Проект как одна из технологий метапредметного подхода в обучении и воспитании младших школьников

- 9:02Стиль работы

Проектная деятельность позволяет расширить цели и задачи уроков, изменить их форму, реализовать метапредметный подход.

 

Ольга ПОДМАЗОВА,
учитель начальных классов,
классный руководитель 3 «А» класса
ГУО «Средняя школа № 1 г. Новогрудка»,
Гродненская область
olga_podmazova@mail.ru

 

Успех сегодня во многом зависит от способности человека организовать свою жизнь как проект: определить перспективы, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий, и, осуществив его, оценить, удалось ли всё задуманное, достигнуты ли поставленные цели. В современной школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся – проектной деятельности.

В своей практике метод проектов использую уже с 1-го класса, где работы детей носят ознакомительный характер и являются, преимущественно, коллективными. Это вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль учителя), активация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с учителем), формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности. Дети подключаются к работе в творческой форме (рисунки, поделки: индивидуальные, групповые, семейные проекты): «Здравствуй, школа!», «Здравствуй, Зимушка-зима!», «Весна в окно стучится», «И была война», «Я и люди вокруг», «Я и моя семья. Год спустя», «Парад звёзд или прощание с 1-м классом». На протяжении 2-го и 3-го классов были реализованы проекты «Волшебница Осень», «Паспорт дерева», «Вырастим фасоль», «Город Будущего», «Творим добро! Вместе!», «Зимние радости», «Дружба – великая сила!», творческий проект «Что такое счастье», проект «Роднаму гораду прысвячаецца!», а также проекты совместные с педагогом-психологом школы «Общение без границ», «Семья + школа = успех».

В 3–4-м классах при подготовке проектов наряду с коллективной формой работы использую групповые. Работа в парах, группах социализирует ребенка, учит целенаправленно выстраивать партнерские взаимоотношения между учащимися, вести диалог, развивает коммуникативные свойства личности, способствует росту познавательного интереса у учащихся и качества знаний, учит пошагово планировать свою деятельность; искать и преобразовывать информацию, делать выводы; договариваться с одноклассниками. Например, в 4-м классе, на уроках математики, были реализованы проекты «Цифры в жизни человека», «Цифры разных народов мира». Работа над ними велась по группам, которые собранную информацию презентовали, затем вся информация групп была обобщена и собрана в коллективные проекты.

На уроках по учебному предмету «Человек и мир» широко использую элементы проектно-исследовательской деятельности, подбираю задания, направленные на формирование опыта интеллектуальной и творческой деятельности, развитие познавательного интереса. Изучая условия, необходимые для роста и развития растений на уроках по предмету «Человек и мир», учащиеся 2-го класса очень увлеклись проведением опыта по проращиванию фасоли. Фасоль у нас не только проросла, но и дала плоды. Так возникла идея проекта «Чудо-огород на школьном подоконнике». К 8 Марта в классе на подоконнике мы вырастили огурцы, свежую зелень укропа и зелёного лука. Позже в нашем школьном огороде появились помидоры и болгарский перец.

Особое внимание уделяю и внеурочной деятельности. Как итоговые мероприятия проектов мною были разработаны и проведены такие внеклассные мероприятия, как «День именинника», выпускной в начальной школе «Прощай, начальная школа!», семейные праздники ко Дню матери, 8 Марта, День защитников Отечества, «Парад звёзд или прощание с первым классом» и многие другие.

Проведение внеклассных мероприятий по гражданско-патриотическому воспитанию в рамках того или иного проекта с использованием мультимедийных, видеопрезентаций, видеосюжетов позволяет ярко и образно представить информацию, сформировать у ребенка представления о своей Родине, о ее природе, традициях и обычаях своего народа, красоте и истории родного края. Одной из интересных форм работы может стать проведение с помощью мультимедийной презентации виртуальной экскурсии по родному краю, в процессе которой учащиеся виртуально посещают памятные места разных городов, а затем составляют карту путешествий.

При подготовке и проведении классных, информационных часов, внеклассных мероприятий, при работе над проектами, я пользуюсь интернет-сервисом «Google Класс». При подготовке проекта ребята получают задание, инструкцию к выполнению, могут также определяться сроки выполнения. Учащиеся выполняют задание, прикрепляют нужные файлы, задают вопросы, получают ответы, комментарии. Например, ребята класса получили задание: подготовить семейные мини-проекты на тему «Великая Отечественная война в истории моей семьи». По итогам проекта были созданы видеоролики, презентации, видеосюжеты.

Во 2-м классе был дан старт проекту «Мой любимый город», где нужно было подготовить фото- и видеорепортажи, презентации, видеосюжеты, рассказы о родном городе. Ребята присылали (приносили) подобранные материалы, которые были собраны в общую презентацию. В классе учащиеся выступали в роли репортёров, представляя свои репортажи.

При организации каникулярной занятости учащихся также можно пользоваться этим сервисом. Детям и их родителям предлагаю поучаствовать в совместном создании электронных и подготовленных традиционным способом проектов с последующим представлением учащимися своей работы в классе. Очень важно консультировать и направлять усилия учеников и их родителей, организовать конкурс по защите проектов с поощрением всех участников.

Опыт работы показывает, что проектная деятельность позволяет расширить цели и задачи уроков, изменить их форму, реализовать метапредметный подход, предполагающий, что ребенок не только овладевает системой знаний, но и освоит универсальные способы действий и с их помощью сможет сам добывать информацию о мире.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий