Занятие направлено на формирование представления о структуре арифметической задачи, взаимосвязи условия и вопроса.
Алеся КАМЫНО,
воспитатель дошкольного образования
ГУО «Детский сад №4 г. Сморгони»,
Гродненская область
Тема: «Забавная матрёшка».
Программные задачи:
– формировать представления о структуре арифметической задачи, взаимосвязи условия и вопроса;
– обучать количественному счету в пределах 17;
– продолжать формировать умение определять последовательность дней недели;
– измерять линейные протяженности с помощью сантиметровой линейки;
– строить сериационный ряд, определять и словесно обозначать отношения по величине между предметами;
– развивать умение ориентироваться на листе бумаги, решать простые арифметические задачи на сложение, использовать элементы знаковой системы;
– развивать речь, память, мышление;
– воспитывать чувство уверенности в себе.
Материал: матрешка, мяч, набор цифр от 1 до 5, числа от 10 до 17, линейки, картинка для составления задачи, игра «Посчитай предметы», 6 наборов картинок с мячами для составления сериационного ряда, геометрические фигуры, лист А4, медали по количеству детей.
Ход занятия
Воспитатель. Здравствуйте, ребята. Посмотрите, какой красивый сундучок у меня есть. (На столе стоит сундук, в нем матрешка и конверты). Чтобы узнать, что в нем находится, нужно отгадать загадку. Послушайте:
Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку,
Все они сидят друг в дружке,
И всего одна игрушка? (Матрешка)
Воспитатель. Ребята, вы догадались, о ком идет речь?
Дети. Матрешка.
Воспитатель. Правильно ребята, это матрешка. Матрешка к нам пришла не с пустыми руками, она нам принесла интересные задания. Она предлагает поиграть вам в математику. (Показать разноцветные конверты с заданиями). Давайте, откроем первый конверт и узнаем, какое задание нам подготовила матрешка.
Задание 1. «Путаница»
Воспитатель. У матрешки перепутались все числа. Давайте поможем им найти своё место. Нужно поставить числа по порядку. (На мольберте в первом ряду перепутаны числа от 1 до 10, во втором ряду – от 1 до 17)
Дети по очереди подходят и расставляют их.
Воспитатель. Молодцы, ребята, вы отлично справились с этим заданием. Теперь каждое число заняло своё место.
Открываем конверт со 2-м заданием.
Задание 2. «Дни недели»
Воспитатель. Матрешка предлагает поиграть в игру «Мяч быстрей передавай, день недели называй!»
Дети становятся в круг, педагог дает мяч, называя день недели, а дети продолжают, называя следующие дни.
Физминутка
Воспитатель. Все правильно. Молодцы. А сейчас немножко отдохнем. (На ковре в круге проводится физминутка.)
Дружные матрешки. (Хлопки в ладоши.)
На ногах сапожки. (Выставлять поочередно ноги.)
Очень весело в сапожках (Топать ногами.)
Топают их ножки.
Влево, вправо наклонились, (Наклоны влево – вправо.)
Всем знакомым поклонились. (Наклоны головой вперед.)
В сарафанах ваших пестрых (Руки к плечам, повороты туловища)
Вы похожи словно сестры. (Влево – вправо.)
Дружно сели, (Присесть.)
Дружно встали. (Встать.)
Друг за дружкой побежали. (Бег по кругу.)
А для того чтобы выполнить 3-е задание нужно сесть за столы.
Задание 3. «Измерь длину»
Воспитатель. Отгадайте загадку.
Зазвенели ручьи, прилетели грачи.
В улей пчела
Первый мед принесла.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (Весной)
Правильно, это пора года весна. Когда наступила весна, матрешка со своими подружками решила пойти в лес, поискать подснежники. К цветочной поляне ведут две дорожки. Нужно помочь матрешке выбрать дорожку, которая короче. Как можно помочь матрешке?
Дети. Нужно измерить длину.
Воспитатель. Чем измерить длину дорожек?
Дети. Линейкой.
Воспитатель. Правильно, нам понадобится линейка. А как правильно нужно измерять? Нужно приложить линейку так, чтобы начало дорожки должно совпадать с цифрой «0», и посмотреть, на какой цифре заканчивается дорожка. Эта цифра и будет обозначать её длину.
Последняя цифра указывает на то, сколько сантиметров наша дорожка.
Возьмите линейку и приложите к началу желтой дорожки так, чтобы её начало совпало с цифрой «0». (Дети выполняют задание)
Воспитатель. С какой цифрой совпал конец дорожки. (Ответы детей)
Воспитатель. Найдите цифру и положите в конце дорожки.
Дети измеряют и ставят напротив соответствующую цифру.
Воспитатель. Какая дорожка длиннее? Какая короче?
По какой дорожке лучше пойти матрёшке, по зелёной или жёлтой?
Дети. По зелёной дорожке.
Открываем следующий конверт под номером 4.
Задание 4. «Разложи мячи»
Воспитатель. Ребята, матрешки захотели поиграть с мячами, которые аккуратно лежали на полочке. А мячи взяли да и перепутались. Давайте поможем матрешкам правильно раскладывать мячи. (Дети выкладывают слева направо от самого большого мяча к самому маленькому. У каждого ребенка на столе по 5 карточек с изображением мяча, начиная от самого большого до самого маленького.)
Воспитатель. А теперь Доминик, назови мячи от самого большого к самому маленькому.
(Самый большой –меньше – еще меньше – еще меньше – самый маленький).
Воспитатель. Справились и с этим заданием.
Открываем конверт номер 5.
Задание 5. «Посчитай предметы»
Воспитатель. Матрешка приготовила интересную игру. Нужно взять карточку, посчитать предметы и найти цифру, которая обозначает число предметов. (Дети выполняют задание)
Воспитатель. Ребята, вы большие молодцы.
Открываем 6-й конверт.
Задание 6. «Составь задачу»
Воспитатель. Матрешка с подружками собираются идти в школу. Для этого им нужно научиться составлять и решать задачи. Мы можем с вами им помочь?
Давайте вспомним, из чего состоит задача?
Дети. Условие, вопрос.
1-я задача
Воспитатель. Посмотрите внимательно на картинку. Какую задачу мы можем составить?
Вот посмотрите, кто нарисован на картинке?
Дети. Медведи.
Воспитатель. Давайте составим условие.
Два медведя и пришел ещё один.
Какой будет вопрос? Сколько медведей стало? Где здесь условие? Где вопрос? С какого слова начинается вопрос?
Дети. Сколько?
Воспитатель. А теперь нам нужно решить задачу.
Какое действие мы будем использовать для решения, вычитание или сложение?
А теперь цифрами запишем решение.
2-я задача
Воспитатель. Посмотрите на картинку. Кто там нарисован?
Дети. Куры.
Воспитатель. Что они делают? (Клюют зернышки) Сколько кур клюет зернышки?
Дети. Две.
Воспитатель. Сколько кур пришло?
Дети. Ещё две.
Воспитатель. Какое действие мы будем выполнять, сложение или вычитание?
Дети. Сложение.
Воспитатель. С какого слова начинается вопрос?
Дети. Сколько.
Воспитатель. А теперь цифрами запишем решение.
Ребенок из предложенных цифр выкладывает решение задачи на наборном полотне.
Воспитатель. Матрешка очень рада, но пара уже прощаться. Она подарила нам игру, принесла задания. Нужно и нам её отблагодарить. Она хочет дома украсить коврик геометрическими фигурами, но не знает как. Может, ей поможем?
Воспитатель. Перед вами лежит лист бумаги. Это будет коврик и геометрические фигуры. Коврик у матрешки прямоугольной формы. Будем украшать углы и центр. Теперь слушайте внимательно: треугольник положим в верхний правый угол, в центре – овал; в левый нижний угол – квадрат, нижний левый угол – круг, нижний правый угол – круг, верхний левый угол – трапеция. А теперь давайте проверим, правильно ли вы выполнили задание. (Дети сверяют с образцом воспитателя)
Итог.
Воспитатель. Ребята, вам понравилось наше занятие? Что было интересным? Что было сложным? Какое задание понравилось больше всего? (Дети отвечают).
Воспитатель. Какие задание мы с вами выполняли? (Дети отвечают).
Воспитатель. Матрешка вас благодарит за работу и награждает вас медалями. Всем большое спасибо, все были молодцы!