Помощники Красной Шапочки. Подгрупповое занятие по образовательной области «Подготовка к обучению грамоте» для детей старшей группы (5–6 лет) с тяжёлыми нарушениями речи

- 9:05КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА, Коррекционная педагогика. Сценарии коррекционных уроков, Методичка

В ходе занятия дети познакомятся с буквой Б и звуками [б] и [б’].

 

Марина ЧЕРЕПОВИЧ,
учитель-дефектолог
ГУО «Детский сад № 21 г. Лиды»,
Гродненская область

 

 

Программные задачи:

– формировать умение проводить звуковой анализ слова из четырёх звуков;
– развивать умение дифференцировать твёрдые и мягкие согласные звуки;
– упражнять в умении делить слова разного слогового состава на слоги;
– формировать зрительный образ буквы Б, умение соотносить звук и букву;
– развивать зрительно-моторную координацию, мелкую моторику;
– воспитывать интерес к языку и речи как явлениям действительности.

Материал и оборудование: изображение Красной Шапочки; картинки с изображением пирожков и прикреплёнными гласными буквами на них; корзинка для пирожков; листы бумаги А4 зелёного цвета по количеству детей; фишки с изображением домика бабушки, цветочной полянки, грибной полянки; фигурки волка, дуба, ёлки, камня (по количеству детей); картинки гномиков в одежде красного, синего, зелёного цвета; предметные картинки (заяц, улитка, лиса, медведь, волк, утка); схемы слова «бусы»; лотки с фишками красного и синего цвета; аудиозапись песни «Про Красную Шапочку» (муз. А.Рыбникова, сл. Ю.Кима); картинка с изображением волка; схема для анализа звука; изображение буквы «Б»; изображение перевёрнутых, зеркальных букв Б и её элементов; сигнальные веера с изображением «камня» и «подушки» (по количеству детей); три картинки с изображением домов (с одним, двумя и тремя окошками), предметные картинки (стул, стол, диван, ваза, пылесос, телефон); картинка с изображением бабушки; шляпа, украшенная цветами; мольберты для крепления картинок.

 

Ход занятия

 

Педагог и дети вместе проговаривают текст и выполняют движения.

В круг широкий, вижу я,
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо,
А теперь пойдем налево.
В центре круга соберемся
И на место все вернемся.
Улыбнемся, подмигнем
И играть сейчас начнем.

 

Педагог: Здравствуйте, ребята! С таким замечательным настроением мы с вами отправимся в путешествие. Одному сказочному герою очень нужна наша помощь. Отгадайте загадку и узнайте, какой герой сказки просит о помощи.

Бабушка девочку очень любила.
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла своё,
А ну, подскажите мне имя её.

Дети: Красная Шапочка.

 

Педагог: Красная Шапочка – уже ученица и у неё занятия в школе, а бабушка заболела, и ей нужно отнести пирожки. Может быть, мы сможем ей помочь? (Конечно, поможем).

Можно отправляться в путь, но сначала соберём корзинку с пирожками для бабушки.

 

Игра «Собери пирожки в корзинку»

Педагог: Назовите букву и положите пирожок в корзинку.

Дети по очереди берут с подноса картинки с изображением пирожков, называют гласные буквы, написанные на них, и складывают в корзинку.

 

Речевая разминка

Педагог: Молодцы, ребята! А чтобы попасть в сказку, произнесем волшебные слова.

Дети повторяют за педагогом чистоговорки:

Су-су-су – побываем мы в лесу
Чу-чу-чу – очень к бабушке хочу
Ра-ра-ра – начинается игра
Ал-ал-ал – серый волк не напугал
Щу-щу-щу – волка пирожками угощу
Са-са-са – ждут в лесу нас чудеса
Жи-жи-жи – дорогу в лес нам покажи

 

Упражнение «План леса» (ориентировка на листе бумаги)

Педагог: Чтобы не заблудиться в лесу, составим план леса.

На столах – листы бумаги А4 зелёного цвета, в лотках – фишки и фигурки. Дети садятся за столы и расставляют фишки и фигурки по словесной инструкции педагога.

Педагог:

В верхнем левом углу – домик бабушки;
в нижнем правом углу – цветочная полянка;
в верхнем правом углу – дуб;
в нижнем левом углу – ёлка;
между ёлкой и цветочной полянкой – камень;
между домиком бабушки и дубом – камень;
между домиком бабушки и ёлкой – грибная полянка;
между дубом и цветочной полянкой – живёт волк.

 

Игра «Друзья гномиков-звуковичков»

Педагог: Ребята, вы очень постарались, теперь мы точно не заблудимся. А в лесу нас уже встречают первые лесные жители – это гномики-звуковички. Если вы назовёте первый звук в словах, то сможете узнать, с кем из гномиков-звуковичков дружат жители леса: лиса, медведь, волк, утка, заяц и улитка.

На мольберте – картинки гномиков в одежде красного, синего и зелёного цвета, предметные картинки (заяц, улитка, лиса, медведь, волк, утка). Дети по очереди выбирают картинку, называют первый звук, определяют, гласный либо согласный звук (твёрдый или мягкий), и прикрепляют картинку к соответствующему гномику.

 

Физкультминутка

Педагог: Чтобы было веселее, Красная Шапочка по дороге к бабушке напевала песенку. Я тоже предлагаю вам отдохнуть и потанцевать.

 

Дети танцуют под песню «Про Красную Шапочку».

 

Знакомство со звуками [б] и [б]

Педагог: Ребята, дорога к дому бабушки ведёт через лес. Посмотрите внимательно, не встретили ли вы предметы, которых не должно быть в лесу (выставляются картинки: рваный БАШМАК, разбитая БУТЫЛКА, консервная БАНКА, порванные БУСЫ).

Что это и кто оставил эти предметы в лесу? (Это мусор, который оставили люди)

Правильно, ребята, а можно ли мусорить в лесу? (Нет, нужно всегда убирать за собой.)

Назовите первый звук в этих словах? (это звук [б]). Выставляется схема работы со звуком.

 

Произнесите звук [б]. Когда мы произносим звук [б], что нам мешает? (Губы). Значит этот звук гласный или согласный? (Согласный). Твёрдый или мягкий? (твёрдый). Каким цветом он обозначается? (Синим) У звука [б] есть младший братец – мягкий звук. Назовите его (звук [б]).

Чтобы научиться различать звуки [б] и [б’], поиграем в игру «Камень – подушка»

 

Игра «Камень – подушка»

Педагог называет слова, а дети определяют первый звук в слове, его твёрдость либо мягкость и соответственно поднимают в сигнальном веере «камень» либо «подушку».

Слова для игры: банка, белка, бочка, бинт, бабочка, баня, берег, барабан, бегемот

 

Педагог: Ребята сейчас я вас познакомлю с буквой Б. Но где же она? Ничего не пойму. Была здесь. А! Мне кажется, я знаю, кто это проказничает – это волк. (Выставляется картинка волка).

Педагог: Волк вернёт нам букву, если мы выполним звуковой анализ слова «бусы».

 

Звуковой анализ слова «бусы»

Педагог раздаёт детям карточки со звуковой схемой слова «бусы».

Педагог: Сколько звуков в слове «бусы»? (Четыре звука). Произнесите слово вслух протяжно. Какой первый звук в слове? (Звук [б]). Этот звук гласный или согласный? (Согласный). Он произносится твёрдо или мягко? (Твёрдо). Значит звук [б] какой? (Согласный твёрдый звук). Фишкой какого цвета мы его обозначим? (Синей фишкой).

Аналогично проводится звуковой анализ всех звуков в слове.

 

Знакомство с буквой Б

Педагог: Ребята, вы молодцы! Вы справились с заданием, и волк вернул нам букву Б.

На мольберт выставляется картинка с изображением печатной буквы Б.

Из каких частей состоит буква Б? (Из полукруга, длинной и короткой палочек)

С какой стороны от длинной палочки полукруг? (Справа)

 

Упражнение «Найди неправильные буквы» (профилактика дисграфии)

Педагог: Волк пытался научиться писать букву Б. Но у него не очень получилось. Уберите с доски все неправильные буквы.

На мольберте изображение перевёрнутых, зеркальных букв Б и её элементов, букв по своим элементам схожих с буквой Б. Дети по очереди снимают с доски неправильные буквы.

Педагог: От улыбки все становятся добрей. Давайте улыбнемся волку и отправимся дальше.

 

Игра «Угадай, из какого домика вещь»

Педагог: А вот и деревня, в которой живёт бабушка. Здесь три дома, вещи из них перепутались. Давайте поможем их вернуть на место, а для этого разделим слова на слоги.

На мольберте домики с одним, двумя, тремя окнами и картинки с изображением стула, стола, дивана, вазы, телефона и пылесоса. Дети по очереди выбирают картинку, делят слово на слоги и прикрепляют картинку к соответствующему домику.

Педагог: Разделите слово бабушка на слоги и узнаете, в каком домике она живёт (в домике с тремя окошками).

 

Игровое упражнение «Волшебная шляпа»

Педагог: Вот мы и принесли бабушке пирожки, а она нам сделала подарок. (Педагог достаёт шляпу, украшенную цветами.) Эта шляпа не простая, кто шляпу надевает, тот предложение продолжает.

Дети по порядку надевают шляпу и продолжают предложения за педагогом:

– Мне сегодня понравилось….
– Мне было интересно…
– Больше всего мне запомнилось, как мы …
– Я выучил новую букву – это …

Педагог надевает шляпу, хвалит детей за помощь Красной Шапочке и желает хорошего настроения на весь день.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий