Формирование профессионального самоопределения учащихся в условиях образовательного кластера

- 12:10Методичка, Профориентация

В материале представлен опыт сотрудничества средней школы № 46 Минска с государственными учреждениями высшего образования в допрофильной и профильной подготовке учащихся.

 

Людмила ЗЕЗЕТКО, директор
Ольга СКОПЕЦ, заместитель директора по учебной работе
ГУО «Средняя школа № 46 г. Минска»

 

Современное общество остро нуждается в профессионалах, востребованных на рынке труда и мотивированных к деятельности личными предпочтениями. В процессе проведения профориентационной работы в школе актуальным становится разработка модели формирования профессиональной мобильности – способности к быстрому освоению профессий и новых видов деятельности, гибкости, самостоятельности, инициативности.

Сегодня учреждения высшего образования предлагают широкий выбор специальностей по разным направлениям. С каждым годом к ним добавляются новые, с почти неизвестными никому названиями («тренд-вотчер», «лайф-коучер»).

Государством намечены основные приоритетные направления и комплекс мер по реализации развития образовательной политики на всех уровнях образования. Национальная образовательная стратегия предполагает качественные изменения в содержании образования и управлении системой образования.

Среди приоритетов развития инновационной деятельности выделяется разработка и дальнейшая реализация кластерной политики, поддержка реализации инновационных проектов.

Поэтому формирование образовательных кластеров, охватывающих весь период становления личности человека (от рождения до получения профессии путем обучения в профильных образовательных учреждениях), является одним из актуальных направлений адаптации отрасли образования к современным рыночным условиям.

Целью работы средней школы № 46 Минска является формирование осознанного выбора профессий таможенной, авиационной и экономической специальностей учащимися в условиях профильного обучения посредством создания образовательного кластера. Такая форма способствует решению проблемы профессиональной ориентации учащихся, оптимально соответствующей их индивидуальным особенностям и запросам рынка труда в конкурентоспособных кадрах.

В системе работы нашей школы в целом успешно реализуются основные подходы к допрофильной и профильной подготовке. Однако имеет место ряд проблем. Учащийся, сталкиваясь с проблемой выбора профиля и профессионального самоопределения, испытывает влияние следующих факторов: с одной стороны, мода на профессию, собственные способности и интерес к предмету, с другой стороны – желание родителей, недостаточная информированность об учреждениях образования, осуществляющих подготовку в выбранном направлении; отсутствие целостной картины оценки собственных способностей и возможностей, низкая информированность о специальностях, которые востребованы в экономике Республики Беларусь.

В настоящее время многими исследователями отмечается психологическая неготовность молодых людей к осуществлению осознанного профессионального выбора. Проблема самоопределения связана с темой сущности выбора, его структуры, оснований, по которым он осуществляется.

Фундамент для работы по этому направлению закладывался благодаря взаимодействию с УВО, международному сотрудничеству, участию в конференциях, семинарах. Реализация модели способствовала организованной деятельности всех субъектов образовательных отношений, основанной на принципах сотрудничества и партнерства. Были заключены договора о сотрудничестве с учреждениями высшего образования:

– Белорусский государственный университет (факультет международных отношений, отделение «Таможенное дело»);
– Белорусский государственный университет (экономический факультет);
– Белорусская государственная академия авиации;
– Минская региональная таможня.

Знакомство с такими профессиями, как инспектор таможенной службы, декларант, менеджер по работе с таможней, специалист внешнеэкономической деятельности, специалист по таможенному оформлению, таможенный брокер, началось с 2018 года, когда был подписан договор о сотрудничестве с Минской региональной таможней, Белорусским государственным университетом факультетом международных отношений отделением «Таможенное дело». В этом же году был открыт первый специализированный класс в нашей школе.

Задачами организации образовательного процесса в таможенном классе являются не только создание условий для удовлетворения образовательных запросов учащихся, формирование условий для интеллектуального и нравственного развития, но и воспитание патриотизма, активной гражданской позиции и государственного мировоззрения.

Функционирование специализированного класса предполагает тесное взаимодействие учреждения образования с Минской региональной таможней, Белорусским государственным университетом факультетом международных отношений, экономическим факультетом.

Ежегодно учащиеся таможенного класса посещают занятия в Школе будущего таможенника при БГУ факультета международных отношений (отделение «Таможенное дело»). В ходе учебы учащиеся знакомятся с основами теории и практики таможенного дела. Занятия проводят преподаватели кафедры таможенного дела, сотрудники Минской региональной таможни и Государственного таможенного комитета Республики Беларусь.

Цель школы – профессиональная ориентация учащихся, мечтающих защищать экономические рубежи Республики Беларусь на таможенной границе, а также успешно работать в сфере таможенного бизнеса. Кроме этого преподавателями кафедры «Таможенное дело» проводятся онлайн-уроки по темам, которые выбирают сами учащиеся.

Совместно с заведующим кафедрой таможенного дела, доктором исторических наук, профессором В.А.Острогой и заместителем директора по учебной работе средней школы № 46 Минска Е.В.Карпекой ежегодно составляется план совместных внеклассных мероприятий со студентами и учащимися таможенного класса.

Основные и полюбившиеся мероприятия: ознакомительная экскурсия по факультету и встреча со студентами I–IV курсов, «День открытых дверей», День карьеры на ФМО, участие в Международных научно-практических конференциях, дипломатические чтения, интеллектуальная игра «Дебаты» на английском языке.

В целях воспитания экономической и информационной культуры, высоких морально-нравственных качеств, формирования осмысленного выбора будущей профессии Минская региональная таможня предоставляет учащимся возможность участвовать в мероприятиях, проводимых на базе таможенных ведомств.

Ежегодно в школе традиционными становятся такие мероприятия, как проведение торжественной линейки и первого урока с представителями таможенных органов. Почетными гостями не раз были Н.А.Свирид, заместитель председателя Государственного таможенного комитета А.А.Валиев, начальник Минской региональной таможни, начальник отдела идеологической работы Минской региональной таможни, инспектор таможенной службы I ранга А.В.Дубинко, заведующий кафедрой таможенного дела факультета международных отношений БГУ В.А.Острога.

Единые дни информирования в рамках проекта ШАГ проходят с участием главного инспектора идеологического отдела Минской региональной таможни А.А.Скробота.

Посещение экскурсий позволяет учащимся познакомиться с особенностями работы должностных лиц, технологией проведения таможенных операций, применяемыми техническими средствами таможенного контроля. Такие экскурсии были организованы в Национальный аэропорт Минск-2, ПТО «Минская почта» Минской региональной таможни.

Раскрытию творческого потенциала учащихся помогают конкурсы художественного творчества, проводимые Минской региональной таможней. Учащиеся школы принимают активное участие в праздничных мероприятиях.

Таким образом, можно сделать вывод, что в результате проведения мероприятий в рамках реализации договора о сотрудничестве с Минской региональной таможней, Белорусским государственным университетом факультетом международных отношений (отделение «Таможенное дело») повышается интерес обучающихся к учебным занятиям, стимулируется рост познавательной активности, что позволяет учащимся получать и усваивать большее количество информации, проявлять свои творческие способности и успешно взаимодействовать с преподавателями и сотрудниками таможенных органов в рамках конструктивного диалога.

 

Особо следует отметить сотрудничество с 2018 года нашей школы с Белорусской государственной академией авиации. Основными мероприятиями сотрудничества являются профориентационные субботы в БГАА, внеклассные мероприятия на базе БГАА, экскурсии в музей авиации и аэропорт Минск-2.

Преподаватели академии проводят для наших учащихся гостевые уроки, на которых знакомят их с историей возникновения авиации и ее современным состоянием, с авиационной терминологией.

В мае 2023 года состоялась церемония подписания соглашений между БГАА, средними школами № 226 и № 46 Минска, а также Гимназией № 10 Минска о создании авиационных классов.

Задачами организации образовательного процесса в авиационном классе являются не только создание условий для удовлетворения образовательных запросов учащихся, формирование условий для интеллектуального и нравственного развития, но и воспитание чувства патриотизма средствами ознакомления учащихся с историей развития отечественной авиации.

Договор о сотрудничестве между экономическим факультетом Белорусского государственного университета и нашей школой подписан в 2020 году. Действие документа направлено на повышение качества подготовки учащихся, осуществление непрерывности образования на уровне «школа – высшее учебное заведение», профориентацию учащихся и популяризацию экономических специальностей.
Согласно достигнутым договоренностям экономический факультет организовывает с учащимися научно-методические, исследовательские и творческие работы и обеспечивает профильную подготовку по экономическим дисциплинам; оказывает консультационную помощь педагогам школы.
Одно из положений договора предусматривает сотрудничество в работе с одаренными учащимися – их закрепляют за ведущими преподавателями факультета и привлекают для участия в студенческих семинарах, турнирах и других молодежных мероприятиях.
Одним из самых интересных мероприятий для учащихся 10–11-х классов является проведение преподавателями экономического факультета БГУ совместного классного часа в формате практического занятия. Преподаватели факультета – доценты, кандидаты экономических наук – подготовили 18 самых разнообразных тем, цель которых не только повышение компетенций подростков в финансовой сфере, но и помощь в более осознанном выборе будущей профессии.

 

Из исследований осознанности выбора выпускниками школы будущей профессии и образовательного маршрута, проведённых педагогом-психологом школы, стало известно, что около 69 % учащихся выбор будущей профессии осуществляют по рекомендации одного из законных представителей. На ежегодном родительском собрании «Определение путей профессионального самоопределения учащихся», которое школа проводит совместно с соответствующими учреждениями профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, мы знакомим родителей с новыми профессиями, с возможностями и перспективами получения профессионального образования. На протяжении трех лет прослеживается эффективность работы в этом направлении. В 10-й класс школы для продолжения обучения возвращаются 70–76 % учащихся завершивших обучение на II ступени общего среднего образования.

С целью оценки эффективности функционирования образовательного кластера педагогом-психологом школы осуществляется подбор и разработка диагностических материалов, позволяющих изучить у учащихся 9–11-х классов

следующие показатели:

– рефлективность учащимися собственной деятельности;
– степень адаптивности к изменяющемуся миру;
– осознанность будущего профессионального выбора.

Данные ежегодно сопоставляются с результатами предыдущей диагностики, определяется степень влияния среды образовательного кластера на профессиональное самоопределение учащегося.

Педагоги школы ищут новые подходы к эффективной организации профессионального самоопределения учащихся. С этой целью они ежегодно принимают участие в городских, республиканских и международных конференциях, вебинарах и семинарах.

Таким образом, наш опыт показал, что деятельность коллектива школы по внедрению образовательного кластера в образовательное пространство учреждения образования способствует не только качественному профессиональному самоопределению учащихся, но и объединению субъектов образовательных отношений, развитию образовательного пространства учреждения образования и эффективному взаимодействию с учреждениями – партнерами образовательного кластера.

Мы уверены, что наши учащиеся могут точно определить свои предпочтения в профессиях и выбрать направление профессионального развития, чтобы найти свое призвание.

 

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий