Вырастет из кожуры картофель? Если вырастет, то какого он будет размера и как много его будет? Зависит ли урожайность от того, посадили ли мы целый клубень, половинку его или кожуру с глазками? На эти вопросы учащиеся Гераненской средней школы Ивьевского района нашли ответы в ходе своей исследовательской деятельности.
Авторы: учащиеся 4-го класса
Руководитель:
Галина КОЗЕЛ,
учитель начальных классов
ГУО «Гераненская средняя школа» Ивьевского района,
Гродненская область
На этот раз пойдёт рассказ
О той, кто шесть имеет глаз,
А иногда и семь, и пять,
Что, впрочем, можно сосчитать.
О той, кто зиму сладко спал,
Забравшись осенью в подвал.
О той, кого на кухню к нам
Весною притащил я сам.
О той, чьи странные глазки
Росли день ото дня,
О той, кто был знаком со мной,
Подумайте немножко –
А вдруг это ….
Картошка?
Д. Чиарди
Тему для своей исследовательской работы мы нашли на уроке русского языка. Кажется, что может быть общего в правописании безударных гласных и выращивании картофеля. Но мы нашли это общее в рассказе про картофель. А когда услышали, что в голодные военные и послевоенные годы при посадке использовали не целые клубни, а кожуру, очень удивились. Мы живем в сельской местности и знаем, как растет картофель. Не раз помогали родителям сажать и собирать ее. Поэтому это вызвало у нас недоверие. Кто-то выкрикнул: “А давайте и мы попробуем вырастить картофель из кожуры”. Так и появилась тема нашей исследовательской работы: “Выращивание картофеля различными способами”.
Вырастет из кожуры картофель? Если вырастет, то какого он будет размера и как много его будет? Зависит ли урожайность от того, посадили ли мы целый клубень, половинку его или кожуру с глазками?
Мы решили найти ответы на эти вопросы, а для этого посадить на небольшом участке земли картофель разными способами.
Гипотеза исследования: картофель можно вырастить из кожуры, у которой есть глазки.
Цель: выращивание картофеля разными способами.
Задачи:
– узнать историю распространения картофеля, его строение, сорта;
– узнать, чем славен и богат картофель, как его использует человек на кухне, в медицине, в промышленности;
– выяснить опытным путем, как зависит урожайность от посадочного материала;
– познакомить других детей и взрослых со способами выращивания картофеля;
– приготовить картофельные чипсы в домашних условиях;
– создать буклет «Картофель – народный доктор».
Объект исследования: картофель.
Предмет исследования: выращивание картофеля разными способами.
Методы исследования: изучение литературы и интернет-ресурсов, наблюдение, опыт, блиц-опрос, анализ полученных данных, обобщение.
Практическая значимость: буклет «Картофель – народный доктор», презентация работы.
Приложения: Приложения 1-5
Презентация: Гераненская СШ Выращивание картофеля
Глава 1 Немножко о картошке
1.1 Откуда к нам пришла картошка
Из источников интернета мы узнали, что родина картофеля – южноамериканские горы Анды. Там, на высоте от 500 метров и до 5 километров, растут почти все известные виды картофеля.
Трудно представить, что такой обычный продукт на нашем столе, как картошка, был когда-то редким лакомством! В Европу картофель был завезен в XVI веке испанцами. Вместе с золотом и серебром, которыми конкистадоры нагружали свои каравеллы, они брали с собой в дорогу и клубни картофеля, которые очень дорого ценились. Только сначала испанцам новое растение не понравилось. Это неудивительно – рассказывают, что они пробовали есть сырые клубни. Около 100 лет его выращивали просто как садовое растение. А во Франции до конца XVIII века картофель выращивали на клумбах, цветы картофеля носили в волосах, делали из них букеты.
В конце XVII века царь Петр I прислал из Голландии графу Шереметьеву мешок картошки, чтобы тот разослал его по разным областям России. Однако прошло более 100 лет, прежде чем картофель стал привычным для славян продуктом. Первое время это было редкое блюдо даже на царском столе. На парадном обеде в 1741 году подали только 500 грамм для всего двора! И посыпали тогда картофель не солью, а сахаром.
А крестьяне долго не хотели признавать «земляные яблоки». Они упорно предпочитали репу и редьку. И даже бытовало такое измышление: картофель разводят, чтобы изменить веру. В 1840 году в стране был неурожай зерновых культур, тогда правительство приняло крутые меры по распространению и выращиванию картофеля. Недовольные крестьяне упорно сопротивлялись, по стране прокатилась волна «картофельных бунтов». Против безоружных крестьян были посланы войска, которые подавили народное восстание с исключительной жестокостью. И только со второй половины XIX века в России началось массовое возделывание картофеля [3].
История появления картофеля в Беларуси так же драматична, хотя он и попал к нам из другого источника – из Шотландии. Вначале, по незнанию, люди пытались использовать в пищу листья и плоды. Содержащийся в последних сильный яд соланин вызывал тяжелейшие отравления, это заставляло относиться с большим недоверием к рассказам о съедобности заморской диковинки.
Кто бы тогда мог предположить, что в XXI веке мы будем так неумеренно им питаться и к нам так крепко прикрепится ласково-доброжелательное «бульбаш»? [1]
1.2 Сорта белорусского картофеля
Беларусь находится на седьмом месте по производству картофеля в мире. В государственном реестре нашей страны насчитывается более 150 сортов. Сорта картофеля делятся на ранние, среднеранние, среднеспелые, среднепоздние, поздние.
Из разговоров с родителями мы выяснили, что они предпочитают сорта, которые дают хороший урожай и имеют прекрасный вкус. А это:
«Уладар» – дает хороший урожай, вкусный, не разваривается. Этот сорт следует сажать на хорошо освещаемом солнцем участке.
«Скарб» – название получил из-за цвета кожуры. Клубни имеют продолговатую форму.
«Ред Скарлет» – имеет крупные и вкусные плоды. Хорошо растет даже на засушливой почве. По форме картошка продолговатая.
«Импала» – дает высокий урожай. Клубни овальной формы. Имеет отличные вкусовые качества.
«Винета» – дает высокий урожай. Клубни желтого цвета овальной формы. Хорошо разваривается.
«Удача» – раннеспелый и высокоурожайный сорт. Хорошо хранится. Клубни овальной формы. Очень вкусный.
«Беллароза» – высокоурожайный сорт. Клубни овальной формы, очень вкусные.
1.3 Строение растения
Картофель – это многолетнее растение, но выращивают его как однолетнее. Мы решили познакомиться с ним поближе. В этом нам помогла учитель биологии Жанна Лукша. Она рассказала нам о строении этого растения.
У одного растения бывает от 4 до 10 стеблей. Высота картофеля зависит от его сорта. Она может не превышать 30 см, а может достигать 1,5 метров.
От части стебля, которая погружена в землю, в разные стороны расходятся побеги. Они могут быть длинной до 0,5 м. На концах этих побегов находятся клубни картофеля. На поверхности клубней есть углубления, которые называются глазками. Из них и развивается новое растение.
На верхушке стеблей размещаются цветки растения. Они обычно белого цвета. Но есть сорта, у которых цветки розовые, синие или фиолетовые.
Плод картофеля – ядовитая ягода зеленого цвета. По форме она напоминает маленькие помидор.
Цвет кожуры и мякоти зависит от сорта. Кожура клубня может быть коричневого, желтого, розового или фиолетового цвета. Мякоть картофеля обычно белая, но встречаются сорта с темно-желтой, кремовой, фиолетовой, синей и розовой окраской. Форма клубней бывает округлой, продолговатой, шарообразной, с выступами и неровностями, а вес может достигать 1 кг.
1.4 Чем славен и богат картофель
Главное достоинство картофеля заключается в его высокой калорийности: много углеводов и белков. За это в народе он получил название «второй хлеб».
Белки картофеля признаны наиболее полноценными среди всех растительных белков: они обеспечивают организм 14 из 20 аминокислот, необходимых для его нормального функционирования. Картофель содержит все незаменимые аминокислоты [4].
Картофель богат витаминами: А, В1, В2, В3, В6, В9, Е, Н, РР. Кроме этого в картофеле содержится жизненно важный для человека витамин С. Специалисты считают, что 1 кг сырого картофеля обеспечивает человека 80–100 мг аскорбиновой кислоты.
В составе картофеля есть и другие полезные вещества: соли кальция, калия, железа, йод, сера и др. 70 % всех минеральных веществ картофеля – соли калия, которые выводят из организма человека лишнюю жидкость и соль.
В этом овоще содержится большое количество крахмала, который при расщеплении превращается в глюкозу. Окисляясь, глюкоза дает человеку жизненные силы.
Глава 2 Как растёт картошка
Выращивание картофеля разными способами
«Картошку сажать – не руками махать!» – гласит народная пословица. И это, действительно тяжелая работа. И готовиться к посадке его мы начали еще в конце марте. Принесли по два клубня и положили их проращиваться в хорошо освещенном месте.
К маю наши опытные образцы пустили хорошие крепкие ростки. Наша картошечка готова к посадке. На пришкольном участке нам выделили небольшой кусок земли. И 17 мая с помощью тяпки мы выкопали лунки и высадили картофель в землю. В одни лунки положили целые клубни, во вторые – половинки, а в третьи – кожуру. Смотрели, чтобы и половинки картофеля, и кожура, обязательно были с ростками. Также мы посадили и непророщенные клубни. Засыпали землей. Расти, картошечка!
Первые всходы появились уже через неделю. Май выдался жаркий. Мы постоянно поливали всходы, и маленькие росточки через месяц превратились в кусты от 20 до 30 см высотой. Появились первые цветы. На протяжении лета мы проводили прополку участка и собирали колорадских жуков. Все изменения мы фиксировали в дневнике наблюдений (Приложение 1).
Благодаря всем нашим усилиям, к осени картофель подрос, ботва высохла. Значит, пора его убирать. Обычно это делают в конце августа, начале сентября. Главное, чтобы погода стояла сухая, иначе клубни будут сырые и грязные.
Свой урожай мы убирали 13 сентября, а это День рождения БРПО. Мы готовились стать пионерами, поэтому свой труд посвятили этому событию. С погодой нам повезло. Солнышко радовалось нашему урожаю. А он у нас выдался отличный.
Наше опытное исследование показало:
– из кожуры, которую мы привыкли выбрасывать, выросло по 3–6 довольно больших клубней;
– мелкой картошки кожура не дала;
– урожай картофеля с одного куста из половинок на 200–500 г меньше, чем из целых;
– взвешивая урожай, мы увидели, что из кожуры, вес которой не составил и 100 г (8 штук), мы получили 4 кг 240 г клубней (Приложение 2).
Всего мы накопали 48 кг картофеля на участке площадью 18 м2. У учителя биологии мы узнали формулу урожайности. Урожайность равна массе, делённой на площадь. И высчитали, что урожайность нашего участка примерно 200 ц на 1 га.
Глава 3 Как человек использует картофель
Пришло время картошечку есть. Весь собранный картофель мы отдали в школьную столовую. А самые большие клубни забрали домой. Там из них приготовили картофельное пюре, супы.
Картофель очень популярен во всем мире. В кулинарии он является универсальным продуктом, который позволяет проявлять свою фантазию. Он может быть приготовлен и подан к столу различными способами (более двухсот блюд). Это и полезный печеный картофель, и совсем неполезные (но вкусные!) чипсы. Картофель хорошо сочетается почти с любыми продуктами. Его часто используют как гарнир к мясным и рыбным блюдам.
Мы решили узнать, какое самое любимое блюдо из картофеля у учащихся и учителей нашей школы, и провели блиц-опрос. Было опрошено 56 респондентов. Все опрашиваемые любят блюда из картофеля. И большинство едят его ежедневно. Значит не зря нас, белорусов, называют «бульбашами».
Мы проанализировали результаты и составили топ-3 любимых блюд. Наши учителя любят драники и картофельное пюре. А вот среди детей самым популярным стали вредные чипсы (Приложение 3).
Чипсы можно купить в магазине. В торговых точках нашего агрогородка мы нашли чипсы марки «Онега», «Лейс», «Принглс», «Мега чипс» с различными вкусами. Продавцы рассказали, что самые продаваемые – «Лейс».
В интернете очень много рецептов приготовления этого лакомства в домашних условиях. Дома с родителями мы приготовили чипсы. В них нет консервантов, поэтому они вкусные и невредные.
Картофель – растение не только пищевое, но и кормовое, и техническое. Также полезные свойства картофеля используют в народной медицине и домашней косметике.
– Животноводство
Картофель активно используется для кормления лошадей, коров, коз, овец, свиней. На корм идут не только излишки клубней, но и ботва, очистки и поврежденный картофель. Это позволяет сэкономить до 45–55 % зерна и комбикормов.
– Промышленность
Клубни картофеля – хорошее сырье для спиртовой, крахмало-паточной, глюкозной, каучуковой и других отраслей промышленности. Крахмал и спирт, получаемые из картофеля, является незаменимым сырьем в парфюмерной, лекарственной пищевой, текстильной, бумажной и других отраслях промышленности.
– Народная медицина и домашняя косметика
Лечебные свойства картофеля уже давно известны. Среди них есть такие, как противовоспалительные и ранозаживляющие. Свежий картофель (натертый или разрезанный пополам) прикладывают к ожогам, в том числе и к солнечным, экземам, болезненным мозолям, используют его и при трофических язвах. Картофельный сок снижает кровяное давление. Врачи назначают картофель в варёном и печёном виде больным сердечно-сосудистыми заболеваниями и гипертонической болезнью. Картофель нормализует работу кишечника. Он эффективен при лечении гастритов с повышенной секрецией, помогает при головных болях. Сырой картофель успокоит раздраженную кожу и снимет отеки. Из него делают питательные маски для кожи лица и рук.
Нас очень удивили лечебные свойства картофеля. Мы собрали народные рецепты и при помощи интернет-сервиса Ourboox создали электронную книгу «Картофель – народный доктор». (Приложение 4).
Заключение
Таким образом, проведя исследовательскую работу, мы не только нашли ответы на свои вопросы, но и:
– узнали историю появления картофеля у нас, расширили наши знания об этом полезном овоще;
– благодаря родителям, учителям, интернету, мы узнали, как вырастить этот полезный овощ;
– доказали, что картофель можно вырастить разными способами, а его урожайность зависит от посадочного материала;
– убедились, что картофель широко используется в кулинарии и народной медицине.
Гипотеза, выдвигаемая в начале работы, подтвердилась: картофель можно вырастить из кожуры, у которой есть глазки.
О результатах своей работы мы рассказали на страницах районной газеты «Ивьевский край», журнала «Юный спасатель», детской газеты «Зорька» (Приложение 5).
Нам сказали, что картофеля, который мы сдали в столовую, хватит примерно на четыре дня, чтобы варить суп для учащихся нашей школы.
Кто-то улыбнется, скажет, что это мало. Но мы не ставили перед собой цель вырастить грандиозный урожай. Мы хотели доказать, что картофель можно вырастить не только из целого клубня, но и из половинки и даже из кожуры. Теперь мы верим, что эта маленькая кожура спасла в голодные военные и послевоенные годы не одну жизнь.
Список использованных источников
1 Беларусь Сегодня [Электронный ресурс] / Картошка: особенности национального пристрастия. – Режим доступа: https://www.sb.by/articles/kartoshka-osobennosti-natsionalnogo-pristrastiya.html – Немного истории. – Дата доступа: 06.04.2019.
2 Болотникова, В.А. 500 блюд из картофеля/ В.А. Болотникова. – Минск «Ураджай», 1984. – с. 144.
3 Всё для детей [Электронный ресурс] / Почемучка. — Режим доступа: http://allforchildren.ru/why/where10.php – Откуда родом картошка? – Дата доступа: 06.04.2019.
4 Сегодня [Электронный ресурс]/ Здоровый образ жизни и здоровье. — Режим доступа: https://www.segodnya.ua/lifestyle/food_wellness/chem-polezen-kartofel—475315.html – Чем полезен картофель – Дата доступа: 16.09.2019.