Елена БУДНИЦКАЯ,
учитель начальных классов
ГУО «Макаровская средняя школа»
Берестовицкого района,
Гродненская область
Личность ребёнка развивается в деятельности, поэтому важно правильно организовать деятельность на уроке, чтобы увлечь каждого учащегося. Для этого можно использовать игры, беседы, викторины, проекты, элементы театрализации, анализ проблемных ситуаций, путешествия и т.д.
Огромным развивающим и воспитывающим потенциалом на каждом этапе урока является игра. В своей работе использую различные способы и приёмы начала урока: «Поздоровайся глазами», «Улыбнемся друг другу», «Передай другу». Например, игра «Круг добра». Ученики встают в круг. Детям предлагаю начать делиться друг с другом добром или сказать друг другу добрые пожелания. Ребята передают по кругу игрушку – солнышко – со словами: «Я желаю тебе…», «Я хочу, чтобы ты» и т.д. Использую в начале урока и приём «Облако слов», из которого дети называют качества, которые пригодятся им на уроке. Использование этих приёмов воспитывает у учащихся коммуникативные качества, доброжелательность, устанавливают контакт между учениками, между учениками и педагогом.
Применяю на своих уроках дидактические игры и игровые приемы. Например, игра «Шифровальщик». Используя алфавит, дети расшифровывают слово. Допустим, расшифровали слово «Родина». Затем провожу беседу: Что такое Родина? (Это страна, в которой мы живем). Как называется наша страна? (Республика Беларусь). Какая она? (Красивая, мирная, синеокая, зелёная и т.д.)
Любят дети и уроки, которые проходят в форме квеста (Смотрите по ссылке урок математики по теме “Число 18” https://ng-press.by/2023/09/27/lik-18-urok-matematyki-u-1-m-klase-u-forme-kvest-gulni/). Особенность квеста состоит в том, что нужно дойти до цели, выполняя различного рода задания. Новая подсказка – это шаг к выполнению следующей задачи. Задачи перед детьми ставятся самые разные: исследовательские, творческие, познавательные, интеллектуальные. Квесты объединяют детей. Работая вместе, они обмениваются мнениями, мыслями, идеями, что позволяет согласовывать, объединять и координировать общие усилия для достижения общей цели.
На уроках математики использую игру «Полей цветы». Прежде чем начать игру, провожу беседу о комнатных цветах. О том, что нужно делать, чтобы цветы дарили нам радость. Дети делают вывод, что цветы нужно поливать, обрезать засохшие листочки, пересаживать. Тогда ими будешь любоваться круглый год. Так в ходе беседы у учащихся формируется экологическое сознание.
Содержание многих текстовых задач, включенных в учебник математики, дает богатый материал для патриотического, нравственного, экологического воспитания учащихся. Поэтому при подготовке к уроку обращаю внимание на сюжет задачи, чтобы в процессе решения можно было провести краткую целенаправленную беседу.
Используя игру «Осьминоги». Провожу беседу об осьминогах: чем питаются осьминоги, что дети знают об осьминогах, что нужно делать, чтобы осьминоги не погибли? Делаем вывод: «Не мусорить, всегда убирать за собой, переработка мусора и бутылок и др.».
На уроках обучения грамоте читаем тексты и работаем над содержанием. Содержание прочитанных текстов формирует основу для обсуждения нравственных поступков людей, их оценке, помогает учащимся понять содержание нравственных понятий.