Вероника КРЕЧИК,
учитель немецкого языка
ГУО «Большешиловичская базовая школа Слонимского района»,
Гродненская область
Цели:
– воспитание чувства любви, нежности, уважения, чуткости к женщине к матери;
– сплочение коллектива учащихся;
– развитие креативных способностей детей;
– формирование уважительного отношения к семейным ценностям;
– формирование нравственных ориентиров.
Задачи:
– воспитывать внимательность, заботливость, уважительное отношение к матери;
– показать на примерах семейного воспитания роль матери в жизни человека;
– развивать творческие способности детей;
– формировать доброе отношение к жизни, желание творить добро;
Подготовительный этап:
Оформление класса шарами, цветными открытками, высказываниями о маме, пословицами.
Ребятам предлагается дома нарисовать портреты своих мам, не подписываясь, чтобы мамы и все присутствующие смогли отгадать, кто же изображён на портрете; принести фотографии, где они еще маленькие вместе со своими мамами; вспомнить интересную историю из детства и придумать добрые стихи о маме и о себе.
Эпиграф мероприятия:
Никто не знает всё, как мать,
Никто, как мать, не понимает,
Никто не может так ласкать,
Никто, как мать, не сострадает.
Никто, как мать, не может дать,
Никто, как мать, прощать не может.
И так любить и ожидать
Никто, как мать, не может.
Оборудование: ноутбук, аудио- и видеозаписи песен о маме, раздаточный материал.
Оформление: изображение солнца на доске и прикреплённые к нему «лучики» с пословицами о маме: «При солнышке тепло, при матери добро», «Нет милее дружка, чем родная матушка», «Мать кормит детей, как земля людей». «Птица рада весне, как младенец матери».
Ход занятия
Учитель предлагает учащимся посмотреть видеоклип (https://www.youtube.com/watch?v=Bh-_X18lV4o) и обозначить тему классного часа. Далее учитель предлагает обратить внимание на доску, где размещены высказывания известных людей о маме. Учитель зачитывает высказывания, а дети читают наизусть стихи о маме.
Учитель. «Любовь к Родине начинается с любви к матери. А человек начинается с его отношения к матери. И все лучшее, что в человеке, достается от матери» (Ю.Яковлев).
Ученик 1.
Мама и Родина очень похожи:
Мама – красивая, Родина – тоже!
Вы присмотритесь: у мамы глаза
Цвета такого же, как небеса.
Мамины волосы, словно пшеница,
Что на бескрайних полях колосится.
Мамины руки теплы и нежны,
Напоминают луч солнца они.
Если поет мама песню, то ей
Вторит веселый и звонкий ручей…
Так и должно быть: что дорого нам,
Напоминает всегда наших мам.
(Ю.Яковлев)
Учитель. «Во всю мою жизнь, сколько я себя помню, я жил, учился, работал, мечтал всегда с думой о счастье матери!.. Всегда она была на первом плане: при всяком успехе, при всяком счастливом обороте дел я думал только о том, как это обрадует маменьку» (Н.Добролюбов).
Мы будем вечно прославлять
Ту женщину, чье имя – Мать.
(М.Джалиль)
Затем учащиеся составляют ассоциограмму о маме: «Что такое мама в моей жизни?» (Учащиеся делают это на доске).
Ученик 2.
На свете добрых слов немало,
Но всех добрее и важней одно:
Из двух слогов простое слово: «мама»
И нету слов дороже, чем оно.
Учитель. Совсем скоро мы будем отмечать замечательный праздник – День матери. Из поколения в поколение для каждого человека мама – самый главный человек в жизни. Слова «мама», «мать» – одни из самых древних на земле. «Мама» – это первое слово, которое произносит ребёнок, начиная говорить. «Мама» – шепчем мы в минуты горя и отчаяния. «Мама!» – выкрикиваем мы в моменты триумфа, спеша с ней разделить эти радостные мгновения.
Ученик 3.
Я подарок разноцветный
Подарить решила маме.
Я старалась, рисовала
Четырьмя карандашами.
Но сначала я на красный
Слишком сильно нажимала,
А потом, за красным сразу
Фиолетовый сломала,
А потом сломался синий,
И оранжевый сломала…
Все равно портрет красивый,
Потому что это – мама!
Учитель. Все люди уважают и любят матерей. Словом «мать» называют и свою Родину, чтобы подчеркнуть, что она по-матерински относится к своим детям. Матерей всегда отличали щедрость души, преданность, самопожертвование, любовь и великое терпение.
Мама – это человек, перед которым мы всегда в долгу, ведь именно она подарила нам самое прекрасное – жизнь. Мама – это человек, который не может предать, изменить. Мама – это человек, который всегда думает в первую очередь о своих детях, а потом о себе.
Ученик 4.
Я поправлю твои волосы,
Поцелую много раз,
В мире нет роднее голоса,
В мире нет теплее глаз…
В мире нет молитв сильнее,
Что ты шлёшь за мною вслед,
В мире нет тебя добрее
И роднее тоже нет…
Я поправлю твои волосы,
Поцелую много раз,
Нет роднее мамы голоса,
Нет теплее мамы глаз!
Учитель. У мамы самые добрые и ласковые руки, они всё умеют: они нас пеленали, когда мы были маленькими, качали, купали. Как вкусно они готовят, как красиво завязывают банты, шьют, стирают, убирают. Всё-всё делают нежные материнские руки. У мамы самое доброе и ласковое сердце, самое верное и чуткое, в нём никогда не гаснет любовь, оно ни к чему не остаётся равнодушным. И сколько бы ни было тебе лет, тебе всегда нужна мама, её ласка, её взгляд. И чем больше твоя любовь к матери, тем радостнее и светлее жизнь.
Ученик 5.
Руки мамочки моей –
Пара белых лебедей:
Так нежны и так красивы,
Столько в них любви и силы!
Целый день они летают,
Будто устали не знают.
В доме наведут уют,
Платье новое сошьют,
Приласкают, обогреют –
Руки мамы все умеют!
Учитель. Любовь и нежность к своим матерям должны сохранить и вы, мои дорогие пятиклассники! Этот закон остаётся непреложным многие столетия у всех народов. О нём говорится и во многих пословицах.
А вы можете их назвать? (Учащиеся называют известные им пословицы).
Тогда поиграем в игру «Продолжи пословицу»:
1) Нет лучше дружка ………(чем родная матушка)
2) При солнышке тепло ………(при матери – добро)
3) Материнская ласка………..(конца не знает)
4) Птица рада весне, …………(а младенец – матери)
5) Какова матушка, …………..(таковы и детушки)
6) Как вырастешь с мать, … (всё будешь знать)
Учитель. Ребята, вы все счастливые и богатые, потому что у вас есть самое дорогое, что нельзя купить ни за какие деньги – любовь мамы! Скажите, пожалуйста, по очереди как зовут ваших мам и назовите, кто знает, что обозначают их имена, или, может быть, вам известно, кто и почему их так назвал? (Дети рассказывают об именах своих матерей).
Конкурс “Имя мамы”
(Заранее крупными буквами написать на доске несколько женских имен).
Задание: по первым буквам имени мамы перечислить качества ее характера. Например, красивая, авантюрная, таинственная, ясноокая – Катя; (Можно дать задание наоборот: подобрать по характеристикам имя).
Ученик 7. Читает стихотворение «Выбирал мальчишка розу осторожно…» (На сцене стоит ваза с розами)
Выбирал мальчишка розу осторожно,
Так, чтоб остальные не помять,
Продавщица глянула тревожно:
Помогать ему, не помогать?
Тоненькими пальцами в чернилах,
Натыкаясь с болью на шипы,
Выбрал ту, которая раскрыла
Поутру сегодня лепестки.
Выгребая мелочь из карманов,
На вопрос – кому он покупал?
Засмущался как-то очень странно:
“Маме…”, – еле слышно прошептал.
– День рожденья, ей сегодня тридцать…
Мы с ней очень близкие друзья.
Только вот лежит она в больнице,
Скоро будет братик у меня.
Долго мы стояли с продавщицей,
Мне – за сорок, ей – за пятьдесят.
Женщинами стоило родиться,
Чтобы вот таких растить ребят!
Но, к сожалению, о маме поют не только весёлые и светлые песни, но и грустные, так как материнское сердце очень чувствительное, поэтому постарайтесь, ребята, мам своих не обижать.
Идет просмотр видеоклипа Димы Билана и Данилы Плужникова «Мама» (https://www.youtube.com/watch?v=gwz0vMwTzrE).
Ученик 8.
Не обижайте матерей,
На матерей не обижайтесь.
Перед разлукой у дверей
Нежнее с ними попрощайтесь.
И уходить за поворот
Вы не спешите, не спешите,
И ей, стоящей у ворот,
Как можно дольше помашите.
В тиши ночей, в тиши тревожной.
Для них мы вечно малыши,
И с этим спорить невозможно.
Так будьте чуточку добрей,
Опекой их не раздражайтесь,
Не обижайте матерей.
На матерей не обижайтесь.
Они страдают от разлук,
И нам в дороге беспредельной
Без материнских добрых рук –
Как малышам без колыбельной.
Пишите письма им скорей
И слов высоких не стесняйтесь,
Не обижайте матерей,
На матерей не обижайтесь.
Учитель. А вы, ребята, знаете какие-нибудь песни или стихотворения о маме? Неважно, на каком языке: русском, немецком, белорусском. Продекламируйте хотя бы пару строк. (Дети поют песни, рассказывают стихи).
О силе материнской любви написано немало. Послушайте, пожалуйста, стихотворение «Храбрая мама».
Ученик 9.
Из гнезда при сильном ветре
Птенчик выпал как-то раз
И увидел в полуметре
Желтый блеск кошачьих глаз.
Птенчик дрогнул, заметался,
Гибель так недалека.
Кот сурово изгибался,
Примеряясь для прыжка.
Вдруг спасительница мама,
Что-то пискнув на лету,
Опустилась вниз и прямо
Смело ринулась к коту.
Грозно перья распушила
И в один присест потом
Показалось то иль было?
Злого вора проглотила
Вместе с шерстью и хвостом.
Впрочем, как тут усомниться?!
Даже тигров побеждать,
Я уверен, может птица,
Если эта птица – мать!
Учитель. Ребята, у нас с вами сегодня получился очень светлый, тёплый и душевный разговор, так как мы говорили о самом важном, что только может быть у человека. Не стесняйтесь говорить маме, как вы сильно её любите, не забывайте её благодарить за чистую одежду, уютный дом, вкусный обед. Я очень надеюсь, что сегодня вы непременно это сделаете.
Ученик 10.
Как я тебя люблю – не передать!
Ты лучше всех, скажу об этом прямо!
Хочу тебе всем сердцем пожелать
Любви, удачи и здоровья, мама!
Учитель. Я надеюсь, что вы сегодня кое-что переосмыслили, поняли для себя что-то важное и узнали новое, например, значение имён ваших мам или новые пословицы о маме. А наше сегодняшнее занятие мы заканчиваем замечательной песней о маме (на выбор учителя), и очень надеюсь, что и вы будете подпевать.