Букет тюльпанов. Рисование в технике импасто

- 14:17Авторские проекты, Авторский проект Натальи БОЙКО "Веселая палитра"

 

Наталья БОЙКО,
руководитель физического воспитания,
педагог дополнительного образования,
руководитель кружка “Весёлая палитра”
ГУО “Ясли-сад № 2 г. Свислочи”

 

 

 

 

Тема: «Букет тюльпанов»

Цель: развитие творческих способностей детей через использование нетрадиционных техник рисования

Задачи:

– формировать умение рисовать в технике импасто (способ рисования плотной массой кроющего материала с использованием мастихина вместо кисти);
– формировать умение пользоваться пластмассовой ложечкой для нанесения кроющего материала на лист картона;
– продолжать формировать умение пользоваться стекой в процессе процарапывания отдельных деталей готового изображения с целью придания ему художественной выразительности;
– формировать умение отображать характерные признаки тюльпанов;
– развивать зрительное восприятие, воображение;
– развивать интерес к экспериментированию с художественными материалами, изобразительными техниками;
– пополнить пассивный словарь словом «мастихин»;
– развивать позитивное отношение к рисованию;
– воспитывать эстетический вкус, аккуратность при работе.

Предварительная работа:

– рассматривание с детьми серии репродукций картин с изображением тюльпанов белорусского художника Олега Буйко;


– приготовление текстурной пасты (смешать 1:1 песок и клей, добавить гуашь).

Оборудование:

– образец рисунка;
– магнитная доска;
– магниты.

Материалы:

– лист голубого картона формата А4;
– пластмассовая ложечка;
– емкости для приготовления смесей (2 шт.);
– просеянный песок;
– клей ПВА;
– гуашь желтого и зеленого цветов;
– простой карандаш;
– стека;
– клеенка;
– бумажные и влажные салфетки.

 

Ход занятия

I Вводная часть

1 Познавательная беседа

Прочесть стихотворение Елены Николаевой «Тюльпаны в мае».

Тюльпаны в мае полыхают на газонах,
Раскрыв бутоны, на людей красавцами глядят!
От светло-жёлтых до почти багровых,
Как будто огоньки, в траве они горят… 
Вот алых с крапинками чёрными семейство,
А здесь – редчайший фиолетово-лиловый цвет!
Оранжевым и розовым, тут всем хватило места –
Тюльпанам, в лепестках которых – солнца свет!

 

Ребята, действительно, существует великое множество цветов и оттенков этих прекрасных весенних цветочков. Их традиционно дарят женщинам на праздник 8 Марта, их несут к памятникам и обелискам в День Победы. Они радуют наш глаз в садах и парках, на городских клумбах.  

Я предлагаю вам нарисовать сегодня эти весенние нежные цветы в интересной технике импасто. Это слово с итальянского языка переводится как «плотная смесь». Именно такой смесью песка, гуаши и клея ПВА мы и будем рисовать наши тюльпаны.

Но такой плотной смесью невозможно рисовать, используя кисть. Поэтому мы будем выполнять наш рисунок пластмассовой ложечкой. Причем смесь мы будем набирать не традиционным способом, как вы это делаете во время приема пищи, например, когда едите кашу. Вместо набора смеси в вогнутую часть ложечки мы будем набирать ее на выпуклую сторону и выполнять мазки. Художники пишут свои картины, используя профессиональный инструмент, который называется мастихин. Он чем-то похож на строительный шпатель, но гораздо миниатюрнее. Рисование картин мастихином требует от художника определенного мастерства и сноровки, поэтому далеко не все живописцы используют этот инструмент. Нам без подготовки, конечно, не справиться с мастихином, поэтому мы заменяем его на ложечку. Ей нам работать будет гораздо легче. Так как мы будем рисовать не красками, а плотной смесью, наш рисунок получится объемным, выпуклым. Это будет рисунок 3D.

 

2 Пальчиковая гимнастика «Тюльпан»

(Действуем согласно тексту, повторить 3 раза)

Ладошки мы соединили
Потом немного округлили:
Тюльпан раскроет лепестки,
Его подарим маме мы.

 

II Основная часть

1 Рассматривание образца рисунка

Предложить детям потрогать рисунок руками, почувствовать его выпуклость, плотность, шероховатость, которую придают мелкие песчинки. Обратить внимание, что при близком рассмотрении тюльпаны кажутся бархатистыми, опять же благодаря тому, что в смеси присутствует песок.

 

2 Рисование пейзажа

1. На листе картона выполняем простым карандашом набросок будущих тюльпанов. Располагаем их диагонально, в направлении из нижнего правого угла в верхний левый.

2. На выпуклую часть ложечки набираем немного текстурной смеси желтого цвета и выполняем первый дугообразный мазок, поверх карандашного наброска бутона (как буква «с»). Затем выполняем второй дугообразный мазок (буква «с» повернута зеркально). Это вторая половинка бутона. Бутон готов. Таким образом рисуем все остальные бутоны.

3. Переходим к рисованию листочков и стебельков. Чистой ложечкой на ее выпуклую часть набираем смесь зеленого цвета и заполняем все пространство вокруг бутонов листочками. Уточняем, что у тюльпанов они узкие и длинные. От бутонов проводим линией стебелек. На данном этапе, с целью снятия лишней смеси с картона или придания нужной формы листочкам и стебелькам, можно воспользоваться стекой.

Физкультминутка «Цветы»

Раз-два-три, выросли цветы, (Дети сидели на корточках, медленно встают)
К солнцу потянулись высоко: (Тянутся на носочках)
Стало им приятно и тепло! (Смотрят вверх)
Ветерок пролетал, стебельки качал. (Раскачивают руками влево-вправо над головой)
Влево качнулись – низко прогнулись. (Наклоняются влево)
Вправо качнулись – низко прогнулись. (Наклоняются вправо)
Ветерок, убегай! (Грозят пальчиком)
Ты цветочки не сломай! (Приседают)
Пусть они растут, растут,
Детям радость принесут! (Медленно приподнимаются, руки вверх, раскрывают пальчики)

 

3 Выполнение нюансов пейзажа

Стекой выполняем прорисовку листочков, бутонов.

III Заключительная часть

Ребята рассматривают рисунки друг друга, демонстрируют свои, высказывают своё оценочное мнение.

Детям задаются вопросы о том, понравилось ли им рисовать в новой технике импасто, необычность которой заключается в том, что рисовать необходимо не красками, а используя плотную текстурную смесь. Не сложно ли им было вместо традиционной кисточки пользоваться пластиковой ложечкой, набирая смесь на выпуклую ее часть, и выполнять мазки.

Если ребятам понравилась техника импасто и они хотели бы порисовать в ней дома, то необходимо пояснить, что можно использовать просто гуашь средней густоты и ту же пластиковую ложечку (в случае отсутствия последней, можно заменить ее на обычную чайную). Процесс рисования будет так же интересен и необычен, а вот конечный результат будет несколько отличаться. Рисунки, нарисованные гуашью, не будут иметь той плотности и выпуклости, что рисунки, нарисованные текстурной смесью.

 

Рисунки собираются, просушиваются, помещаются в личные портфолио кружковцев.

 

Примечание. Рисунки, нарисованные в технике импасто, прекрасно хранятся, нанесенная на картон смесь не дает со временем трещин, она не крошится и не обсыпается.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий