День Конституции моей страны. Занятие по образовательной области «Ребенок и общество» для детей старшей группы (5–6 лет)

- 12:03ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, Дошкольное образование. Сценарии, Методичка

В материале представлен конспект занятия по образовательной области «Ребенок и общество» к Дню Конституции Республики Беларусь для детей старшей группы (5–6 лет).

 

Елена РАКЕВИЧ,
воспитатель дошкольного образования
ГУО «Детский сад № 7 г. Слонима»,
Гродненская область

 

Программные задачи:

– формировать знания детей о государственном празднике – Дне Конституции Республики Беларусь, об истории создания конституции;
– знакомить детей с правами и обязанностями, прописанными в конституции;
– продолжать знакомить с государственной символикой (флаг, гимн, герб);
– продолжать формировать умение детей соблюдать правила поведения при исполнении Государственного гимна Республики Беларусь;
– развивать познавательный интерес, творческие и конструктивные способности; речь, память, логическое мышление, внимание;
– воспитывать чувство уважения к Конституции Республики Беларусь; любви к своей Родине, воспитывать морально-нравственные качества и доброжелательное отношение к окружающим взрослым и к сверстникам.

Материал и оборудование: сундучок, мольберт, иллюстрации с изображением прав людей (право на имя, право на жилье, право на образование, право на медицинское обслуживание, право на отдых, право на семью), свидетельство о рождении, презентации «Преобразование жилища», «Конституция Республики Беларусь. Права и обязанности граждан», карта Беларуси, конверт с разрезными частями карты, кубик Блума для составления рассказа о гербе и флаге, аудиозапись гимна Республики Беларусь, мяч, шапочки зайца и лисы для инсценировки, костюм доктора Айболита, музыка для релаксации, видеофизкультминутка, блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, бейджи с эмблемами, схема построения домов, микрофон, кроссенс.

Ход занятия

Воспитатель. Надеюсь, настроение у вас стало хорошее? (Ответы детей).

А давайте мы его улучшим!
Собрались все дети в круг.
Я твой друг, и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!

Ребята, а в какой же стране мы живем? (Ответы детей)

Что для нас с вами Беларусь? (Ответы детей)

Конечно же, для нас с вами Беларусь – это Родина.

Находят на столе конверт.

Посмотрим, что там внутри?

Воспитатель открывает конверт, оттуда выпадают разрезные картинки

Ребята, это части карты нашей республики. Я предлагаю вам собрать ее.

Игра «Собери карту Беларуси»

Воспитатель предлагает сложить карту.

Посмотрите внимательно на карту нашей республики. Давайте с вами постараемся вспомнить города Беларуси.

Игра «Я знаю город…»

Дети передают друг другу микрофон и называют города.

В каком городе мы с вами живем? (Ответы детей) Молодцы.

У нашего народа много праздников и памятных дат. Одной такой датой является 15 марта. Особой дата стала в 1994 году, когда была принята конституция нашей страны – Конституция Республики Беларусь. Это уже пятая конституция в истории нашего государства, и первая конституция как независимого государства. А отличается она от всех предыдущих тем, что была принята всенародным голосованием (референдумом). Присядьте, пожалуйста, на стульчики.

Сейчас я расскажу вам одну историю. В Солнечной стране жили добрые маленькие человечки. И была в этой стране большая книга – Книга Законов, которая учила людей, как нужно правильно жить, как разрешать споры, поступать по справедливости. Все было хорошо, но злой волшебнице не нравилось, что маленькие человечки живут хорошо, спокойно и мирно. Она украла Книгу Законов, и жизнь в маленькой страна превратилась в сплошное беззаконие. В стране стало происходить что-то страшное: совершались преступления, человечки дрались между собой, воровали… Не захотели человечки жить в стране, где постоянно творится зло. И придумали они новую книгу, в которой прописали права и обязанности, которые надо соблюдать, чтобы был порядок в стране, и назвали эту книгу Конституцией. В нашей стране тоже есть такая книга – Конституция РБ. В ней есть список самых главных правил, которые установили для себя граждане РБ. Сначала конституцию придумали ученые, потом граждане государства прочли ее и обсудили друг с другом, в газетах по телевидению. Каждый гражданин имел возможность прийти в специальное место и заявить, согласен он с такой Конституцией или нет. Оказалось, что большинство согласны. Так была принята наша Конституция РБ. И теперь 15 марта мы отмечаем праздник День Конституции Республики Беларусь. В этот день каждый гражданин нашей страны испытывает особую гордость за свою страну. А знаете, с чего начинается наша Конституция? (Ответы детей)

На экране – изображение Конституции РБ.

На первой странице изображены портрет президента, государственные символы: герб и флаг.

На экране – изображение портрета президента, флага и герба.

Посмотрите внимательно на наш флаг и герб и расскажите, пожалуйста, о них.

Игра «Расскажи о флаге и гербе» (с кубиком Блума)

Дети бросают кубик, рассказывают о флаге и гербе страны.

На следующей – гимн нашей страны. Может кто-то из вас знает, что такое гимн? (Ответы детей)

Верно, гимн звучит на всех главных событиях и мероприятиях страны. А вы знаете, как нужно слушать гимн? (Ответы детей)

Встанем ребята.

Звучит Государственный гимн Республики Беларуси. После прослушивания дети присаживаются на стульчики.

Отдавая почести этим символам, мы тем самым проявляем любовь и уважение к своей Родине, гордость за принадлежность к гражданам Беларуси.

Конституция Республики Беларусь – это самый главный закон страны, и его обязаны соблюдать все и президент, и взрослые, и дети. Ребята, сегодня мы поговорим о некоторых законах конституции – о наших правах. Мы должны очень постараться, чтобы хорошо запомнить их и правильно пользоваться своими правами и соблюдать права других людей.

Ребята, у меня на столе волшебный сундучок. Давайте посмотрим, что же в нем находится. (Воспитатель достает картинку)

Как вы считаете, о каком праве она говорит? (Ответы детей)

Верно, право на семью. Скажите, пожалуйста, что такое семья? (Ответы детей).

У каждого на свете
Должны быть мама с папой,
Семья – большое счастье,
Подарок самый-самый!

Семья самое дорогое, что есть у человека. В каждой семье все должны любить и уважать друг друга, взрослые заботятся о маленьких, дети помогают своим родителям. В семье у каждого есть свои обязанности.

Игровое упражнение «Что мы делаем, не скажем, а что делаем, покажем»

Один ребёнок показывает, какие обязанности выполняет он в семье, а другие – угадывают.

Молодцы. А ещё ваша обязанность – уважать взрослых людей, которые заботятся о вас. Присядьте на места.

Воспитатель открывает сундук и достает оттуда свидетельство о рождении.

Что это такое, как вы думаете? (Ответы детей)

Что это за документ? (Предположения детей)

Это первый документ каждого человека, который выдается после рождения. У каждого из вас есть такой документ.

Как вы считаете, о каком праве он говорит? (О праве на имя, фамилию, отчество)

Зачем нам нужно имя? (Чтобы нас не перепутали, различали)

Тогда скажите, какая обязанность есть у всех, связанная с этим правом? (Называть друг друга по имени)

Запомните, ребята, у нас есть не только право на имя, но и обязанность – обращаться друг к другу по имени, не обижать себя и других обидными прозвищами. Я предлагаю вам сыграть в игру.

Игра «Меня зовут…»

Воспитатель. Я буду каждому из вас бросать мяч, а вы должны представиться, назвав свою фамилию, имя, отчество. (Ребенок, который поймал мяч, называет Ф.И.О.)

Молодцы, я вижу у каждого из вас не нарушено право на имя. Присядьте на места. (Дети садятся)

Ребята, сейчас я достану из волшебного сундучка следующую картинку. О каком праве она говорит (Право на жилище)

Неожиданно вбегают дети, переодетые в зайца и лису.

Заяц. Помогите! Помогите же кто-нибудь. Ребята, со мной беда приключилась. Попросилась ко мне лиса в лубяную избушку, да меня и выгнала (плачет).

Лиса. А что, я виновата, что ли? Мой дом растаял. Ведь он был ледяной, где теперь мне жить? Выгнала? Да, выгнала, ну и что, подумаешь какой? Другой дом себе найдешь.

Заяц. Но ведь это мой дом, моя собственность (плачет). Не имеешь права меня выгонять.

Лиса. Я в лесу хозяйка. На все имею право.

Воспитатель. Подожди, лиса, успокойся. Ты не имеешь права выгонять зайца из его собственного дома. Ты знаешь, каждый имеет право на неприкосновенность жилища. Теперь ты поняла, что ты неправа?

Лиса. Ну, хорошо, я больше не буду, пойдем, заинька, поиграем.

Воспитатель. У человека дом был не всегда. В самые древние времена люди жили в пещерах. (Фото). Потом человек научился строить себе жилище из веток, глины, камня и дерева. Я предлагаю построить дома для наших героев, но есть одно условие: одна команда строит дом по схеме, вторая – по воображению. Посмотрите на эмблемы и разбейтесь на команды, найдите задание для своей команды и постройте дома.

Дети разбиваются на команды, изучают схему и строят дома. Одна команда строит из блоков Дьенеша и палочек Кюизенера, вторая – из конструктора.

Молодцы, ребята, отлично справились. Для кого вы построили дом? Так какое право есть у наших героев? Расскажите, какие у них обязанности? (Ответы детей).

Присядьте на стульчики. Давайте посмотрим следующую картинку из волшебного сундучка (воспитатель показывает фотографию, где дети и взрослые отдыхают). Как вы думаете, о каком праве она говорит? (Право на отдых)

Как можно отдохнуть детям? (Играть в игры, смотреть телевизор, купаться, гулять, спать).

Релаксационное упражнение «Летний денечек»

Дети ложатся на спину, расслабляют все мышцы, и закрывают глаза.

Воспитатель. Вы славно потрудились. Представьте, что вы на природе. Вы лежите на мягкой, душистой траве, в небе плывут красивые облака. Вам хорошо, спокойно, вы отдыхаете. Облака улыбаются вам, а вы им. Откройте глаза и улыбнитесь друг другу. (Релаксация проходит под спокойную музыку)

Ребята, в волшебном сундучке еще что-то лежит. Давайте посмотрим. (Воспитатель достает очередную картинку, где дети сидят за партами в школе)

О каком праве она говорит? (Ответы детей)

Право на образование, верно. Сыграем в игру?

Словесная игра «Как себя вести в школе»

Воспитатель называет правила, не договаривая последнее слово, дети внимательно слушают, поднимают руку и продолжают предложение.

1 Парта – это не кровать, и на ней нельзя … (лежать).
2 Ответить хочешь – не кричи, а только руку… (подними).
3 Учитель спросит – надо встать, когда он сесть позволит,… (сядь).
4 На уроке будь внимательным, будь старательным, будь спокойным и…(внимательным).

5 Все пиши, не отставай, слушай, (не перебивай).
6 Говорите четко, внятно, чтобы было все …(понятно).

Воспитатель. Молодцы, отлично знаете школьные правила. Что вы будете делать в школе? (Ответы детей). Значит, на что вы имеете право? (Ответы детей: на учёбу, на образование)

Ребята, следующая картинка из волшебного сундучка говорит о следующем праве. (Показ изображения, где ребенок на приеме у врача)

Как вы считаете, о каком праве пойдет речь? (Ответы детей: о праве на медицинский уход.)

Воспитатель переодевается в доктора Айболита. Стук в дверь.

Айболит. Я добрый доктор Айболит, я лечу всех взрослых и детей. Я прибегу к вам на помощь сразу же, как вы меня позовете. Но было бы лучше, если бы вам никогда не приходилось меня вызывать. А что же вы должны делать, чтобы не болеть? (Ответы детей).

Давайте с вами немного позанимаемся физкультурой.

Веселая гимнастика под видеофизкультминутку (можно использовать например, видео «Чудариков» https://www.youtube.com/watch?v=ZnZSAx0lFHg, либо другое, на усмотрение педагога)

Айболит. Молодцы, ребята, помните, что вы всегда можете рассчитывать на помощь врача. Это ваше право – право на медицинский уход.

Как вы думаете, ребята, какая обязанность связанна с этим правом? (Ответы детей: бережно относиться к своему здоровью)

Что это значит, сейчас узнаем.

Игра «Что делать, чтобы быть здоровым»

Дети стоят в кругу. Айболит бросает мяч каждому ребенку, тот в свою очередь называет правило здорового образа жизни. Айболит хвалит детей, прощается и уходит.

Воспитатель. Мы сегодня много узнали о наших правах и никому не позволим их нарушать, и сами не будем нарушать права других людей. Наша задача – хорошо запомнить их и правильно пользоваться ими. А сейчас посмотрим, как вы запомнили права. А вам я предлагаю сыграть в игру, но не обычную, а интерактивную. Готовы?

Воспитатель называет вопрос (сказочную ситуацию, в которой нарушено какое-либо право), дети по очереди (или кто знает) выбирают правильный ответ.

Интерактивная игра «Правонарушители»

1 Кто нарушил право на свободу и держал Кая в холодном плену? (Снежная королева)
2 Кто пользовался правом на свободное передвижение? (Лягушка-путешественница, старик Хоттабыч, Элли из Изумрудного города)
3 Кто пользуется правом свободного передвижения на нетрадиционном летательном аппарате? (Баба Яга).

4 В какой сказке и кто нарушил право зайчика на неприкосновенность жилища? (Лиса в сказке «Лиса и заяц»).
5 Кто пользовался правом вести подсобное хозяйство и вырастил гигантский урожай? (Дед из сказки «Репка»)
6 Кто пользовался правом на медицинское обслуживание, помощь? (Звери из сказки «Доктор Айболит»)
7 В какой сказке и кто нарушил право на свободу, свободный труд за вознаграждение и держал героев в рабстве? (Карабас-Барабас, мачеха из сказки «Золушка»)

Молодцы, отлично справились с заданием. Скажите, пожалуйста, о чем вы сегодня узнали? (Ответы детей: о конституции). А что это такое, нам поможет рассказать эта схема. Перед вами кроссенс «Конституция». Составьте рассказ, связывая изображения.

Дети рассматривают кроссенс и, связывая между собой картинки и используя полученный на занятии материал, составляют обобщающий рассказ.

Вам было интересно? Что было самым интересным? Было тяжело? (Ответы детей)

Наша Родина сможет процветать только тогда, когда у нас будет мир, дружба между народами, желание трудиться и защищать Родину, когда мы все, ее граждане, будем ее любить.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий