Коррекционное занятие построено с использованием авторских заданий блога «Логопед онлайн» и может быть использовано для коррекции акустической дисграфии, дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза в условиях пункта коррекционно-педагогической помощи.
Для успешной коррекции нарушений речи учитель-дефектолог Мария Смурага создала блог «Логопед онлайн» https://defectologsh4.blogspot.com. Он отмечен дипломом III степени на конкурсе «Компьютер. Образование. Интернет – 2015» и включен в Республиканский банк электронных образовательных ресурсов.
Мария СМУРАГА,
магистр педагогических наук,
учитель-дефектолог
ГУО «Средняя школа № 4 имени П.И.Батова г. Слонима»,
Гродненская область
Тема: Дифференциация звуков [с] – [ш] и букв С – Ш
Класс: 2-й
Цель: предполагается, что к концу коррекционного занятия учащиеся будут дифференцировать звуки [с] – [ш] на уровне слова.
Задачи:
– содействовать развитию буквенного гнозиса;
– создать условия для воспитания познавательного интереса.
Ход занятия
I Ориентировочно-мотивационный этап
Звучит музыка Л.Ершовой «Вербное воскресение».
Учитель-дефектолог: Какой праздник будет в это воскресение?
Учащиеся: Вербное воскресение.
Учитель-дефектолог: Кто пойдет святить вербу? (Ответы детей) Какой праздник будет в следующее воскресение? (Пасха) Молодцы. Сегодня на занятии надо быть собранным, ответственным – мы будем готовиться к Пасхе. А это очень много дел.
Обучающиеся садятся за парты.
Учитель-дефектолог: Посмотрите, ребята, цыплята принесли нам картинки. Давайте назовём их.
На магнитной доске картинки: шапка, шкаф, собака, самолёт, строитель. Обучающиеся называют картинки, определяют их пространственное расположение с помощью слов: «предшествующий», «следующий за», «соседи».
Давайте определим первый звук в слове. Какая тема нашего коррекционного занятия?
Ответ учащихся. Звуки [с] – [ш].
II Операционно-познавательный этап
- Артикуляционная гимнастика
- Произнесение, характеристика, сопоставление звуков [с] – [ш]
- Дифференциация [с] – [ш] на слух и в произнесении
Учитель-дефектолог: Слушаем слоги и слова. Мальчики присаживаются на звук [с], девочки – на звук [ш].
СА ШИ ОС УШ ШТА СТА АСТ ОШТ
Столовая, ракушка, штукатур, киоск, сковорода, мышеловка, шуршать, свистеть.
Самостоятельное сопоставление звуков. Работа с сервисами Web 2.0
Учащиеся садятся за компьютеры открывают в блоге «Логопед-онлайн» раздел «Колобок». https://defectologsh4.blogspot.com/p/blog-page_84.html
Учитель-дефектолог: Давайте назовем, какие герои сказки «Колобок» приготовили для вас задания?
Учащиеся: Колобок, волк, заяц, медведь, лиса, бабушка, дедушка.
Задание «Помоги бабушке и дедушке испечь колобка»
Учитель-дефектолог: Открываем бабушкино задание. https://defectologsh42.blogspot.com/p/1.html.
Учитель-дефектолог: Помоги бабушке и дедушке испечь пасхальный кулич. У бабушки мешки с мукой со звуком [с], а у дедушки – со звуком [ш].
Какие картинки были нарисованы на бабушкиных мешках? (Ананас).
А что нарисовано у дедушки? (Шарф, чашка, мышата).
Задание «Подари картинки героям сказки» https://defectologsh42.blogspot.com/p/2.html
Учитель-дефектолог: Нажимаем на кнопку 2. Открываем дедушкино задание. Дед приготовил героям сказки подарки на Пасху. Но сомневается: кто что хочет? Давайте ему поможем. Помещаем героев сказки в верхнюю часть рабочего стола. Назовем героев сказки.
Учащиеся: Колобок, волк, заяц, лиса, бабушка, дедушка.
Учитель-дефектолог: Назовем приготовленные им картинки.
Учащиеся: Хвост, шланг, мишка, камыш, автобус, самолёт.
Учитель-дефектолог: Давайте разберемся, какой подарок кто из них хочет. Какой звук у бабушки?
Учащиеся: У бабушки звук [ш] последний. Она хочет камыш.
Учитель-дефектолог: Какой звук у колобка?
Учащиеся: У колобка первый звук [с]. Он хочет самолет.
Учитель-дефектолог: Какой звук у деда?
Учащиеся: У деда звук [ш] посередине. Он хочет мишку.
Учитель-дефектолог: Какой звук у волка?
Учащиеся: У волка звук [ш] первый. Ему нужен шланг.
Учитель-дефектолог: Что нужно зайчику?
Учащиеся: У зайца звук [с] посередине. Ему нужен хвост.
Учитель-дефектолог: Что хочет лиса?
Учащиеся: У лисы звук [с] последний. Она хочет автобус.
Воспроизведение слоговых рядов. Пасхальная игра «Горячее яйцо»
Учитель-дефектолог говорит слоги и слова со звуком [с], а учащиеся – со звуком [ш]. Уточняются значения слов. Учащиеся передают по кругу большое деревянное яйцо.
СА – ша крыша – крыса
СО – шо Машка – маска
СУ – шу кашка – каска
СЫ – ши уши – усы
СЭ – ше шутки – сутки
Учитель-дефектолог: Смотрите, ребята, лиса бежала, хвостиком махнула и рассыпала пасхальные яйца. Давайте соберём их. Учащиеся собирают яйца в корзинку и повторяют вслед за учителем-дефектологом.
ША-СА-ША СТА-ШТА-ШТА
СА-СА-ША АШТ-АСТ-АШТ
Уточнение букв с и ш
Учитель-дефектолог: Какими буквами обозначают звуки [ш] и [с]?
Буквы появляются на доске, учащиеся называют их.
Поиск букв в необычных шрифтах
Учитель-дефектолог: Следующее задание для нас приготовил заяц. Раскрасим те яйца, на которых изображены буквы С и Ш. (Учащиеся раскрашивают яйца с буквами С и Ш).
Корректурная проба. Физкультминутка для глаз
– Глазки, глазки, где вы были?
– К морю синему ходили.
Влево, вправо, влево, кругом –
Мы ходили друг за другом.
Вправо, влево, вправо, влево
Побежали глазки смело.
Снизу вверх и сверху вниз
Опустились на карниз.
А потом восьмёрки пишем,
Кто подальше, кто пониже.
Плавно глазками моргаем,
С силой глазки закрываем.
На нос посмотрим, а теперь – в окошко вдаль.
Задания в Веб 2.0
Учитель-дефектолог: Последнее задание нам приготовил волк. Оно находится под кнопкой 7. https://defectologsh4.blogspot.com/p/blog-page_84.html Нам нужно не только выбрать правильно написанные предложения, но и запомнить их, чтобы записать в тетрадь. Сервис: https://quizizz.com/join/quiz/60d700640596c5001b62415d/start?studentShare=true
Учащиеся садятся за парту. Открывают тетрадь. Вспоминают предложения. На доске написаны предложения: «Хоро_о летом в ле_у. Нравятся ми_ке _и_ки.»
III Контрольно-оценочный этап
Появляется Медведь (учитель-дефектолог использует пальчиковую куклу)
Медведь: Не будет у вас никакого праздника. Вы правило не знаете, как проверять согласные на конце и в середине слова?
Учитель-дефектолог: Нет, ребята знают. (Дети отвечают правило)
Медведь. Почему вы перестали быть ленивыми? Почему вы стали учиться?
Учитель-дефектолог: Мы сейчас выполним тест в блоге «Логопед онлайн» и покажем, как мы хорошо умеем проверять.
Учащиеся называют правило. Садятся за компьютер. Открывают задание медведя под цифрой 4. https://defectologsh42.blogspot.com/p/4.html
Учитель-дефектолог: Помогите медведю и лисе правильно написать слова.
Учащиеся самостоятельно выполняют задание, затем совместно с учителем-дефектологом проверяют выполнение, называя проверочные слова.
IV Рефлексия
Учащиеся украшают вербу, вешая яйца на веточки, и рассказывают, что понравилось на занятии.