Перкуссия тела как средство развития чувства ритма у детей с ОНР и ТНР в процессе физкультурно-оздоровительной работы

- 12:40ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, Дошкольное образование. Идеи, Методичка

Ребятам очень нравится заниматься Body Percussion. Они с большим удовольствием выполняют веселые постукивания, хлопки, шлепки и щелчки по телу под незатейливые тексты. При этом, в дополнение к положительным эмоциям, получаемым от движений, дети снимают напряжение, имеют возможность для самовыражения, выполняют легкий самомассаж, и, что важно, развивают свое чувство ритма, тем самым содействуя формированию правильной речи.

 

Наталья БОЙКО,
руководитель физического воспитания
ГУО «Детский сад № 2 г. Свислочь»,
Гродненская область

 

Способность научиться говорить, а затем и читать, напрямую связана с уровнем развития чувства ритма. У детей с нарушениями речи, как правило, страдает способность к восприятию и воспроизведению ритма.

Планируя физкультурно-оздоровительную работу в группах, которые посещают дети с ОНР и ТНР, я обязательно включаю в занятия пальчиковые игры, дыхательные упражнения, логоритмику, кинезиологические упражнения, строевые речовки. На занятиях активизирую речь воспитанников через вопросы: как называется тот или иной спортивный инвентарь? какое название у этой игры? как называется то или иное построение? какие знаем еще? и т.д. Стараюсь подбирать игры с текстом и обязательно побуждаю детей четко проговаривать его при выполнении игровых действий.

Находясь в постоянном поиске новых подходов к организации образовательного и коррекционного процессов в специальных и интегрированных группах, в этом учебном году я использовала еще одну инновационную технологию – Body Percussion (перкуссия тела). Это направление, в котором собственное тело используется в качестве инструмента.

Техника Вody Percussion широко используется в музыкальной педагогической практике, поскольку она помогает ученику не просто услышать, а прочувствовать ритм, ощутить его внутри себя и воспроизвести. Ритмические рисунки исполняются на разных частях тела. Например, это топот ногами или притопы различной силы, похлопывания по коленям или шлепки одной, двумя руками по бедру, хлопки в ладоши раскрытыми или согнутыми «лодочкой» ладонями, щелчки пальцами, щелканье пальцем по щекам. С целью содействия развитию чувства ритма у моих воспитанников, вначале я подбираю короткое стихотворение, скоро- или чистоговорку, считалочку и накладываю на них ритмический рисунок, состоящий из хлопков, шлепков, щелчков и т.д. Дети проговаривают коротенький текст и параллельно взаимодействуют с различными частями своего тела.

Провожу телесную перкуссию с воспитанниками в конце занятия, уделяя этому буквально пару минут (как правило это два-три повтора текста с ритмическим рисунком). При выполнении упражнений обращаю внимание на четкость движений, их темп и ритм. Активизирую речь дошкольников, побуждая их проговаривать текст вместе со мной.

В рамках взаимодействия с воспитателями групп, которые посещают ребята с ТНР и ОНР, предлагаю педагогам использовать упражнения в работе с детьми в разные режимные моменты. Например, в качестве физкультурной минутки на занятии, или в комплексе упражнений после дневного сна, в динамических паузах и так далее.

Ребятам очень нравится заниматься Body Percussion. Они с большим удовольствием выполняют веселые постукивания, хлопки, шлепки и щелчки по телу под незатейливые тексты. При этом, в дополнение к положительным эмоциям, получаемым от движений, дети снимают напряжение, имеют возможность для самовыражения, выполняют легкий самомассаж, и, что важно, развивают свое чувство ритма, тем самым содействуя формированию правильной речи.

 

Примеры текстов стихотворений, скороговорок с наложенным на них ритмическим рисунком

Зайцы бегали в лесу…

Зайцы бегали в лесу (хлопки по коленям),
Повстречали там лису (хлопки в ладоши).
Прыг-скок, прыг-скок (щелчки пальцами),
Убежали под кусток (шлепки ладошкой по вытянутой руке).

Вот большая пирамидка…

Вот большая пирамидка (скользящие движения ладошки об ладошку)
И веселый мячик звонкий (щелчки пальцами),
Мягкий мишка косолапый (хлопки по коленям)
Все живут в большой коробке (скользящие движения сверху вниз по бокам).
Но, когда ложусь я спать (поглаживающие движения ладошкой по вытянутой руке от плеча к кисти),
Начинают все играть (хлопки ладошками).

Мы решили закаляться…

Мы решили закаляться, раз – два – раз – два! (Легкие удары кулачками по груди)
И водою обливаться, раз – два – раз – два! (Шлепки ладошками по плечам)

А потом мы полотенцем, раз – два – раз – два, (Постукивание сверху-вниз ладошкой по противоположной вытянутой руке)
Не забудем растереться, раз – два – раз – два! (Поглаживающие движения по бокам)

Яркий красный мячик…

Яркий красный мячик, прыгает, как зайчик (прыжки на месте),
Покатился по дорожке (постукивание кулак о кулак),
Подождал меня немножко (щелчки пальцами).
Наклонюсь, возьму его (постукивание по коленям)
И подброшу высоко (хлопки поднятыми над головой руками)

Мышка быстренько бежала…

Мышка быстренько бежала (бег на месте).
Мышка хвостиком виляла (движение ладонь о ладонь вперед-назад).
Ой, яичко уронила (кулачками по коленям).
Посмотрите-ка – разбила (скрестить руки на груди, ладошками пошлепать по противоположным рукам)

 

Мы веселые милашки…

Мы веселые милашки (легкие пошлепывания по щечкам),
Чудо-куклы, неваляшки (пошлепывания по бедрам).
Мы танцуем и поем (щелчки пальцами),
Очень весело живем (хлопки в ладоши).

Ехал Грека через реку (ладошками по груди).
Видит Грека – в реке рак (кулачками по коленям).
Сунул Грека руку в реку (поглаживание боков).
Рак за руку Греку – цап (из рук сделать «пасть» и хлопнуть ладошкой о ладошку)!

Бык бодается с быком (стук кулаком о кулак).
Убегают все кругом (топать ногами).
Береги, бегун, бока (поглаживание боков)
От бодливого быка (стук кулаком о кулак).

Ежик в бане вымыл ушки (поглаживание ушек),
шею, кожицу на брюшке (легкие шлепки по животу)
И сказал еноту еж: (шлепки ладошкой о ладошку, сложенными «лодочкой»)
– Ты мне спинку не потрешь? (Поглаживание боков)

 

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий