Компетентностно-ориентированные задания на уроках русского языка и литературы

- 9:48II И III СТУПЕНИ, Методичка, РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА, Русский язык и литература. Материалы к урокам

Благодаря компетентностному подходу внимание учащихся акцентируется на развитии ключевых компетенций. Такой подход изменяет роль знаний. Они полностью подчиняются умениям. Важно то, что в содержание обучения включаются только те знания, которые целесообразны для формирования умений. Все остальные знания хранятся в справочниках, энциклопедиях, интернете, рассматриваются, как справочные. Однако учащийся должен при необходимости уметь быстро и уверенно обратиться к ним и воспользоваться для разрешения тех или иных проблем.

Валентина СТАТУЕВА,
учитель русского языка и литературы
ГУО «Средняя школа № 32 г. Могилева»

 

 

Одним из направлений методологической основы образовательного стандарта является компетентностный подход.

Целью компетентностного подхода является оказание помощи учащемуся в принятии самостоятельного решения для преодоления тех или иных проблем в различных незнакомых ситуациях. Учитель должен находить такие подходы и методы обучения, при которых учащиеся приобретут умения использовать полученные знания в различных жизненных ситуациях. Эти умения, которые помогают человеку ориентироваться в новых ситуациях, своей профессиональной, личной и общественной жизни, достигая поставленных целей, стали называть компетенциями, или ключевыми компетенциями. Ключевые – это компетенции необходимые для жизнедеятельности человека и связанные с его успехом в профессиональной деятельности в быстроизменяющемся обществе. К ключевым компетенциям относятся: коммуникативная, информационная, кооперативная, проблемная.

Технология формирования ключевых компетентностей учащихся предполагает использование на уроках компетентностно-ориентированных заданий (КОЗ).

Алгоритм компетентностно-ориентированных заданий.

1. Введение в проблему (погружает в контекст задания и мотивирует на его выполнение, желательна связь с практикой).

2. Формулировка задания:

– текст задания должен начинаться с глагола;
– в тексте задания указано, ЧТО делать, и есть указание на то, КАК делать (в зависимости от уровня).

3. Информация, необходимая для решения данной задачи.

4. Форма предъявления результатов КОЗ (задается структура предъявления учащимися результата своей деятельности по выполнению задания).

 

КОЗ № 1

Формирование компетенции разрешения проблем

Тема: Правописание приставок пре-, при- (6-й класс)

Введение в проблему

Разговор двух одноклассниц 6-го класса.

– Я снова сделала ошибки в написании приставок пре-, при-, когда писала контрольный диктант. Я просто не могу запомнить правило их написания!
– Я тебе помогу. Нужно просто запомнить алгоритм работы.

Формулировка задания

Помогите учащейся восстановить алгоритм работы и, воспользовавшись им, вставьте буквы.

Источник информации

Сомнительный словарь

Алгоритм:

1. Выделяем приставку.
2. Пишу при-.                                  Пишу пре-.
    ?                                                        ?
    ?                                                        ?
3. Вставляем букву.

Слова для работы:

Пр_рвать, пр_баутка, пр_бежал, пр_бил, пр_ступник, пр_слушаться, непр_рывный, пр_градить, пр_писал, пр_город, пр_емыш, пр_озерный, пр_грозить, пр_сечь, пр_клонный, пр_злющий, пр_вокзальный, пр_дорожный, пр_льстить, пр_зидент.

Форма предъявления
(модельный ответ)

Пишу при-

Пишу пре-

1. Близость (пришкольный) 
2. Присоединение (пришить) 
3. Неполнота действия (приоткрыть) 
4. Действия до конца (придумать)
5. Усиленное действие (приглядеться)
6. Действия в своих интересах (прикарманить)
7. Сопутствующее действие (припевать)

1. Значение степени качества: премудрый (очень мудрый);

 

2. Близкое к пере-: преградить (перегородить)

 

Прервать, прибаутка, прибежал, прибил, преступник, прислушаться, непрерывный, преградить, приписал, пригород, приемыш, приозерный, пригрозить, пресечь, преклонный, презлющий, привокзальный, придорожный, прельстить, президент.

За каждое слово – 0,5 балла
Максимальное количество – 10 баллов

 

 

КОЗ № 2

Формирование компетенции разрешения проблем и коммуникативной компетентности

Тема: Степени сравнения имен прилагательных, их образование (6-й класс)

Введение в проблему

Если успешно выполните задание, то сможете правильно употреблять прилагательные в сравнительной и превосходной степени в своей речи, с вами будет приятно общаться.

Формулировка задания

1. Составить кластер. Привести по 2 примера к каждой степени. 
2. Перед вами находятся фотографии нашего города Могилева. Составьте рассказ о нем, употребляя в предложениях сравнительную степень имен прилагательных.

Источник информации

Учебник 6-го класса. Фотографии города Могилева.

Форма предъявления
(модельный ответ)

Карточка для самопроверки (кластер)

1 задание – за составление кластера – 2 балла
2 задание – за каждый правильный пример 1 балл (8 баллов)
3 задание: 5 баллов

Оценка: 15–14 баллов – «10»–«9»
13–12 баллов – «8»–«7»
11–10 баллов – «6»–«5»
9–7 баллов – «4»–«3»
6–5 баллов – «2»–«1»

Кластер для самопроверки:

 

Фотографии города Могилева

Мой любимый город (красивый) других городов.

Могилев (старый) других городов Беларуси.

Улица Первомайская (длинная) других улиц города.

Спортивный комплекс «Олимпиец» (большой) других комплексов города.

Каток в Ледовом дворце (   ) любимое место школьников.

ТЦ «Атриум» (   ) большой магазин
нашего города.

 

 

КОЗ № 3

Формирование компетенции разрешения проблем, информационной

Тема: Рассказы А.П.Чехова (6-й класс)

Введение в проблему

Портреты и характеры героев рассказов А.П.Чехова словно нарисованы или, лучше сказать, вылеплены. Можно ли сказать, что все фамилии говорящие?

Формулировка задания

Сделайте правильное соотношение – кому из героев рассказов соответствуют приведенные характеристики (заполните второй столбец таблицы на соответствие, укажите рассказ).

Источник информации

Рассказы А.П.Чехова.

Таблица на соответствие.

1. Жигалов

1.

А — полицейский надзиратель, главное действующее лицо, который ловко приспосабливается к ситуации. Чумной, бешеный, очумелый, то есть непредсказуемый в своих действиях.

2. Очумелов

2.

Б — фамилия произошла от слова «Жигало», то есть тот, кто поджигает других, является зачинщиком.

3. Булдеев

3.

В — его речь, поведение, одежда говорят о том, что он хочет казаться важным, знающим своё дело, а на самом деле ничего не умеет.

4. Вонмигласов

4.

Г — у этого человека поступки не человеческие: прижигает морду собачонке «цигаркой для смеха», ведёт себя и выглядит по-свински.

5. Курятин

5.

Д — буквально «услышь меня». Его речь, поведение говорят о том, что они не соответствуют поведению человека, который служит в церкви…

6. Хрюкин

6.

Е — зубная боль превращает его из важной фигуры в комический персонаж, что подчёркивает фамилия, созвучная с балдой. 

7. Червяков

7.

Ж — вызывает ассоциации с брюзгой, который постоянно брызжет слюной. Смерть чиновника

8. Бризжалов

8.

З — герой суетится, ползая за генералом, умоляя о прощении.

Форма предъявления (модельный ответ)

Таблица на соответствие.

1. Жигалов

1. Б. Хамелеон

А — полицейский надзиратель, главное действующее лицо, который ловко приспосабливается к ситуации. Чумной, бешеный, очумелый, то есть непредсказуемый в своих действиях.

2. Очумелов

2. А. Хамелеон

Б — фамилия произошла от слова «Жигало», то есть тот, кто поджигает других, является зачинщиком.

3. Булдеев

3. Е. Лошадиная фамилия

В — его речь, поведение, одежда говорят о том, что он хочет казаться важным, знающим своё дело, а на самом деле ничего не умеет.

4. Вонмигласов

4. Д. Хирургия

Г — у этого человека поступки не человеческие: прижигает морду собачонке «цигаркой для смеха», ведёт себя и выглядит по-свински.

5. Курятин

5. В. Хирургия

Д — буквально «услышь меня». Его речь, поведение говорят о том, что они не соответствуют поведению человека, который служит в церкви…

6. Хрюкин

6. Г. Хамелеон

Е — зубная боль превращает его из важной фигуры в комический персонаж, что подчёркивает фамилия, созвучная с балдой. 

7. Червяков

7. З. Смерть чиновника

Ж — вызывает ассоциации с брюзгой, который постоянно брызжет слюной. Смерть чиновника

8. Бризжалов

8. Ж. Смерть чиновника

З — герой суетится, ползая за генералом, умоляя о прощении.

За каждое соответствие – 1 балл
За правильно указанные рассказы – 2 балла
Максимальное количество – 10 баллов

       

 

КОЗ № 4

Формирование коммуникативной компетенции

Тема: В.Г.Короленко. Повесть «Дети подземелья»

Введение в проблему

На перемене двое ребят подрались. Классный руководитель была удивлена, так как мальчишки ранее дружили. Проведя беседу с классом, она узнала, что в этом году родители Жени начали его часто баловать подарками, а родители Вани в этом году развелись. Мать Вани не могла позволить купить сыну дорогой телефон, планшет. Именно на этой почве друзья перестали общаться.

Формулировка задания

Выскажите свою точку зрения. Может ли разрушить настоящую дружбу социальное неравенство? Напишите сочинение-рассуждение «Настоящая дружба», опираясь на прочитанную вами повесть В.Г.Короленко «Дети подземелья». 

Источник информации

Учебник русской литературы 6-го класса.

Памятка. Структура рассуждения:

1. Вступление. Тезис.
Формулировка тезиса (главной мысли, которую нужно доказать).
Использовать слова – по моему, я думаю, убежден, мне кажется.

2. Основная часть. Доказательства (факты, подтверждающие правильность тезиса).

3. Использовать слова – во-первых, во-вторых, например, чтобы убедиться.

4. Заключение. Вывод (итоги рассуждения)
Использую слова – поэтому, итак, следовательно, так как словом, все это, значит.

Каждая часть пишется с красной строки.

Форма предъявления (модельный ответ)

Письменная коммуникация

 

 

КОЗ № 5

Формирование информационной компетенции

Тема: Фразеология (7-й класс)

Введение в проблему

Умеете ли вы пользоваться фразеологическим словарем?

Формулировка задания

Найдите толкование фразеологизмов о человеке: баловень судьбы, ангел во плоти, белая кость, бедовая голова, белая ворона, божий одуванчик, большая рука, большое сердце, верста коломенская, военная косточка, вольный казак, гог и магог, голова два уха, голова садовая, горе луковое, гусь лапчатый, деловая колбаса, заблудшая овца, маменькин сынок, ненасытная утроба.

Запишите фразеологизмы и их толкование в тетрадь.

Источник информации

Фразеологический словарь

Алгоритм работы со словарем:

1. Познакомьтесь со списком сокращений.
2. Определите, с какой буквы начинается фразеологизм.
3. Найдите страницу с необходимой буквой в словаре.
4. Найдите нужное выражение.
5. Ознакомьтесь с примерами толкования и стилистического употребления фразеологизма.

Форма предъявления (модельный ответ)

Ба́ловень судьбы́ (книжн.) – человек, которому постоянно везет; а́нгел во плоти́ (книжн.) – кроткий, непорочный человек; бе́лая кость – привилегированный человек, происходящий из знатного рода, дворянин, аристократ; бедо́вая голова́ (разг., ирон.) – отчаянный человек; бе́лая воро́на – человек, резко отличающийся от окружающих поведением, какими-либо качествами; бо́жий одува́нчик. (разг.; ирон.) – о старом человеке; больша́ я рука́ – влиятельный человек; большо́е се́рдце – благородный, великодушный, добрый человек; верста́ коло́менская (разг.) – человек высокого роста; вое́нная ко́сточка – человек, опытный воин; во́льный каза́к – свободный человек; гог и маго́г; (книжн., презр.) – человек, располагающий большой властью; голова́ [и] два у́ ха. (прост., неодобр.) – несообразительный человек; голова́ садо́вая (прост., неодобр.) – несообразительный, невнимательный человек; го́ре лу́ковое (прост., неодобр.) – нерасторопный, незадачливый человек; гусь ла́пчатый. (прост., неодобр.) – хитрый, ловкий человек; делова́ я колбаса́ (прост., ирон.) – слишком деловой, серьезный человек, заблу́дшая овца́ (книжн.) – человек, сбившийся с правильного жизненного пути; ма́менькин сыно́к (разг. ирон.) – избалованный молодой человек, не приспособленный к трудностям; ненасы́тная утро́ба – очень прожорливый человек или животное, жадный человек.

За каждый фразеологизм – 0,5 балла
Максимальное количество – 10 баллов



КОЗ № 6

Формирование компетенции разрешения проблем

Тема: Орфографическая разминка к любой теме урока (7-й класс)

Введение в проблему

Маша принимала участие в школьной олимпиаде по русскому языку, в одном задании Маша, к сожалению, допустила ошибки. Помогите Маше выполнить задание.

Формулировка задания

Найдите в словах 10 неверных ударений.

Источник информации

Орфоэпический словарь

Слова для работы:

АгронОмия, бАржА, бАловать, валовОй, ветеринАрия, всеведУщий, взАпуски, ворОта, грАммовый, главЕнство, донельзЯ, досУг, дотемнА, дочистА, еретИк, завИдно, засучИть, избаловАть, искрА, каталОг, квартАл, кИрзОвый, кладовАя, кОжух, коклЮш, каучУк, кремЕнь, кУхонный, медикамЕнты, митингОвый, оптОвый, освЕдомить, огнИво, принудИть, пЕтлЯ, пломбировАние, прИнять, диспАнсер.

Форма предъявления (модельный ответ)

Нужно исправить ударение в словах:

БаловАть, всевЕдущий, граммОвый, донЕльзя, дОчиста, Искра, кожУх, принУдить, принЯть, диспансЕр.

За каждое слово – 1 балл
Максимальное количество – 10 баллов

 

 

КОЗ № 7

Формирование информационной компетенции

Тема: Причастие. Деепричастие (7-й класс)

Введение в проблему

Разговор двух одноклассниц.

– Маша, мы изучили причастие, а затем сразу деепричастие.
Я совсем запуталась и не могу их теперь различать.
– Катя, мне кажется,  что различить их просто…

Формулировка задания

Определите различие между причастием и деепричастием. Заполните таблицу.

Источник информации

Учебник русского языка 7-й класс. Параграф 19, 31

Вопросы

Причастие

Деепричастие

1. От какой части речи образуется?

 

 

2. Что обозначает?

 

 

3. На какие вопросы отвечает?

 

 

4. Какие морфологические признаки имеет?

 

 

5. Как изменяется?

 

 

6. Какими членами предложения может быть?

 

 

7. Какую часть речи распространяет в предложении?

 

 

Форма предъявления (модельный ответ)

Вопросы

Причастие

Деепричастие

1. От какой части речи образуется?

От глагола и имени прилагательного

От глагола и наречия

2. Что обозначает?

Признак предмета по действию

Добавочное действие

3. На какие вопросы отвечает?

Какой? Какая? Какие?

Что делая? Что сделав?

4. Какие морфологические признаки имеет?

Действительное
(шипит)

Страдательное
Род, число, падеж, время, вид, возвратность, переходность

Вид, возвратность, переходность

5. Как изменяется?

Род, число, падеж

Не изменяется

6. Каким членом предложения может быть?

Определение, сказуемое

Обстоятельство

7. Какую часть речи распространяет в предложении?

Согласуется с именем существительным

Поясняет глагол-сказуемое

Максимальное количество – 7 баллов

7–6 баллов – 10–9
5 баллов –  8–7
4 балла –  6–5
3 балла – 4–3
2 балла – 2–1

 

 

КОЗ № 8

Формирование информационной компетенции, компетенции разрешения проблем, коммуникативной компетенции.

Тема: М.Ю.Лермонтов. Поэма «Мцыри» (7-й класс)

Введение в проблему

Учитель попросил Андрея определить композиционное строение поэмы «Мцыри».

– Это просто… В поэме мы встречаемся с историей непродолжительной жизни Мцыри. Жизнь Мцыри небогата событиями; мы узнаем лишь, что послушник не знает, что такое счастье, с детства был пленен, тяжело болел и очутился одиноким в незнакомом краю и среди незнакомых ему людей, монахов. Он желает выяснить, зачем живет человек, для чего он создан. Он убегает из монастыря  и три дня скитается. В это время он знакомится с жизнью. Эти дни приносят ему чувство радости жизни, но не приводят к долгожданной цели – обрести свободу и вернуться на родину. Не отыскав пути в отчий край, Мцыри опять попадет в монастырь. Ему уже не избежать смерти; в предсмертной исповеди он рассказывает монаху о счастливых трех днях свободы.
– К сожалению, ты заблуждаешься, – ответил учитель. Почему Андрей не справился с заданием?

Формулировка задания

Вспомните понятия сюжета и композиции. Посмотрите еще раз текст поэмы и определите, как она построена. Сделайте и озвучьте вывод.

Источник информации

Учебник русской литературы для 7-го класса.

Форма предъявления (модельный ответ)

Сюжет – ряд событий, изображенных в произведении в определенной последовательности.

Композиция – построение художественного произведения.
В поэме такая последовательность в изложении сюжета не выдержана.

Композиция поэмы:

1. Вступление, рисующее вид заброшенного монастыря.
2. Рассказ всей жизни Мцыри (2 строфа)
3. Остальные главы (24) представляют монолог героя, его исповедь чернецу.

Композиция монолога – исповеди дает возможность постепенно раскрыть внутренний мир героя.

Глава 3, 4, 5, – Мцыри рассказывает о своей жизни в монастыре и полностью открывается. Всегда послушный, «Душой – дитя, судьбой – монах», он всей душой стремился к свободе. Перед нами раскрываются те обстоятельства и предпосылки, которые вызвали их к жизни. Появляется облик угрюмого монастыря с затхлыми кельями, жестокими законами, где подавляются все природные желания.

Глава 6, 7 – Мцыри рассказывает, что он видел «на воле». Мы наблюдаем чудный мир. Воспоминания полностью поглощают юношу, он как будто забывает о себе, не говорит о своих чувствах. Его пламенная натура раскрывается в нарисованных картинах. 

С главы 8 Мцыри рассказывает обо всех своих переживаниях за эти дни необычной жизни.

Глава 25–26 – прощание Мцыри и его завещание. Мцыри не смог вернуться на Родину, он готов расстаться с жизнью, но перед кончиной он отказывается признать монастырское существование. В своих мыслях он вновь и вновь улетает к свободе, родине.

Вывод: Только 2 главы повествуют о жизни героя, а о трех днях, проведенных на свободе, написана целая поэма. Три дня вольности дали герою столько впечатлений, сколько не получил он за многие годы мона­стырской жизни. Андрей рассказал сюжет поэмы, а не композиционное строение.

Максимальное количество – 12 баллов

12–11 баллов – 10–9
10–8 баллов –  8–7
7–6 балла –  6–5
5–4 балла – 4–3
3–2 балла – 2–1

Благодаря компетентностному подходу внимание учащихся акцентируется на развитии ключевых компетенций. Такой подход изменяет роль знаний. Они полностью подчиняются умениям. Важно то, что в содержание обучения включаются только те знания, которые целесообразны для формирования умений. Все остальные знания хранятся в справочниках, энциклопедиях, интернете, рассматриваются, как справочные. Однако учащийся должен при необходимости уметь быстро и уверенно обратиться к ним и воспользоваться для разрешения тех или иных проблем.

 

Литература

1 Блинов, В. И. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности: практическое пособие / В.И.Блинов, И.С.Сергеев. – М. : АРКТИ, 2007.
2 Ефремова, Н.Ф. Формирование и оценивание компетенций в образовании / Н.Ф.Ефремова. – Ростов на Дону : Аркол, 2010. – 386 с.
3 Концепция учебного предмета «Русская литература» : утв. м-вом образования РБ, 29 мая 2009 г. № 675 [Электронный ресурс] // Нац. образоват. портал. – Режим доступа: http://adu.by/. – Дата доступа: 03.02.2023.
4 Лебедев, О. Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. – 2004. – № 5.
5 Образовательные стандарты общего среднего образования [Электронный ресурс] // Нац. образоват. портал. – Режим доступа: http://adu.by/. – Дата доступа: 01.02.2023.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий