Использование тестовых заданий на уроках русского языка в 5-м классе как средства контроля для повышения качества знаний учащихся. Описание опыта педагогической деятельности

- 14:15II И III СТУПЕНИ, Методичка, Подготовка к олимпиадам, Подготовка к ЦЭ/ЦТ, РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА, Русский язык и литература. Материалы к урокам

В описании опыта работы автор говорит об особенностях и эффективности использования тестовых заданий при организации учебно-познавательной деятельности на уроках русского языка, предлагает примеры соответствующих тестов. Приведенные задания могут быть использованы не только в работе с пятиклассниками, но и при подготовке учащихся к олимпиадам и ЦЭ.

 

Мария КВЯТКОВСКАЯ,
учитель русского языка и литературы
ГУО «Средняя школа № 6 г. Орши», 
Витебская область

 

 

1 Информационный блок

1.1 Название темы опыта

Использование тестовых заданий на уроках русского языка в 5-м классе как средства контроля для повышения качества знаний учащихся.

 

1.2 Актуальность педагогического опыта

В соответствии с Методическими указаниями по организации контроля и оценки результатов учебной деятельности учитель использует такие средства, которые позволяют получить наиболее объективную информацию об эффективности образовательного процесса и результатах учебной деятельности учащихся.

Потребность в получении независимой объективной информации об учебных достижениях обучающихся привела к тому, что в современной школе на уроках русского языка преимущественное значение приобретает эффективная система контроля и оценки результатов обучения, основанная на использовании тестовых заданий. На практике каждый педагог применяет свои методы и средства проверки знаний и умений по разным темам.

Опыт работы в 5-х классах показал, что не так легко грамотно организовать контроль усвоения знаний и умений учащихся по русскому языку, в том числе и в среднем звене. По итогам анкетирования учащихся 5 «А» класса, проведённого педагогом-психологом школы, 23 человека из 25 (92 %) считают необходимым применение тестовых заданий на уроках русского языка (Приложение 1). Большинство школьников испытывают трудности при выполнении такого вида работы, что негативно сказывается на качестве знаний. В результате входного контроля на начало учебного года было установлено, что учащиеся 5-го класса имеют средний уровень обученности (Приложение 2). Обнаруживается противоречие между выбором формы контроля и необходимостью повышения качества знаний учащихся. Альтернативным решением для меня стало использование тестовых заданий.

Я отметила, что, начиная с 5-го класса, необходимо обучать учащихся знаниям теоретических правил, развивать умения применять их на практике, рассуждать и аргументировать свою точку зрения на момент корректировки тестового задания.

Считаю, что в настоящее время бучение не может обойтись без системы тестового контроля. Проблемы, связанные с экономией времени на уроке, опроса наибольшего количества учащихся, осуществления дифференцированного подхода, повышения качества знаний на уроках русского языка, я решила через использование в своей педагогической практике тестовых заданий.

 

1.3 Цель опыта

Повышение качества знаний по русскому языку в 5-м классе через применение тестовых заданий.

 

1.4 Задачи опыта

– выбрать и описать тестовые задания, наиболее приемлемые на уроках русского языка;

– представить систему тестовых заданий разных видов контроля;

– показать эффективность применения тестовых заданий в процессе оценки качества знаний учащихся.

При описании опыта опиралась на следующие методы: анализ литературы по теме, анкетирование и мониторинг учащихся, наблюдение и сравнение.

 

1.5 Длительность работы над опытом (2019–2022 гг.)

Подготовительный этап (2019–2020 гг). На этом этапе изучена справочная литература [7], учебная литература по вопросу классификации тестов [1, 4, 6], опыт учителей-практиков [9], дидактический материал [2, 3, 5, 8], сделан вывод об актуальности использования тестового материала на уроках русского языка, начиная с 5-го класса.

Практический этап (2020–2021 гг). Выбраны типы, виды, количество заданий с учётом требований программы и содержания тем, подлежащих проверке, составлены тематические тестовые задания, использованы на различных этапах обучения.

Обобщающий этап (2021–2022 гг). Создан банк тестовых заданий, описан и представлен опыт на уровне школьных и районных методических объединений.

 

2 Описание технологии опыта

2.1 Ведущая идея опыта

Построение образовательного процесса с систематическим применением тестовых заданий на разных этапах обучения способствует эффективной оценке результатов деятельности учащихся и повышению качества знаний.

 

2.2 Описание сути опыта

Тест (от англ. «test» – проба, испытание). Термин «тест» в настоящее время широко используется в различных областях знания в значении испытания, исследования [7, с. 855]. В.С.Аванесов определяет тест как «систему заданий, определенного содержания, возрастающей трудности, специфической формы, позволяющей качественно и эффективно измерить уровень и оценить подготовленность учащихся» [1, с. 8]. Тестирование в русском языке имеет значение «испытание с использованием тестов» (Л.Ф.Бурлачук, С.М.Морозов).

В Беларуси тестирование по русскому языку проводится с 2003/2004 учебного года.

Необходимо отметить, что до сих пор единого подхода в классификации тестовых заданий не выработано. Так, английский психолог Ф.Галтон для проверки знаний, умений и навыков выделял тесты успешности; американский психолог В.А.Макколл разделял тесты на педагогические и психологические; советский и российский учёный-педагог В.П.Беспалько разработал классификацию, основанную на различных уровнях усвоения знаний.

Основной составляющей любого теста является тестовое задание, которое состоит из инструкции для учащихся, текста заданий, имеет однозначный правильный ответ и характеризуется набором показателей.

В соответствии с Методическими указаниями на учебных занятиях по русскому языку используются тестовые задания открытого и закрытого типов, основанные на классификации А.Н.Майорова.

 

Классификация тестовых заданий по А.Н.Майорову

В своей практике я применяю именно эти два стандартных типа заданий, так как они помогают проверить уровень знаний учащихся и являются наиболее результативными в повышении качества знаний на учебном занятии.

 

Задания закрытого типа

Вид задания

Пример

А) Верно/неверно

Многозначные слова – это слова, имеющие несколько значений.
А) Верно    Б) Неверно

Б) Задания с выбором одного правильного ответа

Найди словосочетание, употреблённое в переносном значении:
А) вершина горы
Б) свет луны
В) вершина славы
Г) ядро ореха

В) Задания с выбором нескольких правильных ответов

Укажите, в каких рядах слов пишется буква А:
А) д…лина, к…зался
Б) песч…ная, ж…смин
В) площ…дь, ост…новились
Г) ч…сто, хв…стун.

Г) Задания с выбором одного неправильного ответа

Найдите слово с ошибкой:
А) корова  Б) ягодка   
В) ребята    Г) бутерброт.

 

Задания открытого типа

Вид задания

Пример

А) Задания на завершение (дополнение) высказывания

Словосочетание состоит из … и … слова.

Б) Задания на установление соответствия

Найдите соответствие:
1) «Как я воду полюбил!» – заявил крокодил.
2) Учитель поинтересовался: «Вы любите природу?»
3) «Сегодня выходной?» – удивились ребята.

4) «Я его удивлю», – подумал Арсений.
5) И вдруг кто-то крикнул: «Караул!»

А) А: «П?»     Б) А: «П!»     В) «П», – а.  Г) «П!» – а.   Д) «П?» – а.

В) Задания на установление правильной последовательности

Укажите правильный порядок предложений в тексте:
Она лежала на снегу (1). Синичка прожила у нас всю зиму (2). Стояли трескучие морозы (3). Один раз у кормушки я увидел синицу (4). Я принёс птичку домой и поместил в клетку (5). Синичка открыла глаза и поправила перья (6). Весной я её выпустил (7).

 

Тестовые задания при организации учебно-познавательной деятельности учащихся я применяю стематически на протяжении всего учебного года. Использую их на разных этапах обучения как входной, текущий, тематический, промежуточный и итоговый контроль.

Считаю, что тестовые задания помогают мне повысить познавательный интерес учащихся, сэкономить время и объективно оценить каждого ученика, при этом дают возможность некоторым из них приобрести уверенность в своих силах для выполнения заданий на более высоком уровне.

На данный момент в обучении я имею возможность применять готовые печатные тестовые задания в виде отдельных книг и тетрадей, а также задания, опубликованные на сайтах https://aversev.by, https://aducar.com.

Но чтобы обеспечить дифференцированный подход к каждому учащемуся, сама составляю тесты, при этом использую рекомендованный Национальным институтом образования Республики Беларусь открытый банк тестовых материалов по русскому языку.

Предлагаю рассмотреть тестовые задания по русскому языку для учащихся 5-х классов, которые использую на разных этапах обучения.

 

Функциональность тестовых заданий на разных этапах обучения русскому языку

Вид контроля

Этап обучения

Тестовые задания по темам

Входной

В начале учебного года.
Перед изучением новой темы

Повторение изученного в 4-м классе.
Словосочетание (повторение) (Приложение 3)

Текущий

В ходе изучения темы

Правописание чередующихся гласных в корне, обусловленное ударением.
Виды предложений по цели высказывания и интонации (Приложение 4)

Тематический

После изучения темы или раздела

Синонимы.
Лексика (Приложение 5)

Промежуточный

В конце четверти, полугодия

Предложение. Синтаксис и пунктуация (Приложение 6)

Итоговый

В конце учебного года

Повторение изученного в 5-м классе
(Приложение 7)

 

В каждом классе, в том числе и пятом, в начале учебного года или перед изучением новой темы я использую входной тестовый контроль. Он позволяет мне оценить степень готовности учащихся к освоению учебного материала по новой теме или на следующей ступени образования и является средством актуализации знаний и умений учащихся, необходимых для последующего освоения содержания программы по русскому языку.

Задания для текущего тестового контроля помогают мне диагностировать и оценить уровень усвоения учащимися учебного материала в ходе изучения определённой темы.

С помощью тематических тестовых работ я провожу контроль знаний по большой теме или разделу, проверяю, насколько усвоен новый материал каждым учащимся в отдельности, выявляю пробелы в знаниях и намечаю пути их устранения.

Промежуточный контроль позволяет мне оценить качество освоения материала по русскому языку за четверть, полугодие, скорректировать дальнейшую деятельность по устранению часто допускаемых ошибок.

В ходе итогового контроля оценивается уровень сформированности знаний, умений и навыков по завершении учебного года, проводится коррекционная работа, намечаются дальнейшие пути повышения качества знаний учащихся.

Тестовые работы провожу регулярно на разных этапах обучения, применяя различные формы работы с учащимися: групповую, фронтальную, чаще всего – индивидуальную.

После проверки тестовой работы учащиеся сначала самостоятельно анализируют свои ошибки, а затем я обращаю внимание на неправильные ответы, допущенные большинством учеников. Это активизирует внимание детей, способствует развитию орфографической и пунктуационной зоркости, а значит, повышает качество знаний.

 

2.3 Результативность и эффективность опыта

В качестве критериев оценки эффективности опыта я выбрала качество знаний, динамику в коррекции знаний, участие школьников на олимпиадах и ЦТ.

Опыт в использовании тестовых заданий в процессе обучения позволил достигнуть следующих положительных результатов:

– применение тестовых заданий для контроля в обучении позволило повысить качество знаний обучающихся с 70 % до 75 % (Приложение 2);

– анализ диаграммы указывает на положительную динамику в коррекции знаний учащихся по количеству ошибок, опущенных в тестовых работах (Приложение 8);

– школьники показывают стабильные результаты на олимпиадах и централизованном тестировании по русскому языку (Приложение 9).

 

3 Заключение

Использование тестовых заданий становится наиболее перспективной формой контроля знаний, а также средством повышения качества знаний учащихся. Систематическое применение на уроках русского языка различных видов тестовых заданий способствует определению качества знаний школьников на каждом учебном занятии, помогает разнообразить виды работы с учащимися, систематизировать знания, сэкономить время проверки, обеспечить дифференцированное обучение, повысить эффективность обучения и обеспечить учащимся непрерывную подготовку к ЦЭ, начиная с 5-го класса.

Представленный опыт может быть полезен коллегам, занимающимся непосредственной подготовкой к ЦЭ, а также как средство контроля для повышения качества знаний. С этой работой я выступала на школьном и районном учебно-методическом объединениях, на заседаниях временной творческой группы (ВТГ) по вопросам подготовки к ЦЭ.

 

 

Список использованных источников

1 Аванесов, В.С. Композиция тестовых заданий: учеб. книга / В.С.Аванесов. – М. : Ассоциация инженеров-педагогов, 2016. – 340 с.
2 Балуш, Т.В. Русский язык. Тесты для тематического и итогового контроля. 5 класс / Т.В.Балуш. – Минск : Попурри, 2019. – С. 4–8.
3 Иванова, С.Н. Русский язык. Тетрадь для повторения и закрепления. 5 класс / С.Н.Иванова. – Минск : Попурри, 2016. – С. 6–9.
4 Майоров, А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования / А.Н.Майоров. – М. : Педагогика, 2011. – С. 82–116.
5 Мурина, Л.А. Русский язык. 5–7 классы: дидактические и диагностические материалы: пособие для учителей учреждений общ. сред. образования с белорус. и рус. яз. обучения / Л.А.Мурина, Л.А.Худенко, Т.В.Игнатович. – Минск : Аверсэв, 2018. – 128 с.
6 Образцова, Т.И. Контроль на уроках русского языка / Т.И.Образцова // Педагогическое мастерство: материалы III Междунар. науч. конф. – М. : Буки-Веди, 2013. – С. 119–121.
7 Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 100 000 слов, терминов и выражений: [новое издание] С.И.Ожегов; под общ. ред. Л.И.Скворцова. – 28-е изд., перераб. – М. : Мир и образование, 2015. – 375 с.
8 Старикова, Т.С. Тест как инструмент оценки качества обученности учащихся / Т.С.Старикова // Проф. образование. – 2006. – № 6. – с. 13.
9 Строк, Л.И. Русский язык: 5-й кл.: практикум: для учащихся учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения / Л.И.Строк. – Минск : Экоперспектива, 2016. С. 5–9.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий