Лариса ГАЙДАНОВИЧ,
учитель немецкого языка
ГУО «Мурованоошмянковская средняя школа» Ошмянского района,
Гродненская область
Без памяти нет человека. Чтобы стать настоящим гражданином своей страны, нужно знать ее историю, ценить прошлое и созидать во имя будущего. Эту простую, но важную истину я пытаюсь вложить в умы своих учеников, с которыми мы идем рука об руку с 5-го по 11-й классы. Один выпуск сменяется другим, бывшие ученики приводят в школу уже своих детей, а главная цель моей воспитательной работы остается неизменной. Ведь задача гражданско-патриотического воспитания школьников для меня как для классного руководителя является одновременно интересной и сложной.
Больше дел и впечатлений!
С высоты своего педагогического опыта – а он составляет 40 лет – могу с уверенностью сказать, что сильнее всех слов и убеждений, бесед и диалогов результат от совместных дел, акций, экскурсий – тех форм и подходов, которые позволяют разжечь неподдельный интерес, вызвать эмоции. Только так, через сопереживание, ребенок может выработать в себе правильное отношение к родине, стране и окружающей действительности.
Акцент на воспитание гражданственности и патриотизма обучающихся я делаю через любовь к своей деревне, сельскому совету, району, начиная с малых территориальных единиц. В школьном музее мы знакомимся с историей нашей деревни – материалы о поселении датируются ХVI столетием. С интересом переносятся ребята на пять веков назад, посещая сохранившиеся рядом с деревней большой двор и кирпичное здание, в котором в XVI веке размещался кальвинский сбор, а в ХVIII веке маршалок Великого Княжества Литовского Криштоф Дорогостайский – автор уникального издания «Гиппика, то есть книга о лошадях» (1603 год, Краков) – основал типографию.
С восхищением мои воспитанники принимают участие в квестах и мастер-классах, которые проводятся у стен легендарного Гольшанского замка. Благодаря государственной поддержке с каждым годом «каменный цветок» все больше оживает, открывая необычные пейзажи с обзорной площадки, которая расположилась на отреставрированной северной башне. Работы по реставрации руин бывшего замка Сапег продолжаются, убеждая во внимании к историко-культурному наследию Беларуси. Согласитесь, достойный пример для подражания. Уверена, он замечен каждым моим учеником.
Без срока давности
С детских лет мы, белорусы, потерявшие в Великой Отечественной войне каждого третьего жителя, знакомимся с историями о мужестве и героизме прадедов, которые хранятся практически в каждой семье. На тематических классных часах я прошу своих учеников рассказывать все, что они знают о своих дедах и прадедах. Мы готовим литературные монтажи, ставим театральные постановки на основе фронтовых писем военных лет. Дети зачитывают строки из писем военнослужащих и их близких, обыгрывая обстановку, в которой эти письма могли быть написаны либо прочтены. Ребята выступают в роли школьников, которые пишут письма фронтовикам; бойцов, читающих их под выстрелами в окопах; матерей, проливающих слезы над скупыми весточками с фронта; детей блокадного Ленинграда. Дети принимают активное участие в создании живых сцен, предлагают свои варианты, помогают в поиске подходящего музыкального оформления, с удовольствием работают над интонациями, стремясь как можно глубже передать степень душевных переживаний авторов писем. Это позволяет в полной мере передать трагизм и ужасы войны, а также особое отношение авторов строк к своей семье, стране и к происходящему вокруг них.
После таких внеклассных мероприятий ребята с гораздо большей осознанностью отправляются к памятнику воинам-землякам, чтобы почтить память героев, принять участие в благоустройстве или расчистке снега. С благодарностью за ясное небо над головой они возлагают цветы к подножию монумента и ценят хрупкий мир. Со скорбью они посещают мемориальный комплекс «Хатынь», историко-культурный комплекс «Линия Сталина», музей истории Великой Отечественной войны.
И хотя война закончилась много десятилетий назад, эти стены на месте сражения красноармейцев Минского укрепленного района хранят память о ней, о тех, кто отдал свою жизнь ради Великой Победы. «Железный «Максим» словно только на минуту перевел дыхание. Кажется, стоит лишь прикоснуться к нему – и услышишь запах пороха и звон гильз, падающих на бетонный пол», – поделилась впечатлениями после экскурсии на «Линию Сталина» Анастасия Млыновская.
Музей под открытым небом впечатляет своей экспозицией – по довоенным чертежам здесь воссоздано инженерное оборудование местности, которая застраивалась еще в 20–30-е годы прошлого века. Различные виды окопов, траншей и противотанковых рвов, блиндажи, проволочные заграждения – это лишь часть оборонительных сооружений, которые успела осмотреть наша группа. Не верится, что когда-то это была не экспозиция, а реальная жизнь.
И хотя в живых на территории Ошмянского района остался только один участник Великой Отечественной войны – Станислав Бралковский – трагические страницы истории являются богатым потенциалом для воспитания подрастающего поколения.
На территории Мурованоошмянковского сельсовета расположен хутор Углеево – место, о котором невозможно говорить без горечи и слез. Фашистскими палачами здесь расстреляно 700 евреев. В 1950 году на этом месте установлен памятник жертвам геноцида с надписью на белорусском языке и на иврите: «Вечная память 700 евреям Ошмян, Сморгони, Гольшан, Крево и их окружения, расстрелянным фашистами и их союзниками 21 октября 1942 года».
В Год исторической памяти, в канун 80-летия массового уничтожения мирного населения в урочище Углеево, мы вместе с учащимися приняли участие в митинге, чтобы вспомнить ужасы военного лихолетья, возложить цветы и зажечь лампадки. Ведь человеческая память вечна, и она – в каждом из нас.
Равнение на земляков
Молодежи свойственно искать и находить кумиров, равняться на них, копировать линии поведения. Очень важно, чтобы у ребят были правильные ориентиры. Задавая тон в этом направлении, предлагаю своим воспитанникам знакомиться с достижениями известных земляков, принимать участие во встречах с ними. Среди таких авторитетных и популярных у ребят имен – выходцы из Ошмянского района, олимпийские чемпионы Андрей Барбашинский и Сергей Горлукович, именитый белорусский архитектор Виктор Крамаренко.
Ежегодно дети с нетерпением ждут традиционный турнир по гандболу на призы Андрея Барбашинского, который проходит в Ошмянах. Ведь это уникальная возможность встретиться с олимпийским чемпионом, узнать секрет его успеха, сделать памятное фото со спортивной легендой.
Имя ученика средней школы № 1 г. Ошмяны Виктора Крамаренко ребята всякий раз вспоминают, когда мы держим путь на экскурсию в Минск. Детища архитектора – музей истории Великой Отечественной войны, Национальная библиотека, здание железнодорожного вокзала – обязательно предстанут воочию и напомнят о гениальности маэстро архитектуры.
Открывая сборник олимпиадных заданий по белорусскому языку, юные интеллектуалы вспоминают составителя языковых головоломок – доцента, заведующего кафедрой факультета принттехнологий и медиакоммуникаций Белорусского государственного технологического университета Виктора Куликовича. С Ошмянщиной его связывает не только детство, но и тесные профессиональные контакты. Виктор Иванович охотно встречается с педагогами и учащимися нашего района, располагая к себе ребят особым юмором и простотой.
Каждый из земляков – пример успеха, который достигается упорным трудом, настойчивостью и целеустремленностью. Эти качества стараюсь воспитывать у своих учеников, ведь это им, молодым и инициативным, на основе опыта и имеющихся достижений писать новые страницы нашего развивающегося белорусского государства