Особое значение для развития межпредметных компетенций учащихся приобретет проектная деятельность, выступая в роли универсального инструмента для развития творческих способностей учащихся, умения свободно ориентироваться в информационном пространстве, развития критического мышления, которые лежат в основе метода проектов. В этой связи заявленная тема сегодняшнего семинара-практикума становится особенно актуальной.
Лариса БАКУН,
учитель географии
ГУО «Средняя школа № 2 г.п. Россь»
Волковысского района,
Гродненская область
Цель: способствовать совершенствованию профессиональной компетенции учителей географии в вопросах организации проектной деятельности как способа формирования личностных качеств, метапредметных и предметных знаний учащихся.
Задачи:
– актуализировать и привести в систему знания педагогов по организации проектной деятельности с учащимися по географии;
– смоделировать с участниками семинара-практикума последовательность действий, алгоритм работы над проектом;
– обсудить методические подходы, приёмы и формы работы с учащимися, выделить из них наиболее эффективные для самореализации, личностного роста, формирования метапредметных и предметных компетенций учащихся
Оборудование: учебные пособия по географии для 9-го класса; раздаточный материал для работы в группах; логотипы предприятий и производственных объединений Республики Беларусь(по теме проекта).
Эпиграф: «Значительное влияние на поведение и деятельность оказывает то знание, которое самостоятельно усвоено человеком и связано с открытием, сделанным им самим», – Карл Роджерс, американский психолог.
Ход семинара-практикума
І Организационно-мотивационный этап
Ведущий приветствует всех присутствующих, акцентирует их внимание на эпиграфе, предлагает обсудить его.
Ведущий. Современное общество стоит перед необходимостью обновления содержания и качества образования. Образовательный стандарт общего среднего образования Республики Беларусь ориентирован на развитие личности учащегося. Это подразумевает не только освоение учебной программы по предмету, но и формирование универсальных действии, т.е. межпредметных умений.
Особое значение для развития межпредметных компетенций учащихся приобретет проектная деятельность, выступая в роли универсального инструмента для развития творческих способностей учащихся, умения свободно ориентироваться в информационном пространстве, развития критического мышления, которые лежат в основе метода проектов. В этой связи заявленная тема сегодняшнего семинара-практикума становится особенно актуальной.
После оглашения темы семинара ведущий предлагает обсудить и сформулировать цель и задачи мероприятия.
ІІ Информационно-деятельностный этап
Ведущий. Открывая наше мероприятие, хотелось бы обратить внимание присутствующих, что на всём его протяжении будет преобладать групповая форма работы.
В начале нашей совместной работы целесообразно напомнить, что школьный проект – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.
Основные этапы работы над проектом
Организационно-подготовительный |
– определение темы, цели и задач |
Поисковый |
– сбор, анализ и систематизация информации |
Обобщающий |
– оформление пакета документов по проекту и информационных стендов, схем, диаграмм |
Часто алгоритм работы над проектом представляют в виде шести «П»:
1) Проблема
2) Проектирование (планирование)
3) Поиск информации
4) Продукт
5) Презентация проектного Продукта
6) Портфолио
Следует отметить, что на этапе оформления проекта собранные и разработанные материалы необходимо структурировать. Обычно в проектах выделяют следующие разделы:
– титульный лист;
– оглавление/ содержание;
– краткая аннотация/ введение;
– основная часть (ход работы);
– заключение (итог, вывод);
– библиография.
Наконец, одним из важных этапов успешного проекта является его презентация, то есть представление и защита. Для этого существует множество форм, например:
– макет географического объекта;
– карта-путеводитель;
– экскурсия;
– презентация;
– наглядное пособие;
– статья, газета, журнал;
– видеофильм и т.д.
В рамках работы нашего семинара-практикума мы попытаемся смоделировать процесс создания учебного проекта по географии. Тема проекта, над созданием которого мы будем работать, звучит следующим образом: «Дом, в котором будем жить, или Сделано в Беларуси».
Ведущий предлагает участникам определить цель и сформулировать задачи учебного проекта
Цель проекта: разработать модель строительства жилого дома с использованием материалов, произведённых в Республике Беларусь, на каждом этапе его возведения и благоустройства.
Задачи:
– проанализировать производство строительных, отделочных материалов и иных промышленных товаров Республики Беларусь;
– отобрать предприятия и производственные объединения республики, на которых могут осуществляться закупки материалов;
– аргументировать выбор предприятий и их продукции.
Ведущий. Работу над проектом организуем в группах. Каждая группа будет работать по определённому вопросу, который соответствует отдельному разделу проекта. Результаты работы каждая группа представит к защите. Для того чтобы по окончании работы проект имел завершённую форму, ещё до проведения семинара был оформлен титульный лист проекта, содержание/оглавление, разработана вводная часть проекта (Приложение 1), в ходе совместной работы сформулирована цель и определены задачи проекта. Таким образом, конечным итогом семинара-практикума станет разработанный совместно готовый учебный проект.
Раздел 1 (первая группа) – закладка фундамента, возведение стен, кровля, столярное оборудование. Результаты работы группа представляет к защите в соответствии с Приложением 2.
Раздел 2 (вторая группа) – коммуникации, отопление, внутренняя отделка. Результаты работы оформить к защите в соответствии с Приложением 3.
Раздел 3 (третья группа) – оснащение мебелью и бытовой техникой, декорирование помещений (Приложение 4).
Заключение (четвёртая группа) – рецензирование проекта, выводы (Приложение 5).
Для работы группам выделяется 25–30 минут. После этого каждая группа представляет свой раздел к защите. В ходе защиты используются логотипы предприятий (Приложение 6).
Ведущий. Образовательная и обучающая ценность проекта заключается в том, что посредством его выполнения удаётся решить следующие задачи:
– закрепить, расширить и углубить знания учащихся по теме: «География хозяйства Беларуси»;
– продолжить развивать умения работать с источниками географической информации, применять географические знаний для решения практических задач;
– формировать положительный имидж Республики Беларусь, воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою страну.
ІІІ Подведение итогов. Рефлексия
Ведущий. В конце нашего семинара-практикума мне хотелось бы вернуться к его теме, которая звучит следующим образом: «Организация проектной деятельности как способ формирования личностных, метапредметных и предметных компетенций учащихся, или Как помочь самореализации ученика». Чтобы подвести итоги работы, обсудим вопрос: «Какие личностные, предметные и метапредметные компетенции учащегося развиваются в ходе разработки проектов?»
Предлагаю рабочим группам заполнить таблицу, в которой основные характеристики метода проектов будут преломляться сквозь призму сегодняшней темы, то есть с точки зрения формирования и развития личностных, метапредметных и предметных компетенций учащихся.
Для заполнения группам предлагается таблица-пустографка, время обсуждения – до 10 минут. После этого – подведение итогов работы групп.
Критерии, характеризующие проектную деятельность |
Предполагаемые ответы |
I группа |
|
Цели организации проектной деятельности с учащимися |
– получение учащимися углубленных знаний по отдельным темам; |
Роль учителя |
демократичный руководитель, консультант, помощник |
Роль учащегося |
активный участник процесса проектирования, автор и исполнитель проекта |
II группа |
|
Предметные компетенции, которые формируются у учащихся в процессе проектной деятельности |
– овладение знаниями о современной географической картине мира на основе усвоения системы научных географических знаний (знать и понимать основные географические понятия, связи и закономерности); |
III группа |
|
Личностные компетенции учащегося, формирующиеся в ходе проектной деятельности |
– формирование готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; |
IV группа |
|
Метапредметные компетенции, формирующиеся у учащегося в ходе проектной деятельности |
– умение устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы; |
Ведущий. Подводя итоги семинара-практикума, следует подчеркнуть, что проектная деятельность действительно имеет огромный потенциал для повышения предметной компетенции учащихся, их личностного роста и развития.