Использование пособия «Звуковые нейроладошки» для развития звукопроизносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста

- 15:07КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА, Коррекционная педагогика. Авторские пособия, Методичка

Автор предлагает ознакомиться с опытом создания картотеки нейропсихологических упражнений, в которой содержатся задания, основанные на нейропсихологическом подходе. Упражнения на пальцевой праксис сочетаются с речевым материалом по коррекции звукопроизношения, когда ребёнок синхронизирует выполнение двигательных упражнений с проговариванием речевого материала.

  

Татьяна МИРОНОВА,
учитель-дефектолог,
ГУО «Детский сад № 82 г. Могилёва»

 

 

Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей, их успешного обучения. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми.

За годы моей практики по результатам ежегодной диагностики речевого развития детей я пришла к выводу, что у большинства воспитанников, зачисленных в пункт коррекционно-педагогической помощи (далее – ПКПП), нарушено звукопроизношение. Поэтому проблема нарушения звукопроизношения является одной из самых актуальных в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Наряду с речевыми у детей наблюдаются нарушения в эмоционально-волевой, двигательной и других сферах, что свидетельствует о той или иной степени нарушений со стороны центральной нервной системы в целом.

Существующая проблема нацелила меня на поиск приёмов, благодаря которым возможно повышение качества коррекционной работы с детьми дошкольного возраста, так как использование традиционных методик не всегда дает желаемый результат.

Наиболее эффективными, на мой взгляд, в этом процессе являются упражнения на коррекцию звукопроизношения посредством переключения и смены поз руки, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. Считаю, что введение их в работу с детьми старшего дошкольного возраста позволяет решать сразу несколько коррекционных задач: автоматизировать поставленные звуки в свободной речи, развивать чувство ритма, моторику и межполушарное взаимодействие.

Использование нейропсихологических упражнений в сочетании с речевым материалом оказывает большое влияние на развитие активной речи ребёнка и делает процесс введения звука в речь более занимательным, помогает поддержать интерес и мотивацию у детей к занятиям, позволяет сократить время необходимое для введения поставленного звука в речь, и таким образом, повышает эффективность коррекционной работы [1].

Одним из направлений коррекционной работы учителя-дефектолога является формирование правильного звукопроизношения у детей. Порой не так трудно поставить звук, как автоматизировать и ввести его в самостоятельную речь. По мнению Л.М.Смирновой, устранять дефекты звукопроизношения у детей целесообразнее в дошкольном возрасте, так как именно в это время нервно-психический статус детей обладает наибольшей пластичностью. Если своевременно не решить эту проблему, то нарушаются условия для дальнейшего полноценного развития [2].

Это подтверждает целесообразность использования нейропсихологических методов и приёмов в коррекции звукопроизношения, поскольку именно они дают возможность более эффективно вести коррекционную работу.

Автоматизировать поставленный звук можно лишь тогда, когда ребёнок начнёт произносить его изолированно правильно и внятно при продолжительном или многократном повторении. Повторение одного и того же лексического материала утомляет детей, соответственно, закрепление требует большого числа повторов. Для формирования правильного звукопроизношения учителю-дефектологу важно максимально использовать наглядность и игровые приемы, так как игра – ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Только в ней ребенок с радостью и удовольствием будет повторять одно и то же действие на различном материале при сохранении эмоционально положительного отношения к заданию [3].

Нейропсихологический подход предполагает коррекцию речевых нарушений, психических процессов (памяти, мышления и др.), эмоционально-волевой сферы ребёнка через движение. Такой подход является отличным дополнением к коррекционной программе, реализуется не вместо неё, а вместе с ней. Нейропсихология позволяет глубже взглянуть на проблему, выявить причину нарушения и выстроить грамотную стратегию его преодоления.

Учитывая нейроподход в работе с детьми, мы координируем работу пальцев рук, артикуляционного аппарата, дыхательной и голосовой систем организма, тем самым развивая не только отдельно взятые функции, но и оказывая непосредственное влияние на активизацию работы мозга в целом. Очень важно выработать умение переключаться с одной позы на другую и согласовывать движения обеих рук [4].

 

Мной была создана картотека нейропсихологических упражнений, в которой содержатся задания, основанные на нейропсихологическом подходе. Упражнения на пальцевой праксис сочетаются с речевым материалом по коррекции звукопроизношения, когда ребёнок синхронизирует выполнение двигательных упражнений с проговариванием речевого материала.

Картотека представляет собой папку-органайзер, внутри которой находятся пластиковые отделения и конверты разных размеров с различным речевым и наглядным материалом, систематизированным по группам. Помимо речевого материала, в них содержатся предметы, иллюстрирующие положения пальцев рук (карточки с дорожками из жестов, кубики, штампы, камни, и резиновые, и деревянные фигурки с жестами); набор карточек с примерами пальчиковых поз. В пособии, которое я применяю на индивидуальных коррекционных занятиях, подобраны упражнения для автоматизации звуков в последовательности от изолированного произношения до автоматизации звука в чистоговорках.

Оно предназначено для детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушение звукопроизношения. Работа строится от простого к сложному: начинаем работать со звуком, слогом, переходим на автоматизацию в словах и фразах. Ниже представлены варианты игровых упражнений.

Для автоматизации звука я использую приемы отраженного повторения и самостоятельного называния языковых единиц по картинкам, символам. Работа идет регулярно, последовательно и постепенно, соблюдая принципы от простого к сложному, т.е. постепенно ввожу поставленный звук в слоги (прямые, обратные, интервокальную позицию, со стечением согласных), слова, словосочетания, предложения, чистоговорки, загадки, тексты и разговорную речь.

Хочется отметить, что нейроупражнения, включённые в занятия, тонизируют, бодрят, снимают усталость, помогают справиться с сонливостью, повышают способность концентрироваться на выполняемой работе. Сначала отрабатывается выполнение на ведущей руке ребенка, затем на второй, затем одновременное выполнение обеими руками. Когда движения отработаны, чередуем позы на правой и левой руке, затем смена поз осуществляется через хлопок, удар по столу.

Упражнения на смену положения пальцев рук предлагаются на различных носителях:

– игральных костях «Ладонь, кулак, ребро»,
– игрушке с меняющимися на экране жестами,
– деревянных фигурках «Жесты»,
– карточках «Попробуй повтори»,
– фигурках жестов из ластика.

Это вызывает у детей интерес к занятиям, способствует развитию их подвижности, активизации зрительного восприятия. Элемент самостоятельного выбора влияет на качество усвоения преподносимого материала и, соответственно, на результат.

Использование нейроупражнений способствует не только эффективной коррекции звукопроизношения, но и позволяет воздействовать на развитие познавательных процессов, межполушарного взаимодействия, общей и мелкой моторики, мыслительной деятельности, а также ритмичности речи, её интонационной выразительности, повышает продуктивную работоспособность и помогает ребенку в дальнейшем обучении в школе.

Активизация межполушарных взаимодействий даёт возможность более продуктивно корректировать имеющиеся у детей речевые, двигательные расстройства и способствует созданию базы для успешного преодоления психоречевых нарушений. Воспитанники стараются правильно оформлять свои ответы, контролировать свою речь.

Таким образом, использование пособия повышает эффективность коррекционных занятий, поскольку позволяет повысить интерес, оптимизировать и сократить время по коррекции произношения звуков у детей старшего дошкольного возраста в условиях ПКПП, при условии совместной работы всех участников образовательного процесса.

 

Список используемых источников

1 Визель, Т.Г. Основы нейропсихологии: учебник для студентов вузов /Т.Г.Визель. – М. : В.Секачев, 2019. – 264 с.
2 Смирнова, Л.Н. Логопедия. Играем со звуками: Речевой дидактический материал для логопедов, дефектологов и воспитателей / Л.Н.Смирнова. – М. : Мозаика-синтез, 2004. – 56 с.
3 Колганова, В.С. Нейропсихологические занятия с детьми: В 2 ч. Ч. 1. / В.Колганова [и др.]. – М. : АЙРИС-пресс, 2019. – 416 с.
4 Кольцова, М.М., Ребёнок учится говорить. Пальчиковый игротренинг / М.М.Кольцова, М.С.Рузина. – Екатеринбург : У-Фактория, 2006. – 224 с.

 

 

Варианты игровых упражнений с использованием материалов пособия «Звуковые нейроладошки» на индивидуальных занятиях по коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста

 

«Лабиринты»

Цель: автоматизация звука изолированно, в слогах, чистоговорках, скороговорках; развитие зрительно-моторной координации, синхронизация работы полушарий.

Материал: упражнение включает карточки с различными дорожкамитренажёрами. Дорожки выстроены от простого к сложному.

Ход: ребенку требуется взять в обе руки фишки красного и синего цветов и одновременно двумя руками передвигать фишки по дорожкам, рисуя двумя руками симметричные линии, спирали, восьмерки в разных направлениях и одновременно произносить нужный речевой материал.

 «Звуковые дощечки»

Цель: автоматизация звука изолированно, в слогах, чистоговорках, скороговорках; развитие зрительно-моторной координации, мелкой моторики, синхронизация работы полушарий.

Материал: в упражнении используются межполушарные доски.

Ход: ребёнок произносит звук, либо проговаривает чистоговорку, предложение и ведёт пальчиками обеих рук по одинаковым дорожкам, затем задание усложняется. Ребёнок произносит речевой материал на заданный звук, левой и правой руками одновременно выполняют разные движения.

 

«Звучащие дорожки»

Цель: автоматизация звука изолированно, в слогах; развитие зрительно-моторной координации, мелкой моторики, синхронизация работы полушарий.

Материал: представляет собой карточки со звукоподражаниями на звуки: [р] – «На заправку», [ш] – «Змея шипит», [л] – «Пароход гудит», [ж] – «Труженицы-пчёлки» и т.д.

Ход: ребенок сначала водит пальцем ведущей руки, одновременно протяжно произносит автоматизируемый звук. Затем в работу включается вторая рука. На следующем этапе работают обе руки и произносится звук, слог.

«Колючие ладошки»

Цель: автоматизация звука изолированно, в слогах, в словах, словосочетаниях; развитие мелкой моторики, улучшение координации произвольных движений в процессе самомассажа.

Материал: в упражнении используется массажёр-ладошка для левой и правой руки или массажный коврик «Травка», предметные картинки с автоматизированным звуком, которые выкладываются над каждым пальцем массажёра.

Ход: ребёнок соединяет большой палец с большим на тренажёре правой рукой и левой, либо размещает обе ладони на массажном коврике, называя предметы на картинке, повторяя отражённо слоги за педагогом, одновременно поднимает пальцы по одному, начиная с большого. Сначала упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе двумя руками, с проговариванием слогов, слов. После одновременно поднимаем пальцы на левой и правой руке в разной последовательности (на левой начинать с мизинца, на правой – с большого пальца).

«Волшебные ладошки»

Цель: автоматизация звука изолированно, в слогах, в словах, словосочетаниях.

Материал: в упражнении используются карточки с изображением ладоней и предметных картинок на ней.

Ход: ребёнок соединяет большой палец с большим на карточке правой и левой рукой, затем проговаривает слова на картинке над пальцами и одновременно поднимает над столом тот палец, над которым изображена картинка.

Затем усложняем, проговариваем цепочку слогов, слов, каждый раз увеличивая время.

Для автоматизации звуков в словосочетаниях используются карточки на звуки [л], [ш]: над Ладошкой Лампа, над Ладошкой Шапка и т.д.

Комплект карточек на звук [р] используется для дифференциации звуков [л] – [р]: над Ладошкой Рубашка, над Ладошкой кРужка – и на звук [с], для дифференциации звуков [с] – [ш]: над Ладошкой Стул, над ладоШкой Скалка и т.д.

Карточка с разноцветными ладонями используется для автоматизации звуков в словосочетаниях: ребёнок повторяет правильно за педагогом слова по порядку, добавляя прилагательное, указывающее на цвет называемого предмета, соответствующий цвету ладошки.

«Веселые пальчики»

Цель: автоматизация звука в словосочетаниях, закрепление навыков образования качественных прилагательных, согласования имён прилагательных с существительными в роде; развитие мелкой моторики, навыка координации речи с движением.

Материал: в упражнении используются карточки с дорожками из кругов разных цветов (красного, зелёного, голубого, желтого, фиолетового, салатового) и предметных картинок над ними. Также используются карточки в виде ладошек с разноцветными пальчиками.

Ход: ребёнок соединяет большой палец с большим на карточке правой и левой рукой, затем проговаривает слова на картинке над кружками и одновременно поднимает над столом палец того цвета, над которым изображена картинка. Затем усложняем, проговариваем цепочку слов, каждый раз увеличивая время. Для автоматизации звуков в словосочетаниях ребёнок называет все картинки по порядку, добавляя прилагательное, указывающее на цвет, называемого предмета.

«Пальчиковые дорожки»

Цель: автоматизация звука в слогах, словах, словосочетаниях; развитие навыка воспроизводить положения пальцев на руке по зрительному образцу; закрепление навыков координации речи с движением.

Материал: в упражнении используются карточки-дорожки из пальчиковых поз, карточки с отдельными кинезиопозами и предметные картинки.

Ход: ребёнок поочерёдно повторяет за педагогом слоги, слова или словосочетания, одновременно выполняя движения руками, изображенные на карточке по порядку, или из предложенных предметных картинок выбирает те, в названиях которых есть заданный звук, составляет из них дорожку, над каждой предметной картинкой помещает карточку с кинезиопозой на выбор. Затем называет по порядку картинки с одновременным выполнением соответствующих движений руками.

 

«Говорим – показываем»

Цель: автоматизация звука в слогах, словах, словосочетаниях; развитие навыка воспроизводить положения пальцев на руке по зрительному образцу; закрепление навыков координации речи с движением.

Материал: представляет собой таблицы-дорожки с правыми и левыми ладошками; под ладошками изображены предметные картинки, на разных дорожках в названиях картинок автоматизируемые звуки стоят в определённых позициях.

Ход: ребёнок называет правильно все слова по порядку и на каждое слово повторяет позу руки, изображённую под картинкой.

 

«Пальцы художники»

Цель: автоматизация звука в словосочетаниях, закрепление навыков образования качественных прилагательных, согласования имён прилагательных с существительными в роде; развитие навыка воспроизводить положения пальцев на руке по зрительному образцу, координации речи с движением.

Материал: в упражнении используются разноцветные карточки с дорожками (красного, зелёного, голубого, желтого, фиолетового, салатового цветов) из кинезиопоз. Также используются раскраски дорожек из пальчиковых поз, которые ребёнок раскрашивает самостоятельно в заданный цвет.

Ход: ребёнок повторяет правильно за педагогом все слова по порядку, добавляя прилагательное, указывающее на цвет, называемого предмета, соответствующий цвету карточки. Одновременно с произношением словосочетания меняет позу руки по порядку.

 

«Какого цвета скажи и руками покажи»

Цель: автоматизация звука в словосочетаниях, закрепление навыков образования качественных прилагательных, согласования имён прилагательных с существительными в роде и числе; развитие навыка координации речи с движением, умения воспроизводить положения пальцев на руке по зрительному образцу.

Материал представляет собой таблицы-дорожки с ладошками, под ладошками изображены картинки на различные автоматизируемые и дифференцируемые звуки и цветной кружок ([р] – красный, [л] – голубой, [ж] – оранжевый и т.д.). На разных дорожках в названиях картинок автоматизируемые звуки стоят в определённых позициях.

Ход: ребёнок называет правильно все картинки по порядку, добавляя прилагательное, указывающее на цвет называемого предмета. На каждое словосочетание повторяет позу руки, изображённой под картинкой.

 «Поймай звук на ладошку»

Цель: дифференциация звуков в слогах, словах, формирование умения определять наличие звука в слогах, словах; развитие навыка воспроизводить положения пальцев на руке по зрительному образцу, координации речи с движением.

Материал: в упражнении используются предметы с 2-мя разными пальчиковыми позами (карточки, деревянные фигурки, коктейльные палочки с кинезиопозами, ластики в виде пальчиковых поз). Перед началом упражнения ребёнку даётся инструкция запомнить позу рук на каждый из дифференцируемых звуков. Ребёнок поочерёдно повторяет слоги/слова за педагогом или изображённые на картинках, выполняя соответствующие каждому звуку движения руками.

«Ладошкино эхо»

Цель: автоматизация звука в слогах, словах, словосочетаниях; развитие навыка воспроизводить положения пальцев на руке по зрительному образцу; закрепление навыков координации речи с движением.

Материал: в упражнении используются предметы с примерами пальцевых поз: штампики «Жесты», игральные кости «Ладонь, кулак, ребро», игрушка с меняющимися на экране жестами, деревянные фигурки «Жесты», шнуровка, на каждой бусине которой изображены пальцевые позы, карточки «Кинезиопозы»», ластики в виде жестов, шпажки «Жесты». Ребёнок самостоятельно выбирает группу предметов и выкладывает дорожку из предметов, затем поочерёдно повторяет речевой материал за педагогом, последовательно выполняя соответствующие движения руками.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий