Активные методы обучения базируются на экспериментально установленных фактах – в памяти человека запечатлевается до 90 % того, что он делает, до 50 % того, что он видит, и только 10 % того, что он слышит.
Мария ТАЛАЙ,
учитель географии
ГУО «Средняя школа № 37 г. Гродно»
Детям нужно больше давать самостоятельности в приобретении знаний. Ведь мы не просто обучаем детей географии, а готовим всесторонне развитую личность, способную адаптироваться к меняющимся социальным условиям жизни общества. Учитель должен стимулировать учащегося к саморазвитию, создавать условия творческой деятельности и тем самым формировать познавательные интересы учащихся.
Использование активных методов обучения приводит к изменению привычных форм общения на уроке, когда учитель излагает материал, опрашивает и оценивает учеников, которые отвечают на вопросы, проявляя тем самым свою активность и самостоятельность.
Нашедшие в настоящее время широкое распространение нестандартные уроки (урок-экспедиция, урок-исследование, урок-семинар, урок-игра и т. д.) позволяют каждому ученику поучаствовать в подготовке и проведении урока, выступить на каком-то этапе в роли учителя.
Такие уроки – один из наиболее эффективных путей формирования умения учиться, поскольку при такой организации деятельности учащихся происходит не просто овладение знаниями, умениями и навыками, но и накопление практического опыта, передачи этого опыта другим ученикам, осознание при этом потребности в приобретении знаний, обсуждение своих учебных действий с учителем, сверстниками, сотрудничество с ними.
Проведение урока географии невозможно представить без таких форм и приемов работы, как «Проблемный вопрос», «Корзина идей», «Географический диктант», «Синквейн», «Лови ошибку», «Облако тегов», «Третий лишний» и т.д.
В каждом школьном курсе географии есть темы, позволяющие включить в урок элементы занимательности, «разбавить» сложный материал, снизить эмоциональную нагрузку, помочь в усвоении новых терминов и понятий. Вот некоторые приемы, которые использую на уроках.
«Третий лишний»
Этот прием можно использовать на различных этапах урока: систематизации знаний или на закреплении изученного материала на уроке. Учащимся предлагается ряд терминов или географических объектов, среди которых нужно найти логическую связь и выделить одно лишнее.
Например: Эри, Гурон, Онтарио, Танганьика (оз. Танганьика находится в Африке).
Амазонка, Мадейра, Парана, Парагвай, Миссисипи (р. Миссисипи находится в Северной Америке).
«Синквейн»
Синквейн является одним из методов критического мышления, который активирует умственную деятельность школьников.
Учащимся предлагается составить рассказ из пяти строк:
1-я строка – существительное (обозначает тему одним словом),
2-я строка – описывает тему (два прилагательных),
3-я строка называет действия, относящиеся к данной теме (три глагола),
4-я строка выражает отношение автора к теме (фраза из четырех слов),
5-я строка – «синоним» темы.
Синквейн на тему «Море»
1. Море
2. Судоходное, важное
3. Привозят, базируются, разгружают
4. Место стоянки разнообразных судов
5. Порт
«Крестики-нолики»
Набор утверждений, правильных и неправильных, составленный на материале изучаемой темы. Проводится в письменной форме (таблица 3 × 3), где ученикам предлагается отметить верные (○) и ошибочные ответы (×).
1) Северная Америка омывается тремя океанами. (○)
2) Кордильеры – самая длинная горная цепь на суше. (×)
3) Северный Ледовитый океан омывает западное побережье Северной Америки. (×)
4) Самое глубокое озеро в северной Америке – Верхнее. (×)
5) Самая длинная река Северной Америки – Миссисипи. (○) и т.д.
Такие задания позволяют за несколько минут определить и выявить проблемы, связанные с усвоением того или иного материала, темы. Для устранения ошибок и ликвидации пробелов в знаниях достаточно быстрого разъяснения учителя. Прием обучает концентрации внимания, может быть использован в начале урока, темы, для проверки домашнего задания.
«Облако тегов»
Визуальное представление ключевых слов или понятий, которые характеризуют определенный объект, процесс или явление.
Например, тема «Реки. Речная долина. Речная система» – исток, устье, приток, русло, дельта, эстуарий, длина реки, террасы, бровка долины, коренные берега.
Задание учащимся: распределите предложенные слова в облаке тегов на 2 группы: части реки и элементы речной долины.
«Данетка»
На этапе рефлексии можно предложить детям игру «Данетка».
Учитель загадывает объект на карте. Учащиеся задают вопросы, ответом на которые могут быть слова «да» или «нет».
– Этот объект расположен в океане? (Нет)
– Он находится на материке? (Да)
– На этом материке две части света? (Нет)
– Этот материк полностью расположен в Южном полушарии? (Нет)
– Этот материк пересекает экватор? (Да)
– Данный материк пересекается нулевым меридианом? (Да)
– Этот объект-часть гидросферы? (Да)
– Имеет связь с океаном? (Да)
– Является рекордсменом на материке? (Да)
– Это река Нил? (Да!)
Географию невозможно хорошо выучить без карты, атласа, контурных карт. Дети приучены с ними работать, легко в них ориентируются, поэтому каждый урок проходит с их обязательным применением.
Технология активных методов и форм обучения универсальна, легко воспринимается и её может применять любой учитель. Уроки с использованием таких приемов и форм обучения обеспечивают активное участие каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьников за результаты учебного труда.