Использование на занятиях с дошкольниками различных техник детского дизайна намечает новые пути в развитии изобразительной деятельности, которые позволяют отойти от традиционных штампов работы, разнообразить изобразительную деятельность через внедрение новых методов и приемов. Это дает толчок развитию как творческого потенциала, так и личности ребенка в целом.
Вера КАБЗАРЬ,
заведующий
ГУО “Каменский детский сад Мозырского района”,
Гомельская область
Дети дошкольного возраста очень любознательны, детское мышление независимо и не зажато общепринятыми стереотипами. От того, насколько активно используются возможности и развиваются творческие способности в детстве, будет зависеть творческий потенциал ребенка.
В учебной программе дошкольного образования особое внимание уделяется развитию творческих способностей детей дошкольного возраста, воспитанию креативной личности. Однако строго фиксированные способы действия с вещами, в том числе стандартизированные способы изобразительного искусства, не позволяют в полной мере раскрыть весь творческий потенциал детей.
Одним из средств развития творческих способностей в дошкольном возрасте является детский дизайн. Понятие «дизайн» подразумевает познание окружающего мира и преображение его посредством художественной деятельности. Дизайн обладает большими возможностями для развития творческих способностей детей, их приобщения к процессу создания своими руками прекрасного и полезного, в связи с чем, имеет большую развивающую и воспитательную ценность.
При выполнении заданий на занятиях по изобразительному искусству мы столкнулись с тем, что дети не умеют экспериментировать с художественными техниками и материалами, лишь механически копируют образец воспитателя, слабо проявляя творческие способности. И пришли к выводу, что развивать творческие способности у детей старшего дошкольного возраста наиболее эффективно посредством детского дизайна.
Детский дизайн – новая художественно-продуктивная деятельность, которая трактуется как проектное мышление самого широкого диапазона. В дизайне имеет значение не только развитие замысла, но и планирование результата, что способствует развитию ребенка. Это особый вид художественной деятельности, объединяющий в себе различные виды творчества: рисование, лепка, аппликация, конструирование, художественный труд. Интеграция позволяет формировать интересы детей, их потребности, приобщать к основам культуры, искусства, к различным видам художественной деятельности, развивать творчески самостоятельную личность.
Продуктивные виды художественной детской деятельности, по мнению педагогов и психологов (Н.А.Ветлугиной, Т.Г.Казаковой, Г.И.Пантелеева) являются эффективным средством формирования творческой личности в дошкольном возрасте. Л.С.Выготский писал: «Именно творческая деятельность делает ребенка существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее».
Использование на занятиях различных техник детского дизайна намечает новые пути в развитии изобразительной деятельности, которые позволяют отойти от традиционных штампов работы, направленных на овладение детьми только лишь определенных навыков в рисовании, лепке, конструировании. Эти новые подходы позволяют разнообразить изобразительную деятельность через внедрение новых методов работы, которые дают толчок развитию как творческого потенциала, так и личности ребенка в целом.
Приобщаясь к дизайну, воспитанники обращают внимание на окружающие объекты среды, которые им нравятся или не нравятся, отмечают разнообразие их окраски, формы, величины, пропорций. Они могут собирать растения и камни, использовать бумагу, ткани и синтетические материалы, создавать из них аранжировки (букеты, гербарии, коллажи, гирлянды) и образные композиции для украшения своего быта.
С целью создания системы развивающих занятий для воспитанников старшего дошкольного возраста по обучению детскому дизайну была проведена работа по изучению и адаптации различных техник художественно-изобразительной деятельности к дошкольному возрасту (тестопластика, пластилинография, флористика, декупаж).
Результаты проделанной работы послужили основой разработки перспективного тематического планирования занятий детским дизайном для детей 5–6 лет. Были изготовлены авторские развивающие игры «Придумай узор», «Витражи», «Лоскутная мозаика», «Танграм из фетра».
Сравнивая работы воспитанников на протяжении нескольких лет занятий, можно увидеть, что уровень усвоения детьми материала, развитие их художественно-творческих способностей посредством обучения элементам дизайна значительно повысились. Зная свойства различных материалов, дети удачно сочетают их в работе. Свободно владея разными способами изображения, они могут выбирать те из них, которые в большей степени подходят для передачи выразительного образа, красивой композиции. Воспитанники получают удовлетворение от самого процесса творческого поиска, испытывают радость первопроходцев и не пугаются ошибок на пути к достижению цели. Важно, что детям нравится экспериментировать с художественным и бросовым материалом, они могут перестраивать свою деятельность в зависимости от получаемого результата.
Знакомство детей с новыми техниками дизайна проводятся постепенно. Вначале демонстрируется новая техника (с новым материалом), ребёнок мотивируется на освоение нового способа. Далее предлагается самостоятельное или совместное с педагогом экспериментирование с новым материалом, новым способом. В дальнейшем проводится апробирование и использование новых способов дизайна ребенком в самостоятельной или совместной со сверстниками, а затем и в свободной деятельности.
С детьми старшего дошкольного возраста используются следующие типы и виды детского дизайна.
Типы детского дизайна
Плоскостной (аппликативно-графический): аппликации из лоскутков, силуэты (узорные, вырезные, сюжетные), панно, фитокомпозиции и гербарии, рисунки, мозаика;
Объемный (предметно-декоративный): украшения для одежды, изделия из природных и искусственных материалов, бумажная пластика, игрушки-сувениры, убранство помещений;
Пространственный (архитектурно-художественный): декорации и реквизит для кукольных спектаклей, оформление музыкального зала к празднику, аранжировки кукольного и игрового интерьера.
Виды детского дизайна
Архитектурно-художественное моделирование: дети знакомятся с архитектурой разного времени, различными зданиями и постройками.
Дизайн интерьера: в настоящее время большое влияние на ребенка оказывает предметно-пространственная среда, поэтому особое внимание детей обращается на украшение интерьеров групповых комнат, помещений к праздничным утренникам детского сада.
Дизайн одежды и украшений: знакомство детей с костюмами разных народов мира, а они в свою очередь дают толчок для творчества, созданию новых коллекций одежды. Дети сами придумывали новые и удивительные коллекции одежды.
Дизайн посуды: маленькие дизайнеры формируют «умение» видеть и с помощью взрослого поэтапно реализовывать свой «проектный замысел», предвосхищая художественный результат.
Техники детского дизайна:
Лепка – придание формы пластическому материалу (пластилину, глине, пластике и др.) с помощью рук и вспомогательных инструментов – стеков.
Папье-маше – легко поддающаяся формовке масса, получаемая из смеси волокнистых материалов (бумаги, картона) с клеящими веществами, крахмалом, гипсом и т. д.
Скрапбукинг – вид рукодельного искусства, заключающийся в изготовлении и оформлении семейных или личных фотоальбомов.
Оригами – вид декоративно-прикладного искусства; древнее искусство складывания фигурок из бумаги.
Квиллинг – искусство изготовления плоских или объёмных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги.
Граттаж – способ выполнения рисунка путём процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью. Другое название техники – воскография.
Декупаж – техника декорирования различных предметов, основанная на присоединении рисунка, картины или орнамента (обычно вырезанного) к предмету и далее покрытии полученной композиции лаком ради сохранности, долговечности и особенного визуального эффекта.
Коллаж – приём в искусстве, соединение в одном произведении подчёркнуто разнородных элементов (различных по происхождению, материальной природе, контрастных по стилю и т. п.).
Важно отметить, что в руководстве дизайнерской детской деятельностью следует обращать внимание на возможность и необходимость вариативного решения задания. Такой подход дает возможность ребенку свободно экспериментировать с различными художественными материалами, способствует раскрытию возможностей и удовлетворению индивидуальных потребностей воспитанников.
При выполнении творческих заданий у воспитанников снимается противоречие между «игрой без обучения» и «обучением без игры». Исходя из этого, следует ориентировать занятия дизайном на игровое содержание. Например, занятие «Три поросенка» основано на содержании одноименной сказки, когда детям предлагается придумать и изготовить новые дома для героев сказки из бросового материала, создать новых героев. Занятия «Бабочка», «Гусеница» построены на содержании сказки К.Чуковского «Муха-Цокотуха», когда воспитанники придумывают различные наряды для гостей Цокотухи и изготавливают поделки с использованием различных материалов. Игры художественного содержания и сюжетно-ролевые побуждают детей к поискам гардероба для кукол (платья, шляпки, туфли, украшения), декора спектаклей, атрибутики к сюжетно-ролевым играм, развлечений и утренников.
Особо ценно то, что во время продуктивной деятельности дети свободно общаются друг с другом и взрослыми по поводу работы, благодаря чему развивается умение работать в коллективе, взаимодействовать с другими участниками общего процесса.
У детей дошкольного возраста развиваются творческое воображение, композиционные навыки, объемно-пространственное мышление, художественно конструктивное видение мира. Также детский дизайн способствует формированию таких качеств, как аккуратность и самостоятельность, ловкость движения кистей рук и пальцев.
Для достижения поставленных целей в развитии творческих способностей воспитанников активно приобщаем и их родителей. Повышение уровня компетентности родителей в вопросах развития творческих способностей дошкольников в детском дизайне проводим через все формы работы (анкетирование, индивидуальные беседы, открытые просмотры).
Полученные результаты при работе с детьми позволили нам сделать вывод о том, что в процессе овладения ребенком навыками детского дизайна он формируется как творческая самодостаточная личность. Воспитанники с удовольствием стали включаться в изготовление подарков, картин, панно; использовать все более разнообразный материал (бусины, перо, мох, сухие цветы, вырезки из открыток, упаковочную бумагу, цилиндры от одноразовых полотенец, искусственные цветы и их фрагменты, ракушки, пуговицы). Теперь для них стало важным, чтобы их работы увидели и оценили.
Подводя итоги работы, направленной на развитие творчества детей старшего дошкольного возраста средствами детского дизайна, можно отметить позитивные результаты:
– созданы благоприятные условия для творческого развития детей в различных видах художественной деятельности;
– воспитанники стали эмоциональнее откликаться на красоту природы, одежды, помещений, проявлять более устойчивый интерес дизайн — искусству, повысилась их творческая активность, инициативность и художественная самостоятельность;
– дети самостоятельно могут задумывать образ, искать средства воплощения, продумывать последовательность своей работы и добиваться результата;
– воспитанники приобрели ценный опыт партнерских отношений, активного взаимодействия на основе изобразительной деятельности.
– художественные эмоции и интересы, возникающие в процессе продуктивной поисковой деятельности, способствовали успешному формированию у детей творческого мышления.
В живом общении с искусством они научились создавать и использовать в оформлении декоративные композиции, макеты, из разных материалов, атрибуты для игр, спектаклей и праздников, благоустраивать интерьер, используют элементы декора в свободной деятельности.
Искусство дизайна активно входит в нашу жизнь. Можно смело сказать, что полученный в учреждении дошкольного образования опыт – первая и важная ступенька детского творчества. Создание изделий своими руками – это одно из средств, которое может помочь ребёнку в творческом самовыражении, в приобщении его к миру взрослых.
Перспективное планирование занятий по образовательной области «Изобразительное искусство» (детский дизайн) для детей старшего дошкольного возраста
Список использованной литературы
1. Гаруновіч, Л.Б.Крыніцы жывапісу: пра мастакоў і мастацтва / Л.Б.Гаруновіч, Д.А.Бессараб. – Мн. :Зорны верасень, 2006. – 60 с.
2. Горбатова, Е.В. Художественное развитие детей дошкольного возраста / Е.В.Горбатова. – Минск : Адукацыя і выхаванне, 2012. –71 с.
3. Комоед, Н.И. Развитие творчества дошкольников в изобразительной деятельности / Н.И.Комоед – Мозырь : Белый ветер, 2014. – 99 с.
4. Омелящик, И.В. Рисование. Аппликация. Детский дизайн для фантазеров / И.В.Омелящик. – Мозырь : Белый ветер, 2009. – 139 с.
5. Основы методик дошкольного образования. Краткий курс лекций: учеб. пособие / О.Н. Анцыпирович, Е.В.Горбатова, Д.Н.Дубинина [и др.] –3-е изд., стер. – Минск : Новое знание; М.:ИНФА-М, 2018. – 390 с.
6. Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста / сост. М.А.Савицкая. – Мозырь : Белый ветер, 2005. – 134 с.
10.Учебная программа дошкольного образования. – Минск : Нац. институт образования, 2012.