Урок завершает ряд тем, изучающих строение сложного предложения. Применен лингвокультурологический подход в подборе материала к уроку: все тексты, предложения посвящены малой родине. Урок может быть рекомендован при изучении сложного предложения не только в 11-м классе, но и в 9-м классе.
Валентина ШКОЛЯРЕНКО,
учитель русского языка и литературы
ГУО «Средняя школа № 25 г. Бобруйска»,
Могилевская область
Типология урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Класс: 11-й.
Обучающая цель урока: планируется, что к окончанию урока учащиеся систематизируют свои знания о сложном предложении.
Задачи урока
– Познавательные задачи: вырабатывать умение дифференцировать сложные предложения; развитие навыков грамотной постановки знаков препинания в сложных предложениях.
– Коммуникативная задача: создать условия для работы в парах при решении пунктуационных задач по теме урока.
– Лингвокультурологическая задача: способствовать формированию представления о творчестве Абрама Рабкина; воспитывать любовь к родному городу.
Обеспечение урока: музыкальная запись с песней о Бобруйске, презентация по творчеству А.Рабкина, презентация к уроку.
Ход урока
1 Организационный момент
Сегодня мы с вами отправимся путешествовать по улицам родного Бобруйска.
Запишите тему урока.
Обратите внимание на эпиграф. Это строки русского поэта Константина Яковлевича Ваншенкина (Слайд 2).
Малая родина
В душу струящ..я свет
В кровь нам и в плоть она
Входит с младен(?)ческих лет
Давайте «отшлифуем» это высказывание и решим орфографические и пунктуационные задачи. Объясните написание (Слайд 3).
2 Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
Какие аббревиатуры мы используем, изучая сложное предложение? Как бы вы сформулировали цель урока через аббревиатуру?
С
С
П
ССП – сложносочинённое предложение
(Возможные варианты: соотносить…, систематизировать…, повторить…)
Итак, отправляемся по улицам родного города. Говорят, что все дороги ведут в Рим, а считаю, что все наши с вами дороги обязательно приведут в Бобруйск. Где бы вы ни были, вы всегда будете вспоминать тот уголок родной земли, где родились.
Обратите внимание на «путевые листы» (Приложение 1), которые лежат около вас. В течение урока вы будете вписывать предложения, которые синтаксически будут расположены в определённом порядке. К каждому предложению будут определённые требования. Но главное требование – все предложения должны быть связаны с Бобруйском. Этот путевой лист вы заполняете в течение урока.
1 Односоставное назывное | Должна быть обозначена тема сочинения-миниатюры |
2 ССП | Рассказать об общем впечатлении от улиц Бобруйска и о своём отношении к ним |
3 СПП | Как вы считаете, что скрывают улицы нашего города? |
4 БСП | Почему вы любите Бобруйск? |
Презентация о Бобруйске. Перелистывается самостоятельно (Слайды 4–13).
Читаю отрывок из сочинения выпускницы школы Марии Сатанчук «Мой город» (Приложение 2).
В путевом листе записываем первое предложение.
3 Актуализация знаний
А теперь небольшая словарная работа (по прочитанному тексту). Взаимопроверка. Обратили внимание на экран (Слайд 16). Проверили. Прокомментировали ошибки. (Уточнить, какие слова у учащихся вызвали затруднения).
Ну а теперь проверим знания через дидактическую игру «Лови ошибку» (Слайды 18–27).
1 По количеству грамматических основ предложения делятся на простые, осложнённые простые и сложные.
+ 2 Если предложение имеет 1 грамматическую основу, оно называется простым.
+ 3 Между частями ССП может ставиться тире.
4 Части сложного предложения всегда равноправны по отношению друг к другу.
+ 5 Слово как в придаточной СПП может выступать как в роли союза, так и в роли союзного слова.
6 Придаточная определительная в СПП может следовать как перед главной частью, так и после неё.
+ 7 Слово что в придаточной изъяснительной части СПП может выступать как в роли союза, так и в роли союзного слова.
+ 8 Двоеточие в БСП ставится, если вторая часть называет причину того, о чём говорится в первой части.
9 Тире в БСП ставится, если между частями устанавливаются изъяснительные отношения.
+ 10 Тире в БСП ставится, если первая часть указывает на время совершения действия, названного во второй части.
Проверка (Слайд 28), комментарий.
Записываем в путевом листе второе предложение.
4 Обобщение и систематизация знаний
Скажите, а могла ли наша улица Черняховского называться, например, улицей Минской?..
Улицы, как и люди, имеют свою судьбу. Затейливой строчкой каждая из этих судеб вплетается в общую канву городской истории, расцвечивая ее событиями, именами, датами. Так же, как и у людей, судьбы у всех улиц разные. Есть центральные проспекты в пышных мундирах присутственных мест, чья единственная «работа» – принимать парады и кокетничать с туристами. Есть улицы-труженицы, с утра до ночи везущие грузы и таких же работяг на фабричную смену. Есть улицы – тишайшие скромницы в кудряшках черемух, чьи судьбы, словно у перезрелых незамужних барышень, заставляют горько вздыхать и стыдливо отводить взгляд. Ну, не везет… Что тут поделаешь…
Расставьте знаки препинания в предложении (Слайд 29), постройте схему. Проверка (Слайд 30).
– Обратите внимание на экран. Просмотр презентации о А.И.Рабкине.
Один из учащихся подготовил учебное сообщение о А.И.Рабкине.
Обратим внимание на отрывок из книги Абрама Исааковича. (Учащимся розданы листы с текстом – отрывком из книги «Вниз по Шоссейной») (Приложение 3).
Шоссейная улица, изображённая в книге, – это нынешняя улица Бахарова.
Задание для групп
Учащиеся разделены на три группы. Каждая группа находит свой тип предложений – ССП, СПП, БСП – и доказывает принадлежность к заданному типу, строит схему (знаки препинания не расставлены).
Физкультминутка. Музыкальная пауза (Песня о Бобруйске)
5 Применение знаний и умений в новой ситуации
Записываем третье предложение в «путевом листе».
Задание на соответствие. У учащихся задание: соотнесите предложения с их характеристикой. Учтите, что знаки препинания не расставлены. Если вы правильно выполните задание, то под характеристикой предложения откроется фотография улицы.
1 Простое осложнённое предложение | А. Совсем не изменилось название этой улицы она как и 150 лет назад приведёт нас в Минск. |
2 ССП | Б. Как утверждают историки до революции эта улица называлась Ольховской. |
3 СПП с однородным подчинением | В. А эта улица на которой стоит наша школа и по которой вы каждое утро с удовольствием ходите стала родной для вас на долгие 11 лет. |
4 БСП | Г. Эта улица была так названа в честь событий Отечественной войны 1812 года, а сейчас это улица Энгельса. |
5 Сложное предложение с разными видами связи | Д. Этой улице Рабкин посвятил книгу и мы с удовольствием перечитываем каждую страницу потому что очень хочется побольше узнать об истории нашего города. |
6 СПП с одной придаточной частью |
Примечание для учителя. Это задание целесообразно разделить на карточки, чтобы удобнее «скрыть» изображение улицы.
1Б. Простое осложнённое предложение – улица Чонгарская.
2Г. ССП – улица Энгельса.
3В. СПП с однородным подчинением – улица Черняховского.
4А. БСП – улица Минская.
5Д. Сложное предложение с разными видами связи – улица Бахарова.
Под характеристикой предложения – фотография объекта. Если правильно соотнесли, то напротив предложения правильная фотография (Приложение 4).
В путевом листе записываем четвертое предложение.
6 Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция
Сегодня в Бобруйске насчитывается свыше 500 улиц и переулков. Количество их увеличивается в связи с жилищным строительством. А ведь когда-то в средневековом Бобруйске, шесть веков назад, было всего 15 улиц и переулков. Немногие из них дожили до сегодняшнего дня. Большинство улиц не раз меняли свои имена. По ним можно изучать историю города, страны. Некоторые сохранили своё первоначальное название, многие исчезли бесследно. В связи с перепланировкой и строительством появились новые.
Учащиеся зачитывают написанные сочинения-миниатюры, которые получились у них вследствие заполнения в течение урока путевых листов. Обращаем внимание на структуру записанных предложений.
7 Рефлексия
О Бобруйске через сложное предложение. (БСП)
Подводятся итоги урока. Фразы учащихся начинаются с аббревиатуры БСП (бессоюзное сложное предложение).
В качестве домашнего задания учащимся предлагается разыскать материал об истории каждой улицы, о которой шла речь в задании на соответствие (целесообразно разделить учащихся на группы).