фараон, который провел религиозную реформу в Египте и сменил культ бога Амона, на культ бога Атона? (Эхнатон)
2) Бог Солнца в Древнем Египте? (Ра)
3) Самый могущественный правитель Персидской державы, который правил с 522 по 486 гг. до н.э.? (Дарий)
4) Чудовище с головой быка и телом человека? (Минотавр)
5) Бог морей и океанов в Древней Греции? (Посейдон)
Ведущий: Пока жюри подводит итоги, мы поиграем с болельщиками.
Игра с болельщиками «КТО?», за правильный ответ – медаль.
1) Основатель Буддизма (Будда)
2) Индийский царь, при котором Индия достигла наивысшего могущества (Ашока)
3) Древний китайский мыслитель, основатель китайской религии (Конфуций)
4) Бог войны в Древней Греции (Арес)
5) Македонский царь, создавший огромную державу (Александр Македонский)
6) Известнейший врач Древней Греции, автор 58 медицинских произведений (Гиппократ)
7) Автор статуй богини Афины и Зевса в Афинах (Фидий)
Ведущий: Слово предоставляется членам жюри.
Жюри объявляет итоги 2-го тура и сумму баллов за 2 тура.
3-й тур «ГДЕ?»
Ведущий: Начинаем третий тур «ГДЕ?». В этом туре вам необходимо продемонстрировать картографические знания. На доске закреплены задания. Один представитель от команды выбирает задания. За 3 минуты, напишите где произошли события, указанные в ваших вопросах. В заданиях 5 вопросов, за каждый правильный ответ – 3 балла.
Вопросы к заданиям 3-го тура
Карточка № 1 с заданиями «ГДЕ?»
1) Государство, зародившееся в долине реки Нил? (Египет)
2) Родина клинописи? (Месопотамия)
3) Каким городом-государством управлял Саргон Древний? (Аккад)
4) Южная столица древнеиндийского государства? (Мохенджо-Даро)
5) Как называется область, в которой проходили в древности Олимпийские игры? (Олимпия)
Карточка № 2 с заданиями «ГДЕ?»
1) Жители этой страны называли ее «Та Кемет» или «Черная Земля», о какой цивилизации идет речь? (Египет)
2) Государство, зародившееся на берегах Тигра и Евфрата? (Месопотамия)
3) Где правил знаменитый царь Хаммурапи? (Вавилония)
4) Северная столица древнеиндийского государства? (Хараппа)
5) Самый большой остров Древней Греции? (Крит)
Карточка № 3 с заданиями «ГДЕ?»
1) Родина первобытного человека? (Африка)
2) Родина пирамид? (Египет)
3) Каким царством правил Навуходоносор? (Нововавилонским)
4) Каким царством правил царь Давид? (Израиль)
5) Родина конфуцианства? (Древний Китай)
Карточка № 4 с заданиями «ГДЕ?»
1) Самые ранние останки «человека разумного» были найдены в пещере? (Кро-Маньон во Франции)
2) Первая столица объединенного Египта? (Мемфис)
3) Крупнейшая финикийская колония, основанная на побережье Средиземного моря? (Карфаген)
4) Какое государство возникло в долинах рек Инд и Сарасвати? (Древняя Индия)
5) Какое государство возникло в долинах рек Хуанхэ и Янцзы? (Древний Китай)
Ведущий: Пока жюри подводит итоги, мы поиграем с болельщиками.
Игра с болельщиками «КТО?», за правильный ответ – медаль.
1) Полуостров, на котором возникла Древняя Греция? (Балканский)
2) Где, по мнению древних греков, жили греческие боги? (Гора Олимп)
3) На каком полуострове возникло Спартанское государство? (Пелопоннес)
4) Как называется Средняя область Древней Греции? (Аттика)
5) Как назывался город, основанный Александром Македонским в честь самого себя? (Александрия Египетская)
Ведущий: Слово предоставляется членам жюри.
Жюри объявляет итоги 3-го тура и сумму баллов за три тура.
4-й тур «КОГДА?»
Ведущий: Четвертый тур «КОГДА?». В этом туре вам необходимо продемонстрировать хронологические знания. На доске закреплены задания. Один представитель от команды выбирает задания. За 3 минуты напишите, когда произошли события, указанные в ваших вопросах. В заданиях 3 вопроса, за каждый правильный ответ – 4 балла.
Вопросы к заданиям 4-го тура
Карточка № 1 с заданиями «КОГДА?»
1) Когда произошло объединение Верхнего и Нижнего Египта? (Около 3000 г. до н.э.)
2) Начало Троянской войны? (около 1240 г. до н.э.)
3) Изгнание последнего царя из Рима? (510 г. до н.э.)
Карточка № 2 с заданиями «КОГДА?»
1) Когда был подписан первый в истории мирный договор, между хеттами и египтянами? (около1270 г. до н.э.)
2) Когда произошли греко-персидские войны? (500–449 гг. до н.э.)
3) Падение Западной Римской империи? (476 г.)
Карточка № 3 с заданиями «КОГДА?»
1) Время появления неандертальца? (Около 300 тыс. лет назад)
2) Первые Олимпийские игры? (776 г. до н.э.)
3) Время пунических войн? (264–146 гг. до н.э.)
Карточка № 4 с заданиями «КОГДА?»
1) Правление вавилонского царя Хаммурапи? (1792–1750 гг. до н.э.)
2) Год легендарного основания Рима? (753 г. до н.э.)
3) Пелопоннесская война? (431–404 гг. до н.э.)
Ведущий: Пока жюри подсчитывает баллы, мы немножко отдохнем.
Музыкальная пауза
Ведущий: Слово предоставляется членам жюри.
Жюри объявляет итоги 4-го тура и сумму баллов за 4 тура.
5-й тур «ЧЕРНЫЙ ЯЩИК»
Ведущий: Пятый, завершающий, тур «ЧЕРНЫЙ ЯЩИК». В этом туре вам необходимо продемонстрировать свои знания об открытиях и достижениях древних цивилизаций. На доске закреплены задания. Один представитель от команды выбирает задания. За 2 минуты, напишите, о каком открытии идет речь в вашем вопросе, что находится в черном ящике. За правильный ответ – 5 баллов.
Вопросы к заданиям 5-го тура
Карточка № 1 с заданиями «ЧЕРНЫЙ ЯЩИК»
В черном ящике находится, то, что случайно изобрели финикийцы. Когда однажды их торговый корабль, перевозивший соду, причалил к песчаному берегу; купцы хотели пообедать и развести костер, но не нашли камней, а вместо них использовали куски соды.
Какое открытие совершили финикийцы? Назовите, что в черном ящике! (Стекло)
Предмет достаётся из «черного ящика» и демонстрируется правильный ответ.
Карточка № 2 с заданиями «ЧЕРНЫЙ ЯЩИК»
В черном ящике находится то, что было изобретено финикийцами. Всего это изобретение насчитывало 22 элемента. Это изобретение было заимствовано и усовершенствовано греками.
Назовите изобретение, которое находится в черном ящике. (Алфавит)
Предмет достаётся из «черного ящика» и демонстрируется правильный ответ.
Карточка № 3 с заданиями «ЧЕРНЫЙ ЯЩИК»
В чёрном ящике находится то, что было открыто финикийцами. По легенде это открытие совершил Мелькарт, который гулял со своим псом по морскому побережью. Благодаря этому открытию, финикийские ткани славились по всему миру.
О каком открытии идет речь? Назовите, что в черном ящике? (Пурпур)
Предмет достаётся из «черного ящика» и демонстрируется правильный ответ.
Карточка № 4 с заданиями «ЧЕРНЫЙ ЯЩИК»
В чёрном ящике находится то, что научились добывать в Древней Индии более 5000 лет назад. Воины Александра Македонского, вступившие на земли Индии, обратили внимание на неизвестное им вещество, твердое, в форме небольших кристаллов. Сегодня это есть в каждом доме.
О каком открытии идет речь? Назовите, что в черном ящике? (Сахар)
Предмет достаётся из «черного ящика» и демонстрируется правильный ответ.
Ведущий: Пока жюри подсчитывает баллы, мы немножко отдохнем.
Музыкальная пауза
Ведущий: Слово предоставляется членам жюри.
Жюри объявляет результаты игры
Награждение победителей