Мастер-класс направлен на повышение качества учебных занятий по физической культуре, увеличение охвата учащихся физкультурно-спортивными занятиями во внеурочное время.
Павел ЖИЛЕВИЧ,
учитель физической культуры и здоровья
ГУО «Геранёнская средняя школа»
Ивьевского района,
Гродненская область
Цель: повышение мотивации коллег к использованию подвижных, спортивных игр и эстафет на учебных занятиях.
Задачи:
– дать представление о подвижных, спортивных играх и эстафетах;
– показать конкретные варианты проведения эстафет и игр с учётом возрастных особенностей учащихся;
– создать условия для активного взаимодействия ведущего и участников мастер-класса.
Оборудование: мультиборд, карточки с названием игр, спортивное оборудование.
Ход мероприятия
1 Организационный этап
Я рад приветствовать вас на моем мастер-классе.
Поднимите руку сейчас те, кто пришел сегодня с хорошим настроением.
Похлопайте те, кто желает узнать сегодня что-то новое.
Постучите те, кто считает, что из нашей встречи можно извлечь много полезного.
Встаньте те, кто готов активно сегодня участвовать.
Отлично! А теперь хотелось бы, чтобы вы размялись и сплотились. Выходите, пожалуйста, в центр нашей площадки, разбейтесь на тройки и возьмитесь за руки. Поиграем с вами в игру “Землетрясение” (объяснение правил игры). Молодцы! Присаживайтесь.
2 Актуализация знаний
Я считаю, что мы немножко взбодрились и готовы к продолжению. Каждый из вас в детстве играл с друзьями во дворе в подвижные и спортивные игры. У вас на столах лежат карточки с названием игр, в которые вы играли в детстве. Вам необходимо называть игру и определить, какие физические качества она развивает. Итак, начнем. (Выходит человек, называет игру и прикрепляет листочек с названием игры на доску).
3 Целеполагание
Игры способствуют развитию различных качеств. Но для современных школьников, к сожалению, такие игры не являются приоритетом. Современные дети прогулкам и играм на свежем воздухе предпочитают компьютер и телефон. Поэтому одной из главных проблем общества является гиподинамия, то есть низкая двигательная активность. Как следствие – повышается уровень заболеваний. Чтобы изменить такое положение, необходимо с раннего возраста приобщать детей к занятиям в спортивных залах, подвижным и спортивным играм.
В такой ситуации очень важную роль играет урок физической культуры и здоровья. Учитель должен создавать условия для формирования устойчивого интереса учеников к занятиям. Однако, придя в школу, я столкнулся с такой проблемой, что многие учащиеся выражают безразличное отношение к занятиям на уроках физической культуры и здоровья. А как, по вашему мнению, можно повысить мотивацию к занятиям спортом?
Для меня эта проблема послужила толчком для включения в образовательный процесс спортивных игр и эстафет как средства стимулирования учащихся к занятиям физической культурой.
4 Практическая работа
Эстафеты, подвижные и спортивные игры – одно из самых любимых занятий детей на уроках.
Давайте подумаем! Перед вами лежат карточки с названием видов воздействия спортивных игр на детей. Выберите из них те, которые говорят о пользе спортивных игр и эстафет. Остальные можно оставить на столе (Приложение 1).
А как вы считаете, на каком этапе урока целесообразней применять игры или эстафеты? (Ответы). Правильно! А я применяю их во всех частях урока. Для подготовительной части я выбираю игры и эстафеты на развитие внимания, в основной – на развитие физических качеств, умений и навыков, в заключительной части урока подбираю игры, способствующие снижению нагрузки.
При выборе игр, эстафет очень важно учитывать возраст учеников. Перед вами на экране появляются карточки с возрастными особенностями детей. Распределите их для учащихся 5–6-х, 7–8-х и 9–11-х классов (https://learningapps.org/watch?v=prpbrysok23). (Приложение 2) Молодцы! Справились!
А сейчас давайте с вами поговорим о возрастных особенностях детей 5–6-х классов (читают и обсуждают).
Сейчас пройдем в центр нашего зала и проведем с вами эстафету, характерную для этого возраста.
Эстафета “Передай мяч” (объясняются правила, и играют).
Следующая игра называется “Ящерица” (объяснение качеств, которые формирует игра).
Подойдите к экрану. Поговорим об особенностях учащихся 7–8-х классов. Пройдем к центру зала и поиграем в игру, характерную этому возрасту. Хочу предложить для вас игру, которая называется “Придержи обруч” (объяснение и игра). Молодцы! А как можно усложнить эту игру? (Ответы).
Теперь об особенностях возраста 9–11-х классов. Игра называется “Придержи обруч”. Как вы считаете, как можно усложнить эту игру? (Ответы).
Сейчас наше занятие подходит к заключительной части, и я предлагаю вам игру “Космонавты” на внимание и быстроту реакции.
Большое спасибо! Можете занять свои места.
5 Рефлексия
Подводя итоги нашего занятия, предлагаю вам составить синквейн с главным словом нашего мастер-класса – “ИГРА”. Первая группа – вам 2 прилагательных, вторая – 3 глагола, третья группа – предложение из четырех слов и четвертая группа – синоним к главному слову (пишут на карточках).
Скажите, пожалуйста, что вы узнали нового из нашего занятия? (Ответы). Заканчивая нашу встречу, я попрошу вас опять встать в центр зала. Сейчас я предлагаю протянуть друг другу руку помощи. Передаем друг другу эту веревочку (не обязательно по кругу). Только вместе, помогая один одному, мы сможем сделать наши уроки более эффективными и современными. У нас получилась “Паутинка помощи”. Давайте положим ее на пол. Большое спасибо за участие!
Приложение 1
Влияние спортивных игр и эстафет
1) Вызывают положительные эмоции.
2) Вызывают негативные эмоции.
3) Развиваются двигательные качества.
4) Не развиваются двигательные качества.
5) Способствуют проявлению интереса к занятиям спортом.
6) Развивают способность быстро и правильно реагировать на сложившуюся ситуацию.
7) Способствуют полноценному развитию растущего организма.
8) Не способствуют полноценному развитию растущего организма.
9) Развивают способности правильно оценивать пространственно-временные отношения.
10) Являются одним из эффективных средств, помогающих снять нервное напряжение.
Приложение 2
Возрастные особенности учащихся
5–6-х классов:
1 Резкое повышение функциональных возможностей организма.
2 Недостаточное понимание соотношения СИЛА – ОСТОРОЖНОСТЬ.
3 Медленное укрепление костно-связочного аппарата.
4 Первые проявления инициативы и самостоятельности.
5 Формирование волевых качеств.
7–8-х классов:
1 Понимание чувства долга, дружбы и коллективизма.
2 Улучшение координации и точности движений.
3 Интенсивное увеличение мышечной массы и силы у мальчиков.
4 Быстрое восстановление пульса после нагрузки.
5 Способность мыслить логически.
9–11-х классов:
1 Физические возможности девушек явно меньше, чем у юношей.
2 Нестабильность нервной системы, повышенная возбудимость.
3 Развитие абстрактного мышления.
4 Окончательная сформированность интересов.
5 Чувство стеснения и неловкости.