Методические приемы физических упражнений и формы их организации как средство развития координационных способностей. Мастер-класс

- 16:22Методичка, Физическая культура и здоровье

Автор знакомит участников мастер-класса с опытом использования приёмов физических упражнений и формами их организации как средства развития координационных способностей учащихся.

Роман ДАНИЛЬЧИК,
учитель физической культуры и здоровья
ГУО «Средняя школа № 25 г. Могилёва»

 

 

Цель: развитие профессиональных компетенций участников мастер-класса по использованию приёмов физических упражнений и форм их организации как средства развития координационных способностей.

Задачи:

– ознакомить участников мастер-класса с опытом использования приёмов физических упражнений и формами их организации как средства развития координационных способностей учащихся;
– мотивировать педагогов на овладение и последующее применение на уроках приёмов физических упражнений и форм их организации, способствующих развитию координационных способностей;
– содействовать осознанию участниками значимости полученного опыта.

Оборудование: презентация (https://mogsh-25.mogilev.by/category/учителям/),  изображения материков, карточки с названиям физических качеств, видеоролик «От веселых стартов до олимпийский вершин».

 

Ход мастер-класса

1 Ориентировочно-мотивационный этап

Задача: создать ситуацию для организации внимания и мотивации участников мастер-класса.

Просмотр видеоролика «От веселых стартов до олимпийских вершин»
https://www.youtube.com/watch?v=2Xw2pCKTX7A

 

– Здравствуйте! Рад вас приветствовать на мастер-классе. И начать хочу с вопроса. Что объединяет эти изображения? Что у них общее? (Ответы участников).

– Верно, все эти изображения объединяет «координация» – способность совершать плавные, точные и контролируемые движения за счет оптимального взаимодействия мышц.

– Координация важна в жизни?

Возможные ответы участников

– Да. Например, при падении на скользкой поверхности снижается вероятность травм и серьезных ушибов.

– Улучшается походка, осанка.

 

2 Этап актуализации субъективного опыта участников мастер-класса

Задача: подвести участников к определению проблемного поля мастер-класса.

 

– Я к вам пришел не с пустыми руками. (В руках сундук)

– Как вы думаете, что в нем? (Предположения участников)

– Давайте вместе посмотрим, что же там.

Участники по очереди достают по одному предмету. (Предметы в сундуке: штурвал, подзорная труба, компас и др.)

– С чем у вас ассоциируются эти предметы? (Предположения участников)

– Правильно, это путешествия. Я предлагаю вам совершить кругосветное путешествие. Сегодня мы с вами одна дружная команда. В команде должны быть свои правила «Один за всех и все за одного»:

– Будь внимателен
– Будь активный
– Соблюдай дистанцию
– Верь в свои силы
– Поддерживай других
– Уважай собеседника

 

3 Этап целеполагания

Задача: постановка целей участниками и выявление их ожиданий.

– Как физические качества и способности могут помочь нашей команде в кругосветном путешествии?

– Какими схожими физическими качествами и способностями обладает человек и представители животного мира? Приведите примеры. (Возможные ответы участников: сила, быстрота, выносливость, гибкость)

– Сегодня мы с вами будем не только путешествовать, но и развивать наши координационные способности. Примером для нас будут представители животного мира, которые будут встречаться во время нашего кругосветного путешествия.

 

4 Информационно-деятельностный этап

– Перед тем как отправиться в путешествие, проверим свое самочувствие.

Учитель-мастер предлагает участникам провести пульсометрию.

 

– Вперёд, по курсу Северная Америка. Отправляемся в плавание.

– Кто не умеет плавать? Выдать средства защиты.

Участники мастер-класса «плывут», повторяя упражнения учителя-мастера.

– Молодцы, восстановим дыхание, вдох-выдох.

– Поднимите голову. Над нами летит кондор. Самая крупная летающая птица, которая среди представителей своего класса отличается силой.

Калифорнийский кондор – это самая крупная летающая птица в Северной Америке с размахом крыльев, достигающим 3 метров. Самое невероятное в них – это сила. Они могут преодолевать до 240 км в день в поисках пищи. Калифорнийский кондор является одной из самых мощных хищных птиц в мире.

– Сила – одно из важнейших физических качеств в абсолютном большинстве видов спорта, поэтому ее развитию уделяют исключительно много внимания. 

– Предлагаю выполнить упражнение на развитие силы.

 

Участники мастер-класса выполняют упражнение «Приседания» в парах на развитие силовых качеств.

 

– Приседание – базовое физическое упражнение, для выполнения которого нужно присесть и встать в положение стоя. Это упражнение для развития большого массива мышц практически всего тела. С помощью приседаний мы усиленно прокачиваем сосуды и сердце.

– Замечательно, сил у нас прибавилось, и мы отправляемся дальше.

 

– Подплываем к берегам Южной Америки. Смотрите, это же ягуар!

Самая крупная хищная кошка, неплохо плавает и отличается невероятной быстротой.
На коротких дистанциях гепард может развивать скорость до 115 км/ч, всего за 2 секунды может с места набрать 75 км/ч.
Ягуар может развивать максимальную скорость бега от 80 до 100 км /ч.

– Скорость как физическое двигательное качество – это способность человека совершать двигательное действие в минимальный для данных условий отрезок времени с определенной частотой и импульсивностью.

 

Участники мастер-класса выполняют упражнение «Ассоциации». Формируются две команды. Представители каждой из команд должны добежать до доски, написать ассоциацию к слову «скорость» и вернуться к команде. Побеждает та команда, которая быстрее справится с заданием на скорость.

 

– Важно владеть физическим качеством быстроты для достижения олимпийской вершины в любой сфере жизнедеятельности, но и не забывать, что «торопимся медленно, чтобы успевать».

Учитель-мастер из кармана достает картинку, на которой изображён верблюд.

– Знакомо вам это животное? Где оно обитает? (Ответы участников).

– Правильно, плывём к берегам Африки.

– Какие качества развиты у верблюда? (Ответы участников: выносливость к холоду, жаре, жажде…)

Верблюды необыкновенно выносливы: они проходят по 40 км в день, неся на себе грузы весом до 300 кг, а налегке они могут пройти свыше 100 км в день со скоростью 10–12 км/час. Максимальная скорость бега верблюда – 65 км/ч.

Участники мастер-класса выполняют упражнение на выносливость и взаимовыручку «Караван»: исходное положение в полуприсед, руки отведены в сторону, участники двигаются по кругу; через время участники меняют положение рук (кладут на плечи впереди идущего человека), продолжают движение по кругу.

 

– Курс прямо на восток! Перед нами зеленый континент  – Австралия. Яркий представитель животного мира – поссум.  

Местожительством своим поссумы избрали деревья и высокие кусты. У всех у них длинный хвост. Хвостом, как рукой, хватаются за ветки. Пальцы на лапах противопоставлены друг другу, чтобы крепче обхватывать ветки. Зверьки, прыгая с деревьев, пролетают иногда и тридцать, и сто метров.

– Ловкость – это способность выполнять сложные по координации движения или быстро изменить положение тела. Например, чтобы смягчить падение или ловко увернуться от летящего в вас мяча.

Участники мастер-класса выполняют комплекс упражнений:

1. Участники становятся в круг и, стоя на одной ноге, держат друг друга за руки. Через время руки опускают. Задача – простоять определённое время на одной ноге, удерживая равновесие.
2. Упражнение «Распутай лиану» – на верёвке завязаны узлы. Задача – распутать «лиану». Побеждает тот, кто первым это сделает.

 

– Движемся дальше, курс на север… Азия! Именно здесь находится страна, в которой ещё в глубокой древности возникла система йоги. Это Индия.

Йога оказывает разнообразное влияние на здоровье человека. Например, благодаря правильному дыханию во время выполнения асан нормализуется работа сердечно-сосудистой и иммунной систем. Но самый очевидный бонус, который вы сможете получить от йоги, – это улучшение гибкости.

Участники мастер-класса выполняют упражнения «Гибкость»

 

5 Рефлексивный этап

Задача: оценка значимости полученной информации для использования в дальнейшей педагогической деятельности участников мастер-класса.

– Как гласит пословица: «В гостях хорошо, а дома лучше». Возращение домой всегда радостно.

– О мой любы родны край,
Ты – прыгожы, нібы рай.
І нідзе ў другіх краях
Шчасным быць не змог бы я.

– Все, что мы сегодня узнали и чему научились, пригодится в жизни. Физические качества, которые мы развивали, позволят достичь цели и дойти до вершин, иногда, – до олимпийских!

 

– Предлагаю выполнить задание «Дневник воспоминаний»

«Дневник воспоминаний»

СИЛА
ВЫНОСЛИВОСТЬ
ГИБКОСТЬ
ЛОВКОСТЬ
БЫСТРОТА/СКОРОСТЬ

1. Каким физическим качеством обладает марафонец?
2. Для определения, какого физического качества применяют наклон вперёд?
3. Какое основное физическое качество понадобится игроку в баскетбол?
4. Какое физическое качество развивают упражнения с преодолением веса собственного тела?
5. Каким физическим качеством обладает леопард или спортсмен-спринтер?

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий