Методическая разработка учебного занятия по учебному предмету «Искусство (отечественная и мировая художественная культура), 6-й класс.
Лилия СТУЛЬГИС,
учитель истории
ГУО «Гимназия № 1 имени К.Калиновского г. Свислочь»,
Гродненская область
Раздел программы: Театр видимый и невидимый.
Тема: Истоки театра.
Цель: формирование у учащихся общего представления о театре и истории его возникновения.
Задачи:
– актуализировать представления о театре на основе межпредметных связей;
– раскрыть специфические особенности театра как вида искусства;
– показать соотношение условного и безусловного в театральном искусстве;
– сравнивать древнегреческий театр с белорусским театром;
– развивать эмоционально-образное мышление в процессе восприятия театрального искусства;
– воспитывать культуру восприятия театрального искусства, потребность в общении с театральным творчеством.
Тип урока: комбинированный.
Учебно-методическое обеспечение: учебное пособие, рабочая тетрадь на печатной основе, художественно-иллюстративный материал, раздаточный материал, техническое оборудование, презентация.
Материалы и оборудование урока: шаблоны театральных масок, иллюстрации костюмов, афиш, театральных декораций, художественные материалы (карандаши, фломастеры), картон, клей, кисти, цветная бумага.
Ход урока
1 Организационный момент
Приветствие, организация рабочего места.
– Ребята, сегодня я поведу вас в волшебный мир. Но, чтобы попасть в этот мир, надо открыть дверь… (на доске – изображение двери)
2 Подготовка к работе на основном этапе урока.
Мотивация деятельности учащихся
– Куда идет эта дверь, вы узнаете, когда отгадаете загадки и составите слово из первых букв отгадок.
1) Чтоб за живое зрителя задеть, приходиться актеру даже петь,
Он в творчестве своем атлант, в актере главное… (талант).
2) Сыграть в нем все мечтают дети, и знают все его на свете,
Киножурнал любимый наш, и он зовется… («Ералаш»).
3) Звенит звонок, окончен акт и начинается… (антракт).
4) Вот на спектакле целый класс, начнется действие сейчас,
Чтоб не мешал нам перезвон, все отключают… (телефон).
5) Писатель пьесу написал. В театр ее он отдал.
Получит роль свою актер, поставит пьесу… (режиссер.)
Из полученных букв составляем слово ТЕАТР (прикрепляем буквы на дверь).
– Обратите ваше внимание на эпиграф: «Весь мир – театр, а люди в нем актеры». Как вы понимаете эти строки?
Подготовка к работе на основном этапе урока
Весь этот мир – волшебная страна.
В нем скрыта тайна древнего искусства,
Когда мы ждем – вот-вот погаснет люстра
И в зале воцарится тишина.
Здесь занавес, – как дверь в прекрасный мир,
В котором есть волшебники и феи,
Разбойники, принцессы и злодеи.
– Все ли вы были в театре?
– Что такое театр?
– Какие бывают театры?
– На каких уроках вы уже встречались с театром? (беседа о пьесах, изученных на белорусской и русской литературах)
Целеполагание деятельности учащихся
– Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке? (О возникновении театрального искусства).
– Какие задачи урока нам необходимо решить?
– Узнать, когда появился театр, для чего он служил в древности, был ли театр отдельным видом искусства.
– Сравнить с современным белорусским театром.
– Вести диалог, участвовать в обсуждении, сотрудничать в практической работе; выражать свое отношение к уроку.
3 Изучение новой темы
– Рассмотрите иллюстрации на слайде и ответьте на вопрос: «Какие бывают театры»? (Кукольный, драматический, театр оперы и балета, театр теней и др.)
– Кто бывал в театре, тот помнит ощущение волшебства и тайны, которое охватывает, когда гаснет свет в зале, открывается занавес – начинается новая, совсем другая, необыкновенная жизнь.
Все происходящее на сцене – это одновременно и вымысел, и правда. Потому что театр – это царство игры и фантазии, прекрасный мир театрального чуда. Однако таким театр был не всегда…
Рассмотрите иллюстрацию на слайде и ответьте на вопросы:
– Кто изображен?
– Какие действия происходят?
– Для чего проводится этот ритуал?
Вывод: первобытные люди использовали театральные элементы с использованием различных предметов охоты в ритуалах при подготовке к охоте. Театр был частью жизни первобытных людей, а не отдельным искусством.
Видеоэкскурсия в древнегреческий театр.
Перед просмотром видео учащиеся знакомятся с заданием на с. 70 рабочей тетради (надо определить элементы театрального сооружения).
4 Первичное закрепление изученного материала
После просмотра учащиеся выполняют задания 4 и 5 на с. 70 рабочей тетради.
– Прошу минуточку внимания, как и положено в любом театре… у нас сейчас антракт.
5 Физкультминутка
Буратино потянулся,
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся,
Три – нагнулся.
Руки в стороны развел –
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
– Спасибо. Присаживайтесь, пожалуйста, и продолжаем урок.
6 Закрепление и применение изученного материала в различных видах деятельности
А теперь посмотрим фрагмент видеоэкскурсии в театр имени Я.Купалы в Минске. Найдите общие и отличительные черты современного и древнегреческого театра.
Линии сравнения |
Древнегреческий театр |
Современный театр |
Кто исполнял роли? |
Мужские и женские роли исполняют только мужчины |
Мужчины и женщины |
Какие были костюмы? |
Использовалась специальная обувь, маски, костюмы |
Театральные костюмы |
Где проводятся театральные постановки? |
В амфитеатре под открытым небом |
В специальном здании театра |
Декорации |
Применялись |
Применяются |
Когда проходят спектакли? |
Во время праздников, посвященных богам |
Ежедневно |
Какие пьесы разыгрывают актеры? |
Драмы, трагедии, комедии |
Пьесы различных жанров (рассмотреть афиши белорусских театров на слайде) |
Цель театральных представлений |
Восхваление богов, отдых, развлечение |
Удовлетворение потребностей населения в сценическом искусстве |
Учащиеся делают вывод о сходстве и различиях древнегреческого и современного театра.
– В национальном театре имени Янки Купалы ставятся пьесы белорусских писателей, которые рассказывают нам о прошлом нашей страны, о знаменитых людях, важных событиях и о том, чем славится наша земля. Приведите примеры, используя афиши Купаловского театра (слайд).
Практическая работа учащихся
Учитель демонстрирует изображения древнегреческих масок и предлагает учащимся нарисовать маску, изображающую определенную эмоцию: печаль, удивление, радость, страх, отвращение.
Выставка работ
7 Подведение итогов урока
– Сегодня вы узнали, как зародился театр. А также познакомились с театром имени Янки Купалы в Минске. Мы убедились, что многое со времен древнегреческого театра сохранилось до сих пор – похожие слова, актерская игра, музыкальное сопровождение. Таким же осталось строение театра – сцена, места для зрителей, для оркестра.
8 Рефлексия
– По театральной традиции в конце каждого спектакля, репетиции, занятия все участники спектакля дарят друг другу аплодисменты. Сила аплодисментов является оценкой труда каждого участника работы.
– Оцените, пожалуйста, как прошел наш урок.
– Оцените вашу работу на уроке.
– Оцените свой вклад в работу. (Оценка аплодисментами.)
Спектакль закончился, пора!
Взорвали зал аплодисменты!
Поэт сказал: «Вся жизнь – игра»,
Взошла актерская звезда
И засияла ярким светом!
– Спасибо всем большое за работу. Урок окончен.