Автор рассказывает о методах и формах воспитательной работы, дает ссылки на конкретные примеры.
Наталья ГРУША,
преподаватель УО «Гродненский государственный
колледж бытового обслуживания населения»,
магистр педагогических наук
В настоящее время влияние информационных технологий на жизнь человека и общества в целом очень велико. Невозможно представить нынешнее поколение без использования телефона и интернета, эти вещи стали повседневностью, без которой человек уже не можем существовать. XXI век – век информационных технологий. Информация является одной из основных причин развития общества, а с обществом развиваются и технологии.
Время ставит перед учреждениями образования, педагогами, родителями и обучающими всё более трудные задачи и подталкивает к перестройке процесса работы, отыскивания более новых, инновационных способов передачи информации учащимся и предполагает использование информационных технологий при обучении и воспитании будущего поколений.
Информационные технологии помогают изменить методы и формы работы, а вместе с тем активизировать познавательную и мыслительную деятельность учащихся, творческие способности ребенка, повышать положительную мотивацию учащихся к обучению, что актуально в современном образовании.
Дети и молодежь XXI века – это поколение эпохи информационной революции. Доступ в интернет есть везде, в том числе и с мобильного телефона. Наиболее популярными являются социальные сети (ВКонтакте, Instagram, TikTok).
Неотъемлемой частью обучения и воспитания является гражданско-патриотическое воспитание. Привитие таких качеств, как уважение к истории страны, государственным ценностям и символам, любви к Родине, уважение к труду и достижениям граждан страны, проявление интереса к традициям, событиям, стремление внести вклад в развитие страны. И тут огромным подспорьем станут информационные технологии. В организации работы по патриотическому воспитанию учащейся молодежи все активнее мы используем интернет: создаются интернет-площадки, интернет-конкурсы, интернет-экскурсии, виртуальные музеи, квесты, используются интерактивные игры, видеоконференции, стримы и многое другое, что позволяет активизировать процесс гражданско-патриотического воспитания обучающихся, заинтересовать и вовлечь их в совместную деятельность по изучению истории своей страны, своего народа.
Так как не всегда, по ряду причин, имеется возможность поехать куда-то и посетить историческое место, то самый первый и простой способ заинтересовать ребят историей, рассказать об удивительных исторических событиях, показать фотоматериалы, выставки – виртуальный музей. На сайтах учреждений образований создаются виртуальные музеи, которые пополняются интерактивными картами, видеоэкскурсиями, фотоальбомами, что помогает учащимся в учебе, в познании нового, неизведанного, а педагогам в работе. И нужно всего-то иметь интернет под рукой. В УО «Гродненский государственный колледж бытового обслуживания населения» существует виртуальный музей, который педагоги используют при подготовке воспитательных мероприятий и который помогает заинтересовать молодых людей посетить музей на самом деле.
https://hyttanya1970.wixsite.com/museumggptkbon
Еще один способ для учащихся узнать историю, познакомиться с культурными, архитектурными, историческими, природными объектами нашей страны – интернет-экскурсия. В связи с развитием этого направления в сети интернет имеется множество таких экскурсий. Однако педагогу можно не только использовать готовую информацию, а и привлекать учащихся к сбору информации в интернете, к созданию интернет-экскурсий, к созданию интернет-страниц, к созданию видеороликов и др.
И я считаю, что главное – увлечь учащихся, а затем они сами активно станут включаться в работу и достигнут успехов. Например, работа учащейся 1-го курса колледжа в номинации «Моё место в истории моей страны» отмечена дипломом 1-й степени в областном конкурсе компьютерных разработок патриотической направленности «ПАТРИОТ.by».
Еще один из способов увлечь учащихся – интерактивная игра. Я заметила, что в такой форме работы ребята довольно активно принимают участие. Я разработала и опробовала в работе онлайн-игру, которая в областном этапе республиканского конкурса информационно-методических материалов «Традиции и инновации в деятельности ОО «БРПО»» в номинации «Духовно-нравственное становление детей» получила диплом 2-й степени (https://drive.google.com/file/d/1_2jhFDjJYAlCaend0iLB12DEAesKqcf6/view?usp=sharing).
При организации подобных мероприятий можно использовать QR-коды, LearningApps, с сервисами и технологиями Google, интерактивные карты, и многое другое.
Учащиеся активно подключаются к различным проектам, например к таким как интернет-проект «#Молодежь#Память#Будущее.by».
Информационные технологии и интернет-ресурсы имеют огромные возможности при организации работы с учащимися, так как обладают интерактивностью, мультимедийностью, имеют возможность использовать неограниченный объём информации, экономичны во времени, а также это быстрая возможность распространения нужной информации. Информационные технологии и интернет-ресурсы позволяют оперативно донести информацию до большого количества учащихся и вовлечь их в реализацию социальных проектов патриотической направленности. Причем трансляция деятельности может вестись через социальные сети, такие как Instagram.
В рамках проведения информационных и воспитательных часов педагогам также можно использовать видеоролики, викторины, созданные в LearningApps, видеочаты с известными людьми или встречи в виде видеоконференции с представителями БРСМ, Красного Креста, медиками, представителями милиции и др. Онлайн-встречи – удобный способ проведения различных мероприятий и вовлечение в участие в них разных людей.
Информационные технологий используются и в других направлениях образовательной и воспитательной деятельности, таких как волонтерская деятельность, организация акций и участие в них, трудовая деятельность, творческая и др.
Благодаря активному участию в различной деятельности учащиеся и родители гордятся учебными достижениями, победами в конкурсах. У одних ребят появляется интерес к саморазвитию, а у других – возможность, видя результаты своих сверстников, открыть свои способности.
И, конечно же, очень важно, чтобы педагог был заинтересован в использовании информационных технологий, так как подготовка имеет определённую трудность. Педагогу, чтобы получить результат, надо быть, как говорится, на одной волне с учащимися. И информационные технологии позволяют это сделать легко и эффективно. Только нужно научить учащихся грамотно их использовать.
Использование информационных технологий в работе по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся позволяет создавать индивидуальный или общий информационный продукт патриотической направленности. А он, в свою очередь, помогает учащимся в освоении ценностей своего народа, наполняет гордостью за его достижения, создает стремление принести пользу Родине.