В энкаунтере ребята столкнутся с экологическими ситуациями, где необходимо решить, как правильно действовать, не навредив природе, посоревнуются в знании природных объектов Сморгонского края. Энкаунтер включает в себя три игры, которые выполняются последовательно одна за другой.
Ирина ЦВЕТКОВА,
заведующая отделением эколого-биологической работы
ГУО «Сморгонский районный центр
творчества детей и молодежи»,
Гродненская область
Изолировать детей от современных гаджетов невозможно. Да и необходимо ли это, если современные учащиеся очень мобильны. Анкетирование среди ребят 6–8-х классов показало, что учащиеся пользуются смартфонами большую часть своего свободного времени, им нравится фотографировать природу, пейзажи, домашних питомцев, обмениваться и обсуждать ситуации, которые происходят в городе, рассматривать картинки, фото. Согласно опросу, 78 % участников в возрасте 11–15 лет не безразличны к окружающей среде в своем городе и районе. Через интернет и социальные сети они черпают информацию о том, что происходит в нашем городе.
Физиологически восприятие визуальной информации является основной для человека. Скорее всего поэтому для проведения занятий в объединениях по интересам экологической направленности стало стандартным использование разнообразных презентаций в формате Power Point. Но время не стоит на месте. И Power Point поднадоел и не является таким уж привлекательным для вовлечения учащихся в познавательную деятельность. Так, в Сморгонском районном центре творчества детей и молодежи появилась идея создания экологического энкаунтера «Жалобная книга природы», которая представляет собой серию игр с применением медиаобразовательных технологий.
Слово «энкаунтер» означает «случайная встреча», «первый опыт», «неожиданное столкновение». В нашем энкаунтере ребята столкнутся с экологическими ситуациями, где необходимо решить, как правильно действовать, не навредив природе, посоревнуются в знании природных объектов Сморгонского края. Неожиданными для них станут встречи с объектами природы, мимо которых они проходят каждый день, не придавая им значения; получат опыт выполнения заданий в облачных технологиях.
Энкаунтер включает в себя три игры, которые выполняются последовательно одна за другой. Ссылки на выполнение последующих игр высылались капитанам команд на электронную почту.
Игра первая – «Экологический светофор»
Необходимо выполнить три задания.
– «Сортируем мусор» – соотнести предложенный «мусор» и соответствующие контейнеры.
– «По страницам Красной книги» – в форме загадок-четверостиший нужно узнать, о каком представителе флоры или фауны, занесенном в Красную книгу Республики Беларусь, идет речь.
– «Правила поведения в природе» – прочитать описание ситуаций и соотнести их с правильными действиями с точки зрения экологии (с цветом в светофоре).
Игра вторая «Эко-геокешинг»
Игра проходит в два этапа. На первом этапе ребята при помощи Google-карты по заданным координатам находят природные объекты Сморгонского района, отвечают на сопутствующие вопросы о найденном объекте в программе Test pad.
Преимущество онлайн-геокешинга в том, что при плохих погодных условиях можно, не выходя из кабинета, выполнить задания, причем участвовать может одновременно большое количество учащихся.
Во втором этапе «Эко-геокешинг на местности» по заданному маршрутному листу учащиеся проявляют себя в качестве знатоков по нахождению загаданных объектов (Приложение).
При проведении игры точность координат, с которой GPS-навигатор определял заданную позицию, составила от одного до нескольких метров. Это позволяло только «очертить» небольшой район местонахождения заданного объекта. Для более точного поиска объекта необходимо было ответить на вопросы-подсказки, применить наблюдательность и смекалку.
Игра третья «Эко-бум»
Представляет собой творческое соревнование в формате фотоохоты. Суть игры в том, чтобы по прочитанному тексту экологической сказки «Любимица березка» (Лопатина, А. Сказы матушки Земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания. // А.Лопатина, М.Скребцова. – М., 2008. С. 139) представить одну лучшую фотографию.
Самое сложное для участников – придумать, что сфотографировать, чтобы кадр соответствовал смыслу прочитанной сказки. В этой игре фантазия и идеи участников, место съемки и качество фотографии имеют определяющие значение.
Пройдя серию игр, ребята открыли для себя топонимику природных объектов Сморгонского края. Также отметили, что игра помогла им узнать о происхождении фигур, композиций, объектов, установленных на территории городского парка в городе Сморгонь. Решая созданные экологически ситуации, они научились делать выбор, как необходимо поступать, чтобы сберечь природу. Соревновательный дух подстегивал быстрее пройти все три игры, чтобы стать победителями.
Приложение
Маршрутный лист для проведения игры «Эко-геокешинг»
Название команды ______________________________________________
Учреждение образования ________________________________________
Дата ____________
№ |
Задание |
Ответ |
1 |
Найдите объект по географическим координатам: |
|
Кому и в каком веке принадлежал найденный вами объект? Впишите ответ |
|
|
Кто является автором композиции? Впишите ответ |
|
|
Назовите, представителей млекопитающих на отгаданном объекте? Впишите ответ |
|
|
2 |
Найдите объект по географическим координатам: |
|
Назовите вид представителя фауны найденного объекта? Впишите ответ |
|
|
Является ли он охраняемым видом? Впишите ответ |
|
|
Назовите представителей флоры, произрастающей рядом. Впишите ответ |
|
|
3 |
Найдите объект по географическим координатам: |
|
4 |
Найдите объект по географическим координатам: |
|
Назовите представителей фауны на найденном объекте. Впишите ответ |
|
|
5 |
Найдите объект по географическим координатам: |
|
Напишите, что используется в качестве альтернативного источник энергии в этом объекте? |
|
|
6 |
Найдите объект по географическим координатам: |
|
Напишите, какими псевдонимами подписывался поэт. |
|
|
7 |
Найдите объект по географическим координатам: |
|
8 |
Найдите объект по географическим координатам: |
|
Назовите рыб на найденном объекте |
|
|
Назовите самую близкую к Земле звезду на найденном объекте |
|
|
Назовите второе имя Земли. |
|