Весна. Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи

- 13:17КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА, Коррекционная педагогика. Сценарии коррекционных уроков, Методичка

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи с детьми старшего дошкольного возраста с нерезко выраженным общим недоразвитием речи (неосложнённый вариант) в пункте коррекционно-педагогической помощи.

 

Наталья ХОДЫКО,
учитель-дефектолог
ГУО «Детский сад № 33 г. Лиды»,
Гродненская область

 

 

Программные задачи:

– развивать фонематический слух через умение подбирать рифмующиеся между собой слова, образованные с помощью одинаковых суффиксов, словосочетания (с использованием методов ТРИЗ-РТВ-технологии);
– закреплять умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным значением, согласовывать существительные с прилагательными, числительными;
– формировать умение передавать пространственные отношения предметов в конструкциях (предлоги «от», «под», «около», между»);
– развивать умение самостоятельно составлять простые распространенные предложения;
– развивать умение составлять загадки с опорой на модели ТРИЗ-РТВ-технологии;
– воспитывать эмоционально-положительное и эстетическое отношение к природе.

Материал и оборудование: наборное полотно для иллюстрации; иллюстративный материал: солнышко, цветы, девочка, ручеёк, травка, облака, птицы, подснежники; предметные картинки: солнышко, ручеек, облако; пособия для развития дыхания «Подснежники» – 6 шт.; корзинка; солнышко с лучиками; схемы-модели для составления загадок; аудиозаписи.

 

Ход занятия

 

I Организационный момент

Педагог: Прислушайтесь! Вы ничего не слышите? Кто это тихо прошагал за окном?

Кто пришел так тихо-тихо?
Ну, конечно, не слониха,
И, конечно, бегемот
Тихо так пройти не мог.
И никто из вас не слышал,   
Как листок из почки вышел.
И услышать не смогли вы,
Как зеленые травинки,
Сняв зеленые ботинки,
Тихо вышли из земли.
И подснежник тихо вышел.
И повсюду тишина.
Это значит, это значит:
Тише всех пришла ВЕСНА.

II Основная часть

1 Сообщение темы занятия

Педагог: Вот и к нам пришла весна. Вы уже догадались, что говорить мы с вами сегодня будем о весне. Придумайте определение к слову «весна». Какая она? (Ответы детей).

 

2 Игра «Частичка»

Педагог: Ребята, давайте вспомним с вами признаки весны. Представьте себя «частичкой» весны и расскажите, почему вы рады весне. (Дети выбирают картинку и крепят ее на наборное полотно).

Я – солнышко, я стало ярче светить, мои лучи согревают землю.
Я – ручей, я весело бегу по полям.
Я – девочка, я могу снять теплую одежду.
Я – кораблик, я быстро бегу по ручью.
Я – скворец, я вернулся домой.
Я – травка, я первая появляюсь из-под снега.
Я – пушистое облако, я медленно плыву по синему небу.

Молодцы, ребята, теперь мы все знаем, почему все и всё радуется весне.

3 Игра «Дразнилки»

Педагог: Ребята, весенние слова хотят с вами поиграть, подразниться. Солнышко что делает? (Светит – светилка, греет – грелка, согревает – согревалка и т. д.). Ручеёк что делает? (Бежит – бегалка, журчит – журчалка и т. д.). Облако что делает? (Плывёт – плавалка, растворяется – растворялка) и т. д.

4 Физкультминутка

(Под музыкальное сопровождение)

Всё проснулось ото сна,
Значит, к нам пришла весна. (Потягивание)
Солнце греет все теплей,
На прогулку все скорей! (Выбрасывание пальцев рук из кулачка с одновременным разведением рук в стороны)
Справа – первые цветочки появились на лужочке. (Правая рука отводится в сторону, голова проводит руку)
Слева – быстрый ручеек с бугорка к реке потек. (Левая рука отводится в сторону, голова проводит руку)
Мы кораблик смастерили, (Соединить ладони перед грудью)
В ручеёк пустить решили. (Удаление сложенных ладоней вперед от себя)
Уплывай, кораблик мой, прямо к речке голубой! (Машем ладонями, прощаясь с корабликом)
Вот как весело играть и в весенний день гулять! (Лёгкие подпрыгивания на месте)
Дышит свежестью земля, «подышу» весной и я! (Потягивание)

5 Игра «Ласковые слова»

Педагог: Долгожданной весной все радует глаз: и ласковое солнце, и белые облака, и первые проталины. Так и хочется сказать обо всем ласково. Назовем весенние слова ласково, положим в корзинку и подарим весне. (Ребята называют слова ласково и «сдувают» их с ладошки в корзинку)

6 Дыхательное упражнение «Подснежники»

Педагог: Подул теплый ветерок, растаял снежок, из-под снега появились первые весенние цветы. Как называются эти цветы? (Ответы детей) Подуйте на снежок, а затем сосчитайте, сколько подснежников появилось на проталинке. Похвастайтесь друг перед другом своими подснежниками. Посмотрите, наша картина совсем без подснежников. Давайте сделаем ее по-настоящему весенней! Каждый из вас прикрепит на картинку столько подснежников, сколько появилось на проталинке. (Дети размещают подснежники на картинке, озвучивая свои действия)

7 Предлоги

Педагог: Подснежники нашли свое место на нашей весенней картине. Где на картине находятся подснежники? А теперь прикрепите остальные «частички» весны на картину. (Дети крепят «частички» весны на картину по инструкции)

8 Игра «Весенние слова»

Педагог: Ответьте на мои вопросы по картине со словом «весенний».

Погода на картине какая?
Ручейки какие?
Одежда у девочки какая?
День какой?
Картина какая?
Солнышко какое?
Подснежники какие?

9 Игра на развитие творческого воображения «Подснежники» (под музыкальное сопровождение)

Педагог: Ребята, представьте, что мы с вами подснежники. Пригревает солнышко, тает снег, прорезываются сквозь землю первые листочки подснежника (дети, сидя, поочередно руки поднимают руки вверх, встают). Солнышко скрылось, подул легкий ветерок, стебелёк колышется, приклоняясь к земле (дети делают наклоны вправо, влево, вперед). Ветер стих, растение снова ожило, радует окружающих. Наступил вечер, бутоны закрываются и готовятся к ночному отдыху (руки соединяются, изображая бутоны). Вот какими красивыми цветами мы с вами сейчас были.

10 Игра «Солнышко»

Педагог: Приглашаю всех пройти на лужайку и сесть в кружок (дети садятся на ковер). Сейчас каждый будет вытягивать ленту из круга, лежащего на полу и составлять предложение о весне, чтобы у нас получился рассказ. Слушайте друг друга внимательно и старайтесь не повториться (дети составляют предложения о весне). Посмотрите, что у нас получилось? (Солнце). А вы его добрые, умные лучики, от которых всем тепло, светло и радостно.

 

III Подведение итогов

1 Игра «Что (кто) делает так же?»

Педагог: О том, о чем мы сегодня говорили, загадаем загадки или поиграем в «загадалки». Разделимся на пары, каждая пара выберет себе конверт (в конвертах предметные картинки с признаками весны). Но для начала вспомним, что должно быть в загадке:

Какой? – Что бывает таким же?
На что похоже? – Чем отличается?
Что делает? – Что (кто) делает так же?

(Ребята придумывают загадки и загадывают друг другу).

2 Оценка деятельности детей

Педагог: Молодцы, ребята, вы сегодня очень старались, работали активно, дружно, были внимательны. Посмотрите, какая весенняя картина у нас получилась! А настроение у вас стало после нашего занятия какое? (Весеннее). Вот и покажите, как вы радуетесь весне!

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий