Я – гражданин Беларуси. Мы – граждане Беларуси. Опыт классного руководителя по воспитанию патриотизма

- 12:50Воспитательная работа, Опыт

Лариса ГАЙДАНОВИЧ,
учитель немецкого языка
ГУО «Мурованоошмянковская средняя школа» Ошмянского района,
Гродненская область

 

 

 

Без памяти нет человека. Чтобы стать настоящим гражданином своей страны, нужно знать ее историю, ценить прошлое и созидать во имя будущего. Эту простую, но важную истину я пытаюсь вложить в умы своих учеников, с которыми мы идем рука об руку с 5-го по 11-й классы. Один выпуск сменяется другим, бывшие ученики приводят в школу уже своих детей, а главная цель моей воспитательной работы остается неизменной. Ведь задача гражданско-патриотического воспитания школьников для меня как для классного руководителя является одновременно интересной и сложной.

Больше дел и впечатлений!

С высоты своего педагогического опыта – а он составляет 40 лет – могу с уверенностью сказать, что сильнее всех слов и убеждений, бесед и диалогов результат от совместных дел, акций, экскурсий – тех форм и подходов, которые позволяют разжечь неподдельный интерес, вызвать эмоции. Только так, через сопереживание, ребенок может выработать в себе правильное отношение к родине, стране и окружающей действительности.

Акцент на воспитание гражданственности и патриотизма обучающихся я делаю через любовь к своей деревне, сельскому совету, району, начиная с малых территориальных единиц. В школьном музее мы знакомимся с историей нашей деревни – материалы о поселении датируются ХVI столетием. С интересом переносятся ребята на пять веков назад, посещая сохранившиеся рядом с деревней большой двор и кирпичное здание, в котором в XVI веке размещался кальвинский сбор, а в ХVIII веке маршалок Великого Княжества Литовского Криштоф Дорогостайский – автор уникального издания «Гиппика, то есть книга о лошадях» (1603 год, Краков) – основал типографию.

С восхищением мои воспитанники принимают участие в квестах и мастер-классах, которые проводятся у стен легендарного Гольшанского замка. Благодаря государственной поддержке с каждым годом «каменный цветок» все больше оживает, открывая необычные пейзажи с обзорной площадки, которая расположилась на отреставрированной северной башне. Работы по реставрации руин бывшего замка Сапег продолжаются, убеждая во внимании к историко-культурному наследию Беларуси. Согласитесь, достойный пример для подражания. Уверена, он замечен каждым моим учеником.

Без срока давности

С детских лет мы, белорусы, потерявшие в Великой Отечественной войне каждого третьего жителя, знакомимся с историями о мужестве и героизме прадедов, которые хранятся практически в каждой семье. На тематических классных часах я прошу своих учеников рассказывать все, что они знают о своих дедах и прадедах. Мы готовим литературные монтажи, ставим театральные постановки на основе фронтовых писем военных лет. Дети зачитывают строки из писем военнослужащих и их близких, обыгрывая обстановку, в которой эти письма могли быть написаны либо прочтены. Ребята выступают в роли школьников, которые пишут письма фронтовикам; бойцов, читающих их под выстрелами в окопах; матерей, проливающих слезы над скупыми весточками с фронта; детей блокадного Ленинграда. Дети принимают активное участие в создании живых сцен, предлагают свои варианты, помогают в поиске подходящего музыкального оформления, с удовольствием работают над интонациями, стремясь как можно глубже передать степень душевных переживаний авторов писем. Это позволяет в полной мере передать трагизм и ужасы войны, а также особое отношение авторов строк к своей семье, стране и к происходящему вокруг них.

После таких внеклассных мероприятий ребята с гораздо большей осознанностью отправляются к памятнику воинам-землякам, чтобы почтить память героев, принять участие в благоустройстве или расчистке снега. С благодарностью за ясное небо над головой они возлагают цветы к подножию монумента и ценят хрупкий мир. Со скорбью они посещают мемориальный комплекс «Хатынь», историко-культурный комплекс «Линия Сталина», музей истории Великой Отечественной войны.

И хотя война закончилась много десятилетий назад, эти стены на месте сражения красноармейцев Минского укрепленного района хранят память о ней, о тех, кто отдал свою жизнь ради Великой Победы. «Железный «Максим» словно только на минуту перевел дыхание. Кажется, стоит лишь прикоснуться к нему – и услышишь запах пороха и звон гильз, падающих на бетонный пол», – поделилась впечатлениями после экскурсии на «Линию Сталина» Анастасия Млыновская.

Музей под открытым небом впечатляет своей экспозицией – по довоенным чертежам здесь воссоздано инженерное оборудование местности, которая застраивалась еще в 20–30-е годы прошлого века. Различные виды окопов, траншей и противотанковых рвов, блиндажи, проволочные заграждения – это лишь часть оборонительных сооружений, которые успела осмотреть наша группа. Не верится, что когда-то это была не экспозиция, а реальная жизнь.

И хотя в живых на территории Ошмянского района остался только один участник Великой Отечественной войны – Станислав Бралковский – трагические страницы истории являются богатым потенциалом для воспитания подрастающего поколения.

На территории Мурованоошмянковского сельсовета расположен хутор Углеево – место, о котором невозможно говорить без горечи и слез. Фашистскими палачами здесь расстреляно 700 евреев. В 1950 году на этом месте установлен памятник жертвам геноцида с надписью на белорусском языке и на иврите: «Вечная память 700 евреям Ошмян, Сморгони, Гольшан, Крево и их окружения, расстрелянным фашистами и их союзниками 21 октября 1942 года».

В Год исторической памяти, в канун 80-летия массового уничтожения мирного населения в урочище Углеево, мы вместе с учащимися приняли участие в митинге, чтобы вспомнить ужасы военного лихолетья, возложить цветы и зажечь лампадки. Ведь человеческая память вечна, и она – в каждом из нас.

Равнение на земляков

Молодежи свойственно искать и находить кумиров, равняться на них, копировать линии поведения. Очень важно, чтобы у ребят были правильные ориентиры. Задавая тон в этом направлении, предлагаю своим воспитанникам знакомиться с достижениями известных земляков, принимать участие во встречах с ними. Среди таких авторитетных и популярных у ребят имен – выходцы из Ошмянского района, олимпийские чемпионы Андрей Барбашинский и Сергей Горлукович, именитый белорусский архитектор Виктор Крамаренко.

Ежегодно дети с нетерпением ждут традиционный турнир по гандболу на призы Андрея Барбашинского, который проходит в Ошмянах. Ведь это уникальная возможность встретиться с олимпийским чемпионом, узнать секрет его успеха, сделать памятное фото со спортивной легендой.

Имя ученика средней школы № 1 г. Ошмяны Виктора Крамаренко ребята всякий раз вспоминают, когда мы держим путь на экскурсию в Минск. Детища архитектора – музей истории Великой Отечественной войны, Национальная библиотека, здание железнодорожного вокзала – обязательно предстанут воочию и напомнят о гениальности маэстро архитектуры.

Открывая сборник олимпиадных заданий по белорусскому языку, юные интеллектуалы вспоминают составителя языковых головоломок – доцента, заведующего кафедрой факультета принттехнологий и медиакоммуникаций Белорусского государственного технологического университета Виктора Куликовича. С Ошмянщиной его связывает не только детство, но и тесные профессиональные контакты. Виктор Иванович охотно встречается с педагогами и учащимися нашего района, располагая к себе ребят особым юмором и простотой.

Каждый из земляков – пример успеха, который достигается упорным трудом, настойчивостью и целеустремленностью. Эти качества стараюсь воспитывать у своих учеников, ведь это им, молодым и инициативным, на основе опыта и имеющихся достижений писать новые страницы нашего развивающегося белорусского государства

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий