Специфическая иммунная защита внутренней среды организма. Урок биологии в 11-м классе

- 9:26II И III СТУПЕНИ, БИОЛОГИЯ, Биология. Сценарии, Методичка

План-конспект урока построен по технологии проблемного обучения с использованием информационно-коммуникативных технологий (bubbl.us, Google-презентация).

Валентина БОГДАНОВИЧ,
учитель биологии, учитель-методист
ГУО «Гимназия № 1 г. Дятлово»,
Гродненская область

 

 

План-конспект урока построен по технологии проблемного обучения с использованием информационно-коммуникативных технологий (bubbl.us, Google-презентация). При разработке урока использованы следующие элементы: диагностическая постановка цели учителем и формулировка цели языком учащихся; критерии достижения цели – это инструментарий для учащихся и педагога, который позволяет проверить уровень достижения цели, уточняет цель, сформированную языком учащихся. Для самоконтроля каждого задания учащимся также предложены критерии.

Проблемный вопрос задаётся в начале урока и мотивирует учащихся на работу. Проблемный вопрос активирует формирование навыка здорового образа жизни и соответствует теме и цели урока. Важно, чтобы учащиеся вначале урока могли дать только частичный ответ на поставленный вопрос. Отсюда будут вытекать цели для совместного целеполагания на каждом этапе урока. Ответ на него должен быть найден и сформулирован учащимися на операционно-познавательном этапе урока. Проблемный вопрос компетентностно-ориентированный, показывает связь получаемых учащимися знаний с жизнью.

Обратная связь происходит при помощи смысловой модели сервиса bubbl.us и приёма «Светофор». Самоконтроль учащихся, благодаря инструментарию, позволяет индивидуально каждому учащемуся выйти на этап рефлексии.

 

Цель

Предполагается, что к концу урока учащиеся:

– будут знать функции и названия иммуннокомпетентных клеток;
– давать своими словами определения понятий: клеточный и гуморальный иммунитет, аллергия и аллерген;
– объяснять механизмы развития иммунного ответа;
– уметь использовать знания для решеия проблем и принятиия решений в повседневноой жизни.

Задачи личностного развития учащихся:

– сформировать коммуникативные навыки через организацию работы в парах и группах;
– сформировать навык культуры здорового образа жизни, ответственного отношения к собственному здоровью через решение проблемного вопроса;
– сформировать компетенцию «умение учиться» через самооценку и самоконтроль.

 

Ход урока

1 Организационный этап. Приветствие  

2 Мотивационно-ориентировочный этап

Постановка цели урока языком учащихся через проблемный вопрос.

Проблемный вопрос: «Противовирусные препараты и алкоголь: совместимы?»

Учащимся даётся время на обсуждение в парах (1 мин). Высказывают мнение. Учитель предлагает учащимся сформулировать цель урока и записывает её на доске. К этой формулировке необходимо вернуться в конце урока.

Цель урока языком учащихся: К концу урока я буду знать что такое иммунный ответ и как алкоголь влияет на механизм иммунитета.

Критерии достижения цели предлагает учитель на основе программного материала:

– назвать виды иммуннокомпетентных клеток и объяснить их функции;
– дать своими словами определение понятий: клеточный и гуморальный иммунитет, аллергия и аллерген;.
– составить схему и объяснить механизм развития иммунного ответа.
– использование знаний в практической деятельности.

 

3 Операционно-познавательный этап. Изучение новой темы  

3.1 Работа с учебником в парах

Совместное заполнение таблицы и обсуждение смысловой схемы: «Влияние алкоголя на иммунные клетки».

Критерии для выполнения задания:

– заполнены все 6 ячеек;
– наличие орфографических ошибок в терминах;
– выход на смысловую модель.

 

Иммунные клетки

Клетки

Функции

1

В-клетки

 

2

Т-клетки

 

3

Антитела

 

4

Антигены

 

5

Гуморальный иммунитет

 

6

Клеточный иммунитет

 

 

Эвристическая беседа (обратная связь). Используем методику «Светофор».

Зелёные карточки в руках у учащихся – понятна функция клетки.

Красные карточки – требуется объяснение учителя.

Жёлтые карточки – вопрос вызвал сомнение.

Скриншот смысловой модели «Влияние алкоголя на организм»

 

3.2 Работа групп по заполнению общей Google-презентации

1-я группа. Заполняет два слайда по теме «Механизм действия противовирусных препаратов».

2-я группа. Заполняет два слайда по теме «Влияние алкоголя на В-клетки».

3-я группа. Заполняет два слайда по теме «Влияние алкоголя на В-клетки».

Далее учащиеся возвращаются к проблеме урока и находят совместное решение проблемы: «Алкоголь и противовирусные препараты несовместимы: разрушаются антитела».

 

4 Контрольно-коррекционный этап

– выходной тест, самопроверка;
– информация о домашнем задании.

 

5 Рефлексия

Заполняем «КОпиЛКу ЗДОРОВЬЯ» на основе плаката.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий