Беларусь и Я – диалог мира и созидания. Первый урок в 5-м классе

- 10:39Единый урок

Вероника КРЕЧИК,
учитель немецкого языка

ГУО «Большешиловичская базовая школа Слонимского района»,
Гродненская область

Цель: укрепление в сознании учащихся идей мира и созидательного труда как главных условий развития белорусского государства, создание условий для активного участия в процессе созидания и улучшения своей страны.

Задачи:

– познакомить учащихся с понятиями «диалог», «мир», «созидание», объяснить их основные принципы и преимущества;
– формировать духовно-нравственные качества учащихся;
– обсудить важность сотрудничества и мирного разрешения конфликтов для достижения гармонии и благополучия.

Оборудование: фигурки и трафареты голубей, карточки с заданиями (русский алфавит), раздаточный материал, видео о Беларуси.

Видео: https://cloud.mail.ru/stock/247uBfqLYrmRX98c51a6eMAR

Эпиграф: «Независимость страны – забота каждого из нас. Если мы хотим жить на своей земле, своим умом и трудом, по своим законам и единственными хозяевами на земле Беларуси, жить в мире, покое и благополучии, то все и каждый должны понять: заботы страны, сбережение ее независимости – это наше общее дело» (А.Г.Лукашенко).

 

Ход урока

 

1 Поздравительное слово учителя

Дорогие ребята! Примите самые искренние поздравления с Днём знаний, началом нового учебного года! День знаний – это праздник для тех, кто учится, и тех, кто учит. Сегодня мы начинаем новый учебный год, полный новых знаний, открытий, интересных уроков и ярких впечатлений!

2 Актуализация знаний учащихся

Учитель зачитывает стихотворение Г.Буравкина “Беларусі” (под просмотр видео о Беларуси)

У любві да цябе я не раз буду клясціся.
Не таму,
каб ты помніла клятву маю.
Проста, дзе ні пабуду –
у Смаргоні ці ў Клясціцах, –
Я ўсё болей цябе пазнаю.

Пазнаю цябе юнаю і старажытнаю,
У сузор’ях агнёў і ў паводках бяроз.
Колькі раз
кожным нервам сваім,
кожнай жылкаю
Перажыў я твой мужны і велічны лёс!

Колькі вызнаў і вынес ты,
краю мой мілы!..
I сягоння ўспамін твае грудзі пячэ,
Дзе старыя акопы,
як пустыя магілы,
Што сябры закапаць не паспелі яшчэ.

У нябыт
і нядоля і ворагі рынулі…
I цяпер
прыгажэй, даражэй удвая,
Ты стаіш, Беларусь,
завадская, зубрыная…
Я – пясчынка твая.
Я – крывінка твая.

I ў любві да цябе я не раз буду клясціся.
Не таму,
каб ты помніла клятву маю.
Проста, дзе ні пабуду –
у Смаргоні ці ў Клясціцах, –
Я ўсё болей сябе пазнаю.

3 Определение темы урока

Учитель: Дорогие пятиклассники! Как вы думаете, почему я начала наш урок с этого стихотворения? (Ответы учащихся) Правильно. Мы будем говорить о нашей Родине, о Беларуси. Сегодня начался первый урок для 1 миллиона 85 тысяч школьников в Беларуси (учитель крепит на доску карточку «БЕЛАРУСЬ»).

Каждый из вас – это тоже частичка Республики Беларусь (учитель крепит карточку «И Я»).

Пусть сегодняшний наш урок станет диалогом нашей Родины с каждым из нас. (Учитель крепит слово «ДИАЛОГ»). Смотрите, ребята, совсем скоро мы узнаем тему нашего первого урока. У нас уже есть начало: «Беларусь и Я – диалог… Интересно, а что же последует далее? Давайте вместе расшифруем. Вы сидите парами, каждой паре я подготовила задание. Вы видите перед собой карточки, на которых написаны цифры, и карточку с буквами алфавита, под которыми написаны цифры. Кто уже догадался, что мы должны сделать? Правильно! Мы должны заменить цифры буквами и узнаем, какие слова зашифрованы.

 

14, 10, 18, 1   10  19, 16, 9, 10, 5, 1, 15, 10, 33.
(МИРА         И  СОЗИДАНИЯ)

 

А  Б  В  Г  Д  Е  Ё  Ж  З  И   Й   К    Л   М   Н   О   П   Р   С
1   2  3   4   5  6   7  8   9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19

Т   У    Ф   Х   Ц   Ч    Ш  Щ  Ъ    Ы  Ь   Э   Ю   Я
20  21  22  23  24  25   26  27  28  29  30  31  32  33

Итак, читаем название нашего первого урока (хором) «Беларусь и Я – диалог мира и созидания». Все ли слова вам понятны в этом высказывании? Давайте вместе обсудим. Что такое МИР? (Ответы учащихся).

Мир – это наша планета, это место, где мы живем. Он очень большой и разнообразный.
Мир – это состояние покоя, комфорта, отсутствия конфликтов.
Мир без войны – это моя мама, мой папа, сестра и брат. Моя школа, мой класс, моя учительница, школьные друзья.
Мир без войны – это солнышко, голубое небо, зеленые поля и красивые леса.

Ребята, вы такие молодцы! Как вы правильно размышляете. А вы задумывались когда-нибудь, как хорошо жить в мирной стране, где всё спокойно, где люди спокойно ходят на работу, могут видеть своих близких и просто наслаждаться жизнью? Давайте послушаем с вами притчу.

Однажды миролюбивые жители Земли попросили чрезвычайно могущественного волшебника прекратить все войны и кровопролития на планете. Мудрец думал, что это проще простого, но на самом деле всё было гораздо сложнее. Как бы он ни пытался, люди всё равно продолжали воевать и уничтожать всё прекрасное на земле. Миротворцы впали в унынье, не зная, что предпринять. И тут к волшебнику обратился один умный ребёнок и сказал такие слова: «Я знаю, как тебе поступить. Пусть люди почувствуют, как другие воспринимают их поступки. Если один причинит боль другому, пусть и он почувствует точно такую же боль, а если доставит кому-то радость, то пусть и сам почувствует радость». Волшебник воплотил эту идею в жизнь. С тех пор все жили дружно и помогали друг другу.

Мы с вами живём в Беларуси – светлой, чистой, любимой, синеокой, трудолюбивой, хлебосольной Беларуси.

Чистое небо, солнце нам светит,
Память о предках храним мы в себе.
В мире и дружбе счастливые дети –
Как хорошо жить на нашей земле.

Жить в мире очень важно. Ведь только в мире люди могут находить радость, любовь и счастье. Мирная жизнь способствует созиданию и прогрессу. Благодаря взаимопониманию и уважению можно добиться мира и процветания. Поэтому и мы с вами учимся созидать, а не разрушать своё и окружающее пространство.

Вспомните, как начинается гимн нашей страны?

«Мы беларусы, мірныя людзі, сэрцам адданыя роднай зямлі…»

Как вы думаете, тема нашего урока подтверждается словами нашего гимна? (Ответы учащихся)

А что же такое СОЗИДАНИЕ? (Ответы учащихся). В общем-то, каждый из вас по-своему прав. Созидание – это действие создания чего-либо нового, хорошего, нужного и важного для всех; это процесс создания чего-либо интересного и полезного, улучшения уже существующего. В контексте нашей страны, это может означать, что мы можем создавать новые школы, сады, больницы и другие объекты, которые будут улучшать жизнь людей.

Мир и созидание связаны между собой. Когда мы создаём что-то новое, мы улучшаем мир вокруг нас. Например, когда мы создаём новые продукты, мы помогаем людям получать больше пользы от еды.

«Диалог мира и созидания» – это понятие, которое означает общение и сотрудничество между людьми в целях создания и улучшения мира вокруг нас. Это важный принцип, который помогает людям разрешать конфликты и находить пути сотрудничества для достижения общих целей, проявляя уважение к мнениям и идеям других людей, а также стараться найти компромиссные решения, которые будут удовлетворительны для всех.

Ребята, а как вы думаете такому диалогу можно научиться? (Ответы учащихся).

Совершенно верно, каждый день мы учимся строить дружбу, уважать разные культуры и традиции, а также решать проблемы мирными путями. Это помогает нам создавать лучшую и спокойную среду для жизни, где каждый может чувствовать себя в безопасности и счастливым. Таким образом, «диалог мира и созидания» – это способ общения и сотрудничества, который помогает нам строить мир и преодолевать различия.

4 Физкультминутка

А сейчас пришло время немного подвигаться и провести мирную и созидательную физкультминутку.

Раз, два, три, четыре, пять.
(Сжимают и разжимают пальцы: ладонь – кулак).
Будем мир мы защищать!
(Жмут руки друг другу).
Будем чаще улыбаться,
(Повороты в стороны, улыбаются друг другу).
А не ссориться и драться! (Обнимаются друг с другом).

(Всё повторяется дважды, только на втором круге меняются партнёры).

5 Включение изученного в систему знаний

Учитель: Ребята, давайте с вами вспомним, какие качества помогут нам построить диалог мира и созидания. Какие качества человека нужны для крепких отношений, для дружбы, для создания чего-то нового? Отметьте галочкой правильные ответы.

Открытость, упрямство, враждебность, добросердечность, уважение, вспыльчивость, злость, доброта, вежливость, бескомпромиссность, жестокость, дипломатичность, доброжелательность, понимание, терпение.

Вы почти все выбрали одни и те же качества. Аргументируйте! (Идёт диалог с учащимися). А почему никто не выбрал «жестокость, враждебность, злость? Правильно, эти качества приводят к вражде и разрушению.

Наша страна в полной мере прочувствовала вражду и разрушение за годы Великой Отечественной войны. Мы не хотим повторения! Мы хотим мирно жить и созидать.

Ребята, а что является символом мира, эмблемой? (Ответы учащихся). Правильно, голубь. Голубь является символом мира, символом борьбы против войны, насилия, тревог и слёз.

Выражение получило популярность после окончания Второй мировой войны. Эмблема была нарисована Пабло Пикассо, на ней изображён белый голубь, несущий в клюве оливковую ветвь.

Выражение «голубь мира» восходит к библейскому рассказу о голубе, принёсшем Ною в ковчег ветвь маслины и тем самым сообщившем об окончании потопа и примирении стихии. После того, как Иисус Христос принял крещение, на него с небес спустился Святой Дух в виде голубя.

Принято выпускать весной голубей в первый полёт 7 апреля. В этот день православными отмечается праздник Благовещение, считается, что голубь принес миру благую весть о скором рождении Спасителя.

В Китае голубь является символом долголетия, верности, порядка, почтения к старшим, весны и сладострастия. В Древней Греции и Древнем Риме голубь символизировал любовь и обновление жизни. В японской культуре голубка с мечом означает окончание всех войн и междоусобиц. Голубь не ассоциируется со злом, напротив, он извечный символ добра, любви и мира во всем мире.

Посмотрите, как сегодня украшен наш класс! Над вашими головами «летают» голуби. Таким образом я хотела вам пожелать, чтобы над вашими головами всегда было только мирное небо.

Белый голубь, символ мира,
Ты взлети на шар земной!
Катастрофы, беды, войны
Пусть обходят стороной
Ту прекрасную планету,
Что дала нам всем приют,
Отдала озёра, реки,
Душу отдала свою…
Люди мира заклинают:
Мир прекрасный, сохранись!
Так лети же, Белый Голубь,
Никогда не падай вниз.

А ещё я вам дарю вот таких красивых голубей, чтобы вы написали на них самые заветные пожелания для нашей родной Беларуси и приклеили их на доску вокруг изображения нашей любимой Родины.

6 Подведение итогов. Рефлексия

Учитель: Наш урок заканчивается. Я хочу вам пожелать, чтобы вы всегда оставались патриотами своей страны, старательно учились и работали на благо своей страны. Помните, что будущее можно построить только в мирном государстве. Наша с вами задача – помнить и сохранять достижения наших предков, приумножать их, а также достигать новых вершин в развитии белорусского государства и общества. Только мирным трудом и созиданием мы сохраним сильную и независимую Республику Беларусь!

Рефлексия «Закончи предложения»

– Я горжусь тем, что…
– Для меня Беларусь – это…
– Чтобы жить в мире мы должны…

На столах, ребята, у вас находятся фигурки голубей. Возьмите их, напишите на них самые важные для нас всех слова. А теперь давайте представим, что наши голуби взлетают в небо, символизируя МИР и СОЗИДАНИЕ.

 

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий