Моя Родина – Беларусь! Коррекционное занятие по формированию лексико-грамматического строя речи

- 15:26КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА, Коррекционная педагогика. Сценарии коррекционных уроков, Методичка

Коррекционное занятие для детей старшей группы (5–6 лет) с тяжёлыми нарушениями речи.

 

Ольга КОЛОЛА,
учитель-дефектолог
ГУО «Детский сад № 2 г. п. Кореличи»,
Гродненская область

 

 

Тема: Моя Родина – Беларусь!

Программные задачи:

уточнять, расширять и активизировать словарь по теме “Моя Родина – Беларусь”;
закреплять умения образовывать слова с противоположным значением, уменьшительно-ласкательную форму существительных, множественное число существительных, использовать в речи предложно-падежные конструкции с простыми предлогами, составлять сложноподчинённые предложения с союзом потому что, сложносочинённые предложения с союзом а, дополнять предложения одним словом, совершенствовать навыки согласования прилагательных с существительными;  

– развивать зрительное и слуховое восприятие, мышление, произвольное внимание и творческое воображение, память, мелкую и общую моторику, речь;
– воспитывать любовь к Родине, навыки взаимодействия друг с другом.

Материал и оборудование: 6 сундучков, лупа, силуэты облака, листочков, карточки -подсказки, карта Республики Беларусь, 6 частей областей карты Республики Беларусь, карточки с животными и их детёнышами, шнурки, трубочки.

 

Ход занятия

 

Игра-приветствие

Педагог:

Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю –
Всех я вас приветствую!
Леса, реки и поля – это Родина моя!

Добрый день, дети! Вот мы снова встретились с вами на занятии. Давайте улыбнёмся друг другу и пожелаем успехов!

 

Сюрпризный момент

Педагог: Ребята, мне на viber только что поступило видеосообщение. Присядем на стульчики и посмотрим его.

«Здравствуйте, ребята! Меня зовут Дед Бородед. Я очень люблю путешествовать. Недавно я решил объехать всю нашу Родину – Беларусь. Когда обратился в турагентство, мне предложили бесплатную путёвку, при условии, что я составлю карту Беларуси из цветных кусочков, которые спрятаны в волшебных сундучках. Помогите мне, пожалуйста. Если вы выполните все задания на карточках, то я смогу получить бесплатную путёвку. Надеюсь на вашу помощь. Ваш Дед Бородед».

Педагог: Давайте начнем с того, что означает слово Родина? (Это дом, реки, леса, поля, цветы.) Как называется наша Родина? (Беларусь.) Как называют жителей Беларуси? (Белорусы.)

 

Игровое упражнение «Дополни предложение»

Педагог: Вы готовы? (Да.) Тогда начинаем. Наш путь будет не лёгким, а .. (тяжёлым.), не близким, а .. (далёким.). Но я уверена, что мы справимся с заданиями, потому что мы .. (смелые, умные.). Вас ждёт успех, потому что вы … (дружные.).

Педагогический работник с воспитанниками подходит к большому сундучку.

Педагог: Давайте подойдём к большому сундучку. Чтобы помочь дедушке, нам необходимо выполнить шесть заданий. Но задания эти не простые, а с секретом. Выполнив их, мы сможем составить карту Беларуси.

Сколько цветных кусочков карты закрыто в сундучках? (Шесть.) Перечислите их. (Красный, жёлтый, оранжевый, зелёный, синий, коричневый.) Нам необходимо собрать все и найти шесть цветных ключиков, которыми откроем шесть сундучков.

 

1-е задание турагентства

Педагог: Как вы думаете, в сундучке под номером 1 находится пазл какого цвета? (Коричневого.) Ключик какого цвета мы должны найти? (Коричневого.) Подсказку в каком конверте найдём? (В коричневом.)

Как вы думаете, где находится коричневый ключик? (На коричневом листочке.) Найдите глазками в группе коричневый листочек. (Ребёнок приносит ключик.)

Какой сундучок мы откроем коричневым ключиком? (Сундучок с коричневым замочком.)

Открываем сундучок. А вот и задание на карточке. Нужно прочитать стихотворение о нашей Родине – Беларуси.

Любуюсь Родиною я,
вот белорусская земля.
Есть озера, леса, реки, луга и поля.
И это все родимая земля.
Я люблю тебя, моя Беларусь!
Люблю и очень горжусь!

Педагог: А вот и коричневый кусочек карты. (Ребёнок прикрепляет к доске часть цветного пазла карты.) В какой город ты отправишь в путешествие Деда Бородеда? (В город Могилёв.)

 

2 задание турагентства

Педагог: Как вы думаете, в сундучке под номером 2 находится пазл какого цвета? (Жёлтого.) Ключик какого цвета мы должны найти? (Жёлтого.)  Подсказку в каком конверте найдём? (В жёлтом.)

Как вы думаете, где находится жёлтый ключик? (За жёлтым листочком.) Найдите глазками в группе жёлтый листочек. (Ребёнок приносит ключик.)

Какой сундучок мы откроем жёлтым ключиком? (Сундучок с жёлтым замочком.)

Открываем сундучок, а вот и задание на карточке. Произнесите правильно чистоговорки.

На-на-на – Родина одна!
Ну-ну-ну – люблю я Родину!
Ны-ны-ны – краше нет страны!
Ня-ня-ня- со мной мои друзья!

Педагог: А вот и жёлтый кусочек карты. (Ребёнок прикрепляет к доске часть цветного пазла карты.)

В какой город ты отправишь в путешествие Деда Бородеда? (В город Гродно.)

 

3-е задание турагентства

Педагог: А сейчас будем искать оранжевый ключик. Нужно взять подсказку, которая лежит в каком конверте? (В оранжевом.)

Где находится оранжевый ключик? (На оранжевом листочке.) Нашли глазками оранжевый листик. (Ребёнок приносит ключик.)

Какой сундучок мы откроем оранжевым ключиком? (Сундучок с оранжевым замочком.)

Здесь нарисованы символы, но они очень маленькие. Что делать? Может, есть подсказка? Как вы думаете, с помощью какого предмета можно увеличить символы на схеме? (С помощью лупы.) Давайте возьмём лупу и посмотрим. Что обозначают эти символы? (Один предмет – много предметов.)

 

Игра «Один – много»

Педагог: Я буду называть один объект Беларуси, а вы несколько таких объектов.

В Беларуси не один город, а много…(городов.).
В Беларуси не одно село, а много … (сёл.).
В Беларуси не одно поле, а много … (полей.).
В Беларуси не один лес, а много … (лесов.).
В Беларуси не один луг, а много … (лугов.).
В Беларуси не одна река, а много … (рек.).

Педагог: А вот и оранжевый кусочек карты. (Ребёнок прикрепляет к доске часть цветного пазла карты.)

В какой город ты отправишь в путешествие Деда Бородеда? (В город Брест.)

 

4-е задание турагентства

Педагог: Прочитаем подсказку из синего конверта. Где находится синий ключ? (За синим облаком.)

Найдите глазками в группе синее облако.(Ребенок приносит ключик.) Какой сундучок мы откроем синим ключиком? (Сундучок с синим замочком.)

Ребята, облачко с нами здоровается. Давайте и мы поприветствуем родной край, над которым оно проплывает.

 

Физкультминутка «Здравствуй»

Утром солнышко встаёт.
Всех на улицу зовёт.
Выхожу из дома я –
Здравствуй, улица моя! (Дети идут по кругу.)
Я пою, и в вышине.
Подпевают птицы мне. (Руки на поясе, повороты влево и вправо.)
Травы шепчут мне в пути, (Дети присели.)
Ты скорей, дружок, расти. (Дети постепенно поднимаются.)

Подпеваю травам я, (Руки на поясе, наклоны влево и вправо.)
Подпеваю я ветрам, (Машут руками над головой.)
Беларусь – ты Родина моя! (Хлопают в ладоши.)

Педагог: Вот наш синий кусочек карты. (Ребёнок прикрепляет к доске синий пазл карты.)

В какой город ты отправишь в путешествие Деда Бородеда? (В город Витебск.)

 

5-е задание турагентства

Педагог: Как вы думаете, в сундучке под номером 5 находится часть пазла какого цвета? (Зелёного.) Ключик какого цвета мы должны найти? (Зелёного.) Подсказку от дедушки мы в каком конверте найдём? (В зелёном.) Давайте попробуем прочитать подсказку.

Где находится зелёный ключик? (На зелёном листочке.) Найдите глазками в группе зелёный листик. (Ребёнок приносит ключик.)

Какой сундучок мы откроем зелёным ключиком? (Сундучок с зелёным замочком.)

Чтобы выполнить следующее задание, куда нам нужно отправиться на прогулку, давайте посмотрим в подсказках? (В лес.) Но как туда добраться? Посмотрите, что на этой карточке? (Карта.) Давайте попробуем её прочитать.

(Нужно идти от группы прямо до дерева с птицами; потом повернуть налево и идти прямо к лесу.)

Чтобы найти четвёртый цветной кусочек карты, нам нужно пойти по маршруту карты. Отправляемся в путь.

Педагог: Вот мы и в лесу. А какой воздух здесь? (Чистый, свежий.) Сделайте глубокий вдох, выдох. Присядем на стульчики. Ребята, издавна Беларусь славилась своими лесами, реками и озёрами, животными. Скажите, каких животных вы видите в лесу Беларуси? (Лиса, белка, ёж, заяц.) Какие деревья растут в лесу Беларуси? (Дуб, сосна, берёза, ель, рябина.)

А вот и карточка с заданием. Расскажем, кто живёт, а что растёт в лесах Беларуси.

 

Игра «Кто в лесу живёт, а что растёт»

Педагог: Помните, отвечать нужно полным предложением и по очереди.

В лесу живёт ЛИСА, а растёт ЕЛЬ.
В лесу живёт БЕЛКА, а растёт СОСНА.
В лесу живёт ЁЖ, а растёт БЕРЁЗА.
В лесу живёт ЗАЯЦ, а растёт РЯБИНА.

А сейчас назовём детёнышей жителей леса. Подойдите все к столу.

Картинки с животными лежат на столе. Дети с помощью магнитов (липучек.) прикрепляют картинки к стене.

У лисы кто? (Лисёнок.)
У волка кто? (Волчонок.)
У белки кто? (Бельчонок.)
У ежа кто? (Ежонок.)
У зайца кто? (Зайчонок.)

Педагог: А вот и зелёный кусочек карты. Возвращаемся к карте. (Дети возвращаются в группу. Ребёнок прикрепляет к доске зелёную часть карты.)

В какой город ты отправишь в путешествие Деда Бородеда? (В город Гомель.)

 

6-е задание турагентства

Педагог: Как вы думаете, в сундучке под номером 6 находится часть пазла какого цвета? (Красного.) Ключик какого цвета мы должны найти? (Красного.) Подсказку от дедушки мы в каком конверте найдём? (В красном.)

Кто прочитал подсказку? (Красный ключ под красным листочком.)

Нашли глазками красный листочек. Какой сундучок мы откроем красным ключиком? (Сундучок с красным замочком.)

Педагог: Ребята, вы любите свою Родину (Да.) За что? (За то, что здесь живут мама и папа, здесь мои друзья, за красивую природу.) Ребята, в сундучке – сердечко. Его необходимо передавать по кругу и подобрать красивые слова о нашей родине.

Дети становятся в круг. Передавая друг другу сердечко, подбирают эпитеты к словам.

 

Игровое упражнения «Передай сердечко – скажи словечко»

Беларусь какая? (Великая, светлая, красивая, могучая.)
Белорусы какие? (Смелые, добрые, умные, дружные.)
Природа какая? (Красивая, чистая, свежая, яркая, прекрасная, богатая.)
Города какие? (Чистые, красивые, зелёные, родные, уютные.)

Педагог: А вот и красный кусочек карты. (Ребёнок прикрепляет часть пазла карты.) В какой город ты отправишь в путешествие Деда Бородеда? (В город Минск.)

 

Подведение итогов занятия. Рефлексия

Педагог: Получилось у нас составить карту Беларуси для Деда Бородеда? (Да.) Посмотрите, какая большая наша Беларусь! Сколько частей имеет карта Беларуси? (Шесть.) Назовите столицу Беларуси. (Город Минск.) Покажите на карте, в какой части находится наш городской посёлок Кореличи.

Слышен звук viber. Присаживаемся. Включается видео:

“Ребята, большое вам спасибо за то, что помогли мне составить карту Беларуси. Теперь я могу получить свою бесплатную путёвку от турагентства и объехать всю нашу страну. Любите свой край! Делайте его ещё лучше и краше. До новых встреч!”

Педагог: Ребята, вы большие молодцы, справились со всеми заданиями. Что вам запомнилось больше всего? Какие задания было тяжело выполнять? (Ответы детей.)

Вы – маленькие белорусы. Родиной надо гордиться, любить ее глубоко и нежно, заботиться о ней. Давайте возьмёмся за руки, улыбнёмся и скажем вместе: “Моя Родина – Беларусь!”

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий