Светлана ЛАБОР, Светлана ЕГОРОВА,
воспитатели дошкольного образования
ГУО «Детский сад № 9 г. Слонима»,
Гродненская область
Программные задачи:
– формировать представления о предприятиях Слонима (мебельная фабрика, льнозавод);
– расширять представления о родном городе;
– закреплять знания о месте Республики Беларусь и Слонима на физической карте, об основных достопримечательностях города;
– развивать основы национального самосознания, внимание, память, мышление, умения действовать по инструкции взрослого;
– воспитывать чувство гордости за свою малую родину, дружеские взаимоотношения, желание больше узнать о родном городе, стране.
Материал и оборудование: физическая карта Республики Беларусь, герб и флаг Слонима, мультимедийная установка, аудиозаписи: полонез М.Огинского, голос деда Мороза, «волшебная музыка»; магнитофон, мольберт, ваза с васильками, разрезные картинки.
Предварительная работа: посещение музея, библиотеки, экскурсия к памятнику Льву Сапеге, каналу Огинского, беседы о родной стране, городе, в котором живем, чтение художественных произведений, виртуальные экскурсии по предприятиям Слонима.
Ход занятия
Воспитатель:
Давайте порадуемся солнцу и птицам,
Вместе порадуемся улыбчивым лицам
И всем, кто живет в городе нашем,
Радостно вместе, руками помашем.
«Доброе утро» – всем горожанам,
«Доброе утро» – папам и мамам,
«Доброе утро» – Вике и Ане,
«Доброе утро» – останется с нами.
Звучит волшебная музыка, на экране появляется Дед Мороз
Дед Мороз: Здравствуйте, ребята! Я путешествовал по свету, побывал во многих городах, странах и заблудился. Скажите, в какую страну я попал, в каком городе оказался?
Воспитатель: Давайте поможем Деду Морозу. В какой город он попал? (Слоним) В какой Республике он находится? (Республика Беларусь) Давайте покажем на карте нашу страну и наш родной город. Расскажите Деду Морозу, на что похожи очертания Беларуси? Как зовут людей, которые живут в Слониме? Как называется река, которая протекает через наш город? (Щара) Ребята, мы знаем, что у каждого города есть свой герб и флаг.
Какого цвета флаг Слонима? (Синего) Что на нем изображено? (Лев).
Лев – это символ мужества, силы и великодушия, а синий тон означает величие, красоту, ясность.
Игровое упражнение «Собери из частей»
Дети собирают из частей изображения флага и герба Слонима под полонез М.Огинского (на экране демонстрируется изображение герба и флага)
Воспитатель: Дед Мороз увидел, как выглядят символы нашего Слонима. А сейчас мы поиграем в игру.
Игра «Букет красивых слов»
Дети говорят красивые слова про Слоним и ставят василек в вазу.
Физкультминутка
Родина – мама и я, (ходьба на месте)
Папа, сестричка моя, (прыжки)
Дедушка с бабушкой, брат, (повороты вправо, влево)
Солнца восход и закат (руки вверх)
Родина – край наш родной, (руки в стороны)
Неба простор голубой, (руки вверх)
Реки, леса и поля… (руки в стороны)
Родина – гордость моя (хлопки в ладоши)
В. Кудлачёв
Воспитатель: Давайте подойдем к экрану и назовем Деду Морозу достопримечательности Слонима (на экране появляются слайды с соответствующими изображениями: канал Огинского, драмтеатр, костел Святого Андрея, Спасо-Преображенский собор, памятник Льву Сапеге и др.)
А сейчас, мы отправимся в виртуальное путешествие по предприятиям Слонима. И первой мы посетим мебельную фабрику (на экране – виртуальная экскурсия на мебельную фабрику).
ОАО «Слонимская мебельная фабрика» – один из ведущих производителей мебели в Республике Беларусь. С 1996 года фабрика производит и продает мебель для квартир, домов и коммерческих помещений.
Игра «Собери из частей»
Ребята собирают из разрезных картинок изображение мебели.
Воспитатель: Наша виртуальная экскурсия продолжается. Следующий – льнозавод.
Процесс изготовления ткани изо льна очень трудоемкий. Лен собирают и с помощью комбайнов получают льняную солому. Полученную солому расстилают на полях на 15–20 суток для того, чтобы вымочить росой. Затем проводят первичную обработку: сушат, мнут, треплют. Начинается само прядильное производство – с помощью чесания формируют ленту, из которой потом получают ровницу – тонкую, слегка скрученную нить. Из полученных нитей на станке ткут полотно, а готовую ткань отбеливают и окрашивают.
Игра «Выложи алгоритм изготовления рубашки»
С помощью картинок дети выкладывают очередность изготовления рубашки.
Воспитатель: Наша экскурсия подошла к завершению.
Дети читают стихотворение Я.Коласа
О, край родны, край прыгожы!
Мілы кут маіх дзядоў!
Што мілей у свеце божым
Гэтых светлых берагоў,
Дзе бруяцца срэбрам рэчкі,
Дзе бары-лясы гудуць,
Дзе мядамі пахнуць грэчкі,
Нівы гутаркі вядуць…
Воспитатель: Ребята, вы молодцы, Деду Морозу понравилась экскурсия по нашему городу. Давайте всегда будем любить и беречь наш город и всё, что у каждого из нас с ним связано.