Цель создания интерактивного плаката «Город звуков» – повышение качества образовательного процесса в учреждении дошкольного образования по реализации образовательной области «Развитие речи и культура речевого общения» учебной программы дошкольного образования, образовательной области «Развитие речи» учебной программы специального образования на уровне дошкольного образования, а также коррекционной работы в условиях пункта коррекционно-педагогической помощи.
Юлия КОНДРАТОВИЧ, заместитель заведующего по основной деятельности
Анастасия ЯКИМЦОВА, учитель-дефектолог
ГУО «Детский сад аг. Сеница»,
Минская область
Цель создания интерактивного плаката «Город звуков» – повышение качества образовательного процесса в учреждении дошкольного образования по реализации образовательной области «Развитие речи и культура речевого общения» учебной программы дошкольного образования, образовательной области «Развитие речи» учебной программы специального образования на уровне дошкольного образования, а также коррекционной работы в условиях пункта коррекционно-педагогической помощи.
Разработанный интерактивный плакат позволяет получить следующие результаты:
– обеспечить образовательный процесс современным учебно-наглядным пособием по реализации содержания образовательной области «Развитие речи и культура речевого общения» учебной программы дошкольного образования, образовательной области «Развитие речи» учебной программы специального образования на уровне дошкольного образования, а также коррекционной работы в условиях пункта коррекционно-педагогической помощи;
– повысить профессиональную компетентность учителей-дефектологов по автоматизации и дифференциации свистящих, шипящих, сонорных звуков, на занятиях по образовательной области «Развитие речи» учебной программы специального образования на уровне дошкольного образования, а также воспитателей дошкольного образования по реализации задач образовательной области «Развитие речи и культура речевого общения» в ходе специально организованной и нерегламентированной деятельности;
– повысить педагогическую грамотность законных представителей в вопросах звукопроизношения, развития речи детей и организации совместного досуга.
«Город звуков» представляет собой многоуровневый интерактивный плакат, состоящий из 25 страниц-плакатов. Плакат первого уровня представляет собой меню и отражает содержание информации, размещённой на пяти плакатах второго уровня под следующими названиями: «Улица свистящих»; «Улица шипящих»; «Улица сонорных»; «Улица дифференциации»; «В помощь педагогам».
На каждой из пяти страниц-плакатов второго уровня имеется навигация на страницы-плакаты третьего уровня, на которых содержатся:
– интерактивные игры и упражнения (авторские разработки, направленные на автоматизацию и дифференциацию свистящих, шипящих, сонорных звуков);
– конспекты занятий (авторская разработка конспекта занятия с использованием предложенных интерактивных игр и упражнений);
– интерактивные игры-путешествия, которые объединяют представленные в ресурсе игры и упражнения по автоматизации определённого звука либо дифференциации звуков.
Всего плакат содержит 88 интерактивных игр и заданий, два конспекта занятий с их использованием, семь интерактивных плаката.
Интерактивный плакат создан с помощью онлайн-сервиса Genially и включает в себя текстовый, мультимедийный контент, а также активные элементы управления содержимым. Игры и задания разработаны с помощью онлайн-конструкторов LearningApps и Wordwall.net. Кроме того, для создания интерактивного плаката были активно использованы такие сервисы и ресурсы, как Canva и Microsoft PowerPoint.
Кроме того, для создания интерактивного плаката были активно использованы такие сервисы и ресурсы, как Canva и Microsoft PowerPoint.
Интерактивный плакат «Город звуков» может быть использован в работе со всеми участниками образовательного процесса на уровне дошкольного образования: детьми старшего дошкольного возраста, их родителями, учителями-дефектологами и воспитателями дошкольного образования. Также может быть использован родителями с детьми в семейном кругу во время совместной досуговой деятельности. Кроме того, плакат может быть использован в работе с детьми младшего школьного возраста, в том числе в условиях пункта коррекционно-педагогической помощи. В нерегламентированной деятельности плакат может быть использован в таких видах детской деятельности, как общение или игра.
Предложенный интерактивный плакат «Город звуков» позволяет решить следующие педагогические проблемы:
– у воспитанников недостаточно сформированы навыки звукопроизношения свистящих, шипящих и сонорных звуков;
– отсутствие адаптированной информации по теме для детей дошкольного возраста и взрослых;
– отсутствие разработанных учебно-наглядных материалов для организации образовательного процесса и коррекционной работы по реализации соответствующей задачи;
– недостаточный уровень профессиональной компетентности воспитателей дошкольного образования, учителей-дефектологов по использованию современных электронных образовательных ресурсов в реализации задач образовательной области «Развитие речи и культура речевого общения».
В настоящий момент нам не встречались аналогичные интерактивные разработки по выбранной теме. Особенностью проекта является его современность и системный подход. Интерактивный плакат содержит не только демонстрационный материал для детей, но и методическую составляющую для педагога с учётом современных подходов к организации образовательного процесса.
Материалы рубрик, размещенные на плакате, могут быть использованы независимо друг от друга.
При работе с материалами интерактивного плаката педагогам необходимо обратить особое внимание на использование разработанных авторами конспектов занятий как примеров, так и на возможность создания собственных сюжетных линий к предложенным играм-путешествиям (авторы также предлагают и свои сюжеты, ознакомиться с которыми можно нажав интерактивную кнопку в правом верхнем углу страницы).
Обратите внимание, что, учитывая возраст воспитанников, все интерактивные игры и задания выполняются детьми совместно со взрослым.
Практика показала, что материалы, представленные на плакате, способны увлечь не только детей, но и взрослых, как педагогов, так и родителей.
Таким образом, методическая обоснованность использования плаката заключается:
– в повышении интереса к изучаемому материалу за счет использования электронного средства обучения, так как интерактивные пособия всегда интересны детям дошкольного возраста;
– представленных конспектах занятий, в которых используемые игровые приемы и методы работы, разнообразные формы организации обучающихся соответствуют современным подходам и принципам личностно ориентированного обучения;
– возможности обеспечить индивидуально-дифференцированный подход во время выполнения игр и заданий;
Современный подход, содержательность и универсальность плаката, его широкие возможности целевой аудитории и доступность, наличие положительных отзывов педагогов и родителей свидетельствуют о его эффективности и целесообразности использования в образовательном процессе и коррекционной работе учреждения дошкольного образования.
Ссылка на методический проект «Интерактивный плакат «Город звуков»:
https://view.genial.ly/65285ba7860e120011596da5/interactive-content-untitled-genially