Надежда ДРАНИЦА,
учитель физики и математики,
Воробьевичский детский сад – базовая школа,
Новогрудский район, Гродненская область
Инклюзивное (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах [1]. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.
«Инклюзивное образование» – это признание ценности различий всех детей и их способности к обучению, которое ведется тем способом, который наиболее подходит этому ребёнку. Система обучения подстраивается под ребёнка, а не ребёнок под систему. Ребенок не просто усваивает социальный опыт, а преобразует его в свои ценности, установки, ориентации [2].
Целью образования является формирование у учащихся с особенностями психофизического развития ключевых компетенций как способности самостоятельно действовать в ситуации неопределенности при решении актуальных проблем (коммуникативная компетентность, социально-личностная компетентность).
Рассмотрим, как данные компетенции можно формировать на уроках математики в 5-м классе через игровую деятельность. Следует также учитывать, что интерактивные игры обеспечат эффективное обучение всех детей в условиях образовательной инклюзии, если:
— игровая деятельность будет соответствовать различным образовательным потребностям и возможностям детей, будет свободной и соответствовать желанию учащихся;
— она будет творческой, импровизационной, активной;
— игра будет проходить в эмоционально приподнятой обстановке и одновременно в ней будет присутствовать здоровое соперничество;
— будут выполняться прямые и косвенные правила игры.
Пример 1
1) При повторении темы «Умножение и деление» создаем игровую ситуацию через загадку:
Три разноцветных круга
Мигают друг за другом.
Светятся, моргают –
Людям помогают.
2) Чтобы получить ответ на загадку предлагаем задание, в котором необходимо решить примеры и расположить ответы в порядке убывания.
3) Для решения задачи нам необходимо повторить таблицу умножения, сравнение чисел (постановка целей)
4) Результат выполнения
5) На этом этапе урока в ходе игры мы не только повторяем правила умножения и деления, но и решаем основную цель при работе с учащимися с особенностями психофизического развития, когда приоритетом выступает формирование не глубоких научных знаний, а практических умений и навыков, необходимых для самостоятельной и независимой жизни. После выполнения задания проговариваем правила перехода улицы и подчеркиваем важность знаний этих правил, ещё раз напоминаем, что транспортное средство мгновенно остановиться не может (Социально-личностная компетентность).
Пример 2
При изучении тем «Единицы времени, массы» использую игры:
1) «Мозговой штурм»:
2) «Дробный мозгодром»:
а) Найдите 1/20 минуты;
б) Найдите 1/12 часа;
в) Было 2 килограмма конфет. На Новый год съели 3/4 этих конфет. Сколько осталось?
Задания сопровождаются наглядным дидактическим материалом.
Какую бы технологию мы ни применяли, главное то, что в рамках компетентностного подхода целью образования является формирование у учащихся с особенностями психофизического развития ключевых компетенций как способности самостоятельно действовать в ситуации неопределенности при решении актуальных проблем, и ребенок приобретает не глубокие научные знания, а практические умения и навыки.
Список литературы
1 Банж, Г. Влияние специального и инклюзивного образования на установки сверстников: Практическое и теоретическое исследование / Г. Банж, Э. Валео // Журнал исследований социальной политики. – Т. 6. – № 1.
2 Обобщение передового опыта [Электронный ресурс] – Режим доступа : https://infourok.ru/obobschenie-peredovogo-pedopita-vozmozhnosti-inklyuzivnogo-obrazovaniya-v-dou-i-adaptaciya-detey-v-obschestve-3490539.html – Дата доступа : 15.08.2020.