Автоматизация звука [л] в слогах, словах, предложениях. Конспект коррекционного индивидуального занятия в средней группе для детей с тяжелыми нарушениями речи

- 9:31КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА, Коррекционная педагогика. Сценарии коррекционных уроков, Методичка

Конспект коррекционного занятия по автоматизации звука [л].

 

Татьяна ЯКУБАШКО,
учитель-дефектолог
ГУО «Детский сад № 110 г. Гродно»

 

Тема: Автоматизация звука [л] в слогах, словах, предложениях

Задачи:

– закреплять умение образовывать имена существительные в уменьшительно-ласкательной форме (с помощью дидактической игры «Назови ласково»);
– формировать умение составлять простые предложения, распространенные обстоятельством места (с помощью игры «Кто поплыл на плоту»);
– продолжить формировать умение составлять предложно-падежные конструкции с простыми предлогами (с опорой на дидактическую игру «Где спрятала Баба Яга золотую монету?»);
– развивать умение правильно произносить звук [л] изолированно, в слогах, в словах со стечением согласных, предложениях (с помощью дидактических игр и упражнений);
– развивать умение произносить слоги со звуком [л] тихо/громко по словесной инструкции;
– развивать зрительную память (с помощью игры «Вспомни, кто поплыл на плоту и перепрыгни лужу»), пространственную ориентировку;
– развивать координацию речи с движением (посредствам подвижной игры «Колобок»);
– воспитывать интерес к занятиям через занимательный материал.

 

Оборудование: зеркало, плоскостная фигура «Колобок»; игрушки: волк, волчонок, самолет; карточки для артикуляционной гимнастики, «облака», световая песочница, трубочка, цветы, «яма» (кольцо), мячи, колечко су-джок, предметные картинки «Одежда», д/и «Кто поплыл на плоту?», шкатулка с монетами, картинка или макет избушки на курьих ножках, материал к д/и «Где лежит монета?».

 

Ход занятия

 1 Организационный момент

Педагог: Раз, два, три, четыре, пять – приглашаю тебя играть. Давай возьмемся с тобой за руки, посмотрим друг другу в глаза, улыбнемся и пожелаем друг другу хорошего настроения.

Сегодня к нам в гости пришел новый гость. Послушай загадку и догадайся, кто это?

Формой он похож на мяч.
Был когда-то он горяч.
Спрыгнул со стола на пол
И от бабушки ушел.
У него румяный бок…
Ты узнала? (Колобок)

2 Основная часть

Педагог: Сегодня мы вместе с Колобком отправимся в путешествие и будем продолжать учиться правильно произносить звук [л].

Гулял как-то Колобок по лесу и нашел клад с золотыми монетами, отдал бабушке с дедушкой и зажили они богато. Но об этом узнала Баба Яга и похитила клад. Решил Колобок отправиться на поиски клада. Но одному ему не справиться, давай поможем Колобку.

2.1 Дыхательная гимнастика

А на каком транспорте отправится Колобок? Сейчас мы это узнаем. Возьми трубочку и дуй в нее, раздувая песок. Вот и выяснили – это самолет.

2.2 Артикуляционная гимнастика

Для того чтобы Колобку попасть к самолету, нужно сделать артикуляционную гимнастику. (За последней карточкой – игрушечный самолет).

2.3 Автоматизация изолированного произношения звука [л]

А вот и наш самолет.

Как гудит самолет? (Л-л-л)

Что надо помнить, когда мы произносим звук [л]? (Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбку, кончик широкого языка упирается за верхние зубки).

2.4 Автоматизация звука [л] в слогах

Упражнение «Облака»

На гимнастической палке висят большие и маленькие облака. Если наш самолет подлетает к большому облаку, то гудит громко: ла, ло, лу, лы; если к маленькому, то тихо: ал, ол, ул, ыл.

Упражнение «Бесцветные цветы»

Приземлился Колобок, катится весёлый, довольный (изобрази). Вдруг видит поляну, где Баба Яга смыла краску с цветов. Давай поможем Колобку произнести волшебные слоги, и цветы опять расцветут. Повторяй за мной слоги и переворачивай цветок.

Пла-пло-плы       сла-сло-слы

Клу-клэ-клу        фло-флу-фла

 

2.5 Определение наличия звука [л] в словах

Упражнение «Ловушка»

Смотрит Колобок, а перед ним яма. Это ловушка, которую сделала Баба Яга, чтобы животные в нее попадались. Давай забросаем ее мячами.

Я буду произносить слова, если в слове услышишь звук [л], бросай мячик в яму.

Слова: ласточка, флажок, ёлка, сладости, соловей, юбка, клоун, палка, кукла, стол, рубашка.

Помоги волку в лесном магазине купить одежду для волчонка. (Д/и «Назови ласково»). На каждое слово надевает и снимает колечко су-джок с пальчика.

Речевой материал: плащ, футболка, платок, платье, колготки, халат.

 

Подвижная игра «Колобок»

С Колобком пошли гулять,
Стали зарядку выполнять.
Топнули правою ногой,
Топнули левою ногой,
Прыгали весело на месте.
А давай попрыгаем вместе.

2.7 Автоматизация звука [л] в предложении

Упражнение «Кто поплыл на плоту»

Ребёнку предлагается картинка реки, у берега которой стоит плот. На столе стоят деревянные макеты животных (белка, лось, козёл, лошадь). Ребёнок берёт животное, ставит его на плот и оречевляет:

– на плоту поплывёт лось;
на плоту поплывёт лошадь…

Упражнение «Вспомни животных и перепрыгни лужу»

На полу разложены «лужи» (картинки) по количеству животных, переплывающих реку на плоту. Ребёнку предлагается вспомнить, кто плыл на плоту, и перепрыгнуть лужу.

– на плоту плыла белка;
– на плоту плыл лось…

 

Упражнение «Где Баба Яга спрятала монету?»

Педагог: А вот и избушка на курьих ножках. Увидела нас Баба Яга и убежала, но монеты спрятать не успела. А монеты-то волшебные, с картинками. Если назовешь их правильно и найдешь, где лежит монета, тогда сможешь забрать их в свою копилку. (С одной стороны монеты нарисован предмет со звуком [л]). Ребёнок берёт монету и произносит:

Баба Яга спрятала монету под лампой (под столом, под платком, под клубникой, под тарелкой и т. д.).

Собрал Колобок золотые монеты, покатился домой к бабушке и дедушке и оставил сюрприз. Колобок очень тебе благодарен и дарит тебе мыльные пузыри.

 3 Подведение итогов. Рефлексия

Наше путешествие подошло к концу. Кому ты сегодня помогала? Над каким звуком мы работали? Какое у тебя сейчас настроение?

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий