В материале представлен сценарий занятия по образовательной области «Элементарные математические представления» для детей 5–6 лет
Галина БЕРЦЕВИЧ,
воспитатель дошкольного образования
ГУО «Радунский детский сад», Вороновского района,
Гродненская область
Задачи:
– формировать умения осуществлять различные действия с плоскими геометрическими фигурами, классифицировать фигуры по двум признакам (по форме и величине одновременно);
– развивать умения определять и показывать на плоскости листа бумаги линиями и стрелками пространственные направления «от … к …»;
– развивать любознательность, исследовательские способы познания, глазомер;
– воспитывать чувство уверенности в себе, умение работать в команде.
Методы обучения: наглядные (карточки-задания, друдлы), словесные (объяснение, вопрос, пояснение), практические (опыт, конструирование).
Материал и оборудование: аудиоколонка, аудиозапись песни «Колыбельная медведицы», стикеры зеленого и красного цвета, обручи жёлтого и зеленого цвета, геометрические фигуры большого и маленького размера (круги, квадраты, прямоугольники, треугольники, овалы белого цвета), снежинка, карточки с заданием «Угощение для Умки» по количеству детей, цветные карандаши, карточки с заданием «Портрет Умки», интерактивная доска, одноразовые стаканы, снег, лед, ёмкости с водой, конструктор LEGO, схемы конструирования вертолета по количеству детей.
Ход занятия
Организационная часть
Воспитатель. Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть.
Поднимите правую руку те, кто сегодня пришел в детский сад с мамой.
Поднимите левую руку те, кто сегодня приехал на машине.
Поднимите правую руку те, у кого сегодня хорошее настроение.
Поднимите левую руку те, кто любит зиму.
Здравствуй, зимушка-зима!
Радость нам ты принесла:
Лыжи, санки, лёд и снег
И здоровья целый мех!
Вводная часть
Звучит песня «Колыбельная медведицы» из мультфильма «Умка».
Воспитатель. Ребята, вы слышите песенку? Как вы думаете, кому ее поют? А кто такой Умка? Где он живет? (Ответы детей.) Ребята, на земле есть такие места, где зима бывает круглый год. Я предлагаю отправиться к Умке в гости. Для того чтобы попасть на Северный полюс, нам необходимо выполнить задания Умки.
Основная часть
Задание 1. «Разложи «льдинки» по обручам»
Воспитатель. Ребята, чтобы выполнить это задание, нам необходимо разделиться на две команды. (Предлагаю детям стикеры красного и зеленого цвета: 1-я – дети, у которых стикеры красного цвета, 2-я – зеленого цвета.)
Воспитатель. Задание первой команде: сложить в красный обруч все маленькие, не круглые, не квадратные «льдинки». Какие «льдинки» вы сложили в красный обруч? (Ответы детей.)
Задание второй команде: сложить в зелёный обруч все большие не прямоугольные, не овальные «льдинки». Какие «льдинки» вы сложили в зелёный обруч? (Ответы детей.)
Воспитатель. Молодцы, ребята! Вы справились с первым заданием. А теперь поиграем с пальчиками.
Пальчиковая гимнастика «На Севере белый мишутка живёт…»
На Севере белый мишутка живёт,
Но только, как бурый, он мёд не сосёт.
Наш Умка пытается рыбку ловить,
Чтоб вкусно покушать, и жить – не тужить.
(Загибать пальчики, от мизинца к большому, на каждый ударный слог)
Задание 2. «Угощение для Умки»
Ледокол должен доставить угощение Умке. На его пути есть преграды. Мальчики должны нарисовать самый длинный путь ледокола красным карандашом, девочки – самый короткий путь зеленым карандашом. Двигаться можно только вверх, вниз, направо, налево, по диагонали – нельзя.
На столах лежат карточки-задания.
Далее дети проговаривают самый длинный и самый короткий маршрут.
Задание 3. «Угадай, кого зашифровал Умка»
Воспитатель. Ребята, перед следующим заданием давайте дадим глазкам немножко отдохнуть.
Гимнастика для глаз «Снежинки»
Мы снежинку увидали,
Со снежинкою играли.
Снежинки вправо полетели,
Дети вправо посмотрели.
Вот снежинки полетели,
Дети влево посмотрели.
Ветер снег вверх поднимал
И на землю опускал…
Дети смотрят вверх и вниз.
Все на землю улеглись.
Глазки закрываем,
Глазки отдыхают.
Задание 3. «Угадай, кого зашифровал Умка»
Воспитатель. А вот и следующее задание. Его нам принесло ветром. Посмотрите в окошко. (На стекле группы на белом фоне написаны цифры. Дети называют их.) Ребята, вам необходимо с помощью картинок, которые прислал Умка, разгадать его друзей (зашифрованные слова-друдлы).
(1– снеговик, 2 – олень, 3 – медведь, 4 – сова.)
(Дети смотрят на интерактивную доску и предлагают свои варианты ответов. Воспитатель дошкольного образования уточняет, может ли это животное или птица быть другом Умки)
Воспитатель. Из каких геометрических фигур состоит снеговик? Какие они по размеру? Из каких геометрических фигур состоит олень (медведь, сова)? (Ответы детей.)
Воспитатель. Ребята, давайте немного отдохнем.
Физкультминутка «Медвежата»
Мы – веселые ребята. (Хлопки в ладоши.)
Мы ребята – медвежата.
Любим бегать и играть, (Ходьба на носках.)
Любим плавать и метать, (Имитация метания снежков.)
Лапы дружно поднимать. (Поднимаем руки верх.)
Мишки плыли, плыли, плыли (Разводим руки в стороны.)
И до берега доплыли.
Чтобы мишкам не хворать,
Надо шкурку согревать. (Движения руками в стороны, вниз.)
Задание 4. «Портрет Умки»
Воспитатель. Ребята, это задание Умка вам прислал по электронной почте. Вам необходимо «нарисовать» его портрет, но для этого нужно определить последовательность рисования и вписать в клеточки цифры.
Задание 5. «Что тяжелее: снег или лёд?»
Воспитатель. Ребята, Умка еще маленький и не знает, что тяжелее снег или лед. Давайте проверим, а потом ему расскажем. Разделитесь на три группы: 1-я группа – те, у кого в одежде есть белый цвет, 2-я группа – те, у кого в имени есть звук [с], 3-я группа – те, кто родился зимой.
Первая группа – опустить в воду рыхлый снег.
Вторая группа опускает в воду комок снега.
Третья группа опускает в воду лёд.
Нужно проверить, что произойдёт.
Обсуждение результатов с группами:
Первая группа – рыхлый снег сразу растворился. – Как вы думаете, почему? (Он очень лёгкий.)
Вторая группа – снежный комок держался на воде, потом утонул. – Почему? (Он тяжелее рыхлого снега.)
Третья группа – лёд тонет, он ещё тяжелее.
Воспитатель. Молодцы, ребята. Мы выполнили все задания Умки. На каком транспорте мы можем добраться до Северного полюса (Ответы детей.) Я вам предлагаю полететь туда на вертолетах, которые смастерим из LEGO-конструктора. (Детям раздается набор фигур LEGO-конструктора и схема построения вертолета.)
Воспитатель. Молодцы, ребята, я думаю, Умка будет очень рад видеть вас, ведь у него появятся новые друзья.
Заключительная часть
Воспитатель. Что вы узнали нового? (Ответы детей.) Какое задание было самым интересным? Какое задание было самым трудным?
Рефлексия «Снежный ком»
Дети по кругу передают «снежный ком» из бумаги, и говорят о том, что получилось на занятии, над чем еще стоит поработать.