Учитель и война: их подвиг памяти достоин

- 16:25Исследовательская деятельность, Методичка

В работе популяризируются малоизвестные сведения о педагогах – ветеранах Великой Отечественной войны Вороновского района, династиях педагогов-ветеранов. Представлены ранее неизвестные материалы о ветеранах, не внесенных в районную книгу «Память» на основе архивных семейных документов, материалов школьных музеев.

 

Автор:
Анна ГРЕМЗА, учащаяся 10 «А» класса

Руководитель:
Франтишка ГАБИС, педагог дополнительного образования
ГУО «Радунская средняя школа» Вороновского района,
Гродненская область


 

Введение

Великая Отечественная война – важный этап в белорусской истории, затронувший судьбы каждого беларуса на нашей земле. Военные события возвращают нас к памяти о тех, кому сегодня мы обязаны свободой и независимостью страны.

Не стали исключением и учителя. До начала 1942 года учителя имели право на отсрочку от призыва в армию, но затем тяжелая ситуация на фронте вынудила правительство изменить это решение. Учительство страны героически сражалось на фронтах. За боевую доблесть и отвагу, мужество и героизм 86 тысяч воинов-педагогов награждены орденами и медалями, более 300 из них получили высокое звание Героя Советского Союза, в том числе учителя-женщины [7].

Документы и воспоминания фронтовиков свидетельствуют о том, что учителя показывали в боях примеры отваги и мужества, воинского мастерства, находчивости и смекалки. Подвиг учителей в годы войны подтвердил мудрость истины о значении личного примера в воспитании подрастающего поколения. Эта мысль подтверждается и словами маршала Советского Союза А.М.Василевского: «Учитель и на фронте, в окопах, оставался верным своей профессии – личным примером учил, как воевать» [7].

Тысячи жителей Вороновщины участвовали в Великой Отечественной войне. Они сражалась в составе Красной Армии, партизанских формирований и подполья. Каждый из них, кто дожил до победы, сделал свой вклад в защиту Родины от фашистского нашествия.

После войны, эти люди связали свою жизнь с педагогической деятельностью в наших вороновских школах. Они прошли через множество трудностей и нелегких испытаний во время войны, но, несмотря на это, после нее они посвятили свою жизнь школе, что также является большим подвигом.
Учителя, завучи, директора и воспитатели Вороновского района, прошедшие Великую Отечественную войну, стали героическим примером для всех поколений учителей и учеников.

Фамилии педагогов – ветеранов, биографические очерки об их подвиге занесены книгу «Память: историко-документальная хроника Вороновского района» в разделе «Они прошли дорогами войны».

Вместе с тем, эта информация краткая и неполная по содержанию. В книгу «Память», как выяснилось во время исследования, внесены не все имена ветеранов-педагогов, которые работали в школах Вороновщины. В книге отсутствуют сведения о профессиональной деятельности учителей в послевоенное время.

Не во всех школах района педагоги и учащиеся знают об их подвиге. Это подтверждают и итоги пилотажного исследования, проведенного в Радунской средней школе: 100 % респондентов не смогли назвать педагогов-ветеранов, которые работали в школе на протяжении многих лет (Приложение 1).

Актуальность нашего исследования заключается в том, что оно позволит выявить и дополнить ранее неизвестные сведения о жизни и деятельности педагогов-ветеранов Вороновщины, сохранить для потомков память о них.

Исходя из актуальности и значимости темы, нами была определена цель исследования: изучить, дополнить и описать героический путь и профессиональную деятельность педагогов – ветеранов Великой Отечественной, судьбой связанных с Вороновским районом.

Задачи:

– проанализировать собранные сведения, уточнить военный путь и послевоенную жизнь педагогов-ветеранов, не внесенных в районную книгу «Память», передать о них сведения в Вороновский райисполком для внесений в «Районный автоматизированный банк данных «Книга памяти»;
– собрать и дополнить информацию о профессиональной деятельности педагогов-ветеранов в послевоенное время;
– сохранить для потомков память о ветеранах – педагогах через пополнение информацией школьных сайтов, создания виртуальной странички «Учитель и война: их подвиг памяти достоин» на сайте отдела образования Вороновского райисполкома, открытия музейных экспозиций в школах района.

Объект исследования: педагоги Вороновщины, участники Великой Отечественной Войны.

Предмет исследования: военный путь педагогов-ветеранов, послевоенная профессиональная деятельность.

Методы исследования:

– работа со школьными и семейными архивами;
– беседа с родственниками, коллегами по работе, знакомыми;
– анализ школьных документаций;
– работа с интернет-ресурсами.

Методологической базой для работы послужила книга «Память: историко-документальная хроника Вороновского района», а также архивные материалы и документы родственников педагогов ветеранов, интервью с учителями Вороновщины, очевидцами и их воспоминания (которые мы по праву можем считать историческими документами).

Новизна работы состоит в том, что в ней популяризируются малоизвестные страницы из жизни педагогов-ветеранов в военное время, а также их послевоенная профессиональная деятельность. Важен и тот факт, что к сбору материала были подключены ученические и педагогические коллективы школ Вороновского района.

Собранный материал, рассматриваемый в исследовательской работе, делает ее полезной для учащихся учреждений образования Вороновского района, краеведов, руководителей школьных музеев, учителей, студентов и для всех тех, кто интересуется историей малой родины. 

 

Глава 1. Забытые имена в книге «Память» 

Книга «Память» Вороновского района была издана в 2004 году. Она по праву стала региональной энциклопедией нашего края. Ее составители: сотрудники архивов и музеев, ветераны войны, местные краеведы, ученые – проделали огромную работу по созданию этой воистину Книги Народной Памяти. В книгу «Память» Вороновского района занесены имена 16 педагогов-ветеранов Великой Отечественной войны, одного малолетнего узника фашистского лагеря смерти «Озаричи» (Приложение 2).

Вместе с тем, по разным причинам, из­за недостатка полной информации в Книгу «Память» Вороновского района занесены имена не всех педагогов-ветеранов Вороновщины.

В интернет-сети на портале «Память Народа» https://pamyat-naroda.ru/?static_hash=d6700b312c2c449ccbf6cda4045f40c2v2 в базе мы нашли документы подтверждающие, что учитель Кривожиха Федор Николаевич был непосредственным участником Великой Отечественной войны. Его имя не вписано в районную книгу «Память».

Создать биографический портрет участника Великой Отечественной войны, выяснить его военный путь и послевоенную жизнь оказалось не простым делом. Отправными точками для получения сведений стала биография, которая была записана при помощи воспоминаний самого ветерана войны, взятая из семейного архива, информация от педагогов Беняконской средней школы Вороновского района, родственников педагогов-ветеранов. Благодаря этому нам удалось восполнить эти пробелы.

На основании собранного нами материала нам удалось описать военный путь этого мужественного человека.

Кривожиха Федор Николаевич родился 17 июня 1921 года в Краснодарском крае, станице Мингрельской. Окончил в 1939 году Новороссийский строительный техникум. 6 декабря 1940 года был призван в армию в д.Субботники, Ивьевского района Гродненской области в 144-й мотопехотный полк 209-й дивизии в должности пулеметчика.

В 1941 году – в 17-м мотострелковом полку, после ранения попал в партизанский отряд имени Чапаева, был командиром взвода. (Приложение 3).

Как свидетельствуют архивные документы, младший лейтенант Федор Кривожиха был смелым и решительным человеком: «Его отряд мужественно охранял территорию от фашистов. Они сооружали оборонительные укрепления: строили дзоты, рыли окопы, ходы сообщения, устраивали завалы, уничтожали мосты на дорогах. Выставляли дозорные посты. Это исключало внезапность появления врага. Проводил занятия по военной выучке состава взвода. Со своим отрядом участвовал во многих боях. С группой партизан взорвал два железнодорожных моста. На железнодорожных путях и шоссейных дорогах уничтожил свыше 5000 метров телефонных линий связи.

За время пребывания в отряде проявил себя смелым и дисциплинированным партизаном-командиром, участвовавшим во многих боях, где было уничтожено 67 гитлеровцев, 47 ранено. Личным боевым примером воспитывал своих подчиненных, за что пользовался большим авторитетом у всего личного состава отряда» [4].

Федор Николаевич Кривохижа награжден орденом Красной Звезды. К награде представляли тех, кто отличился при выполнении боевых задач.

А еще ветеран удостоен медали «Партизану Отечественной войны» 1-й степени. Она считается довольно редкой, ею отмечали самых активных участников партизанского движения за храбрость, мужество, проявленное в боях с врагом, организацию партизанских отрядов.

После войны жил в д. Бенякони и работал учителем труда и воспитателем в детском доме в д. Бенякони Вороновского района, который открылся в послевоенные годы. Здесь жили и воспитывались сироты, потерявшие на войне своих родителей. Для детей Федор Николаевич был больше, чем педагог. Он учил их жизни, каждый воспитанник чувствовал в нем родительскую заботу. Многие ребята были очень привязаны к нему, часто гостили в его доме. Супруга всегда привычно варила кастрюлю супа побольше. Она радушно встречала сирот, первым делом старалась накормить домашним. Даже спустя годы из разных уголков Советского Союза повзрослевшие выпускники детского дома приезжали повидаться. Через многие километры они спешили к нему как к родному и близкому человеку. Писали письма, слали открытки и свои фотографии.

В 1960-е годы детский дом расформировали, после чего Федор Николаевич Кривохижа работал воспитателем в местной спецшколе-интернате, учителем труда в Беняконской и Иоткишской школах. Под руководством этого добродушного мастеровитого педагога ученики осваивали обработку дерева, металла и представляли свои работы на районных конкурсах. Каждый его ученик чувствовал внимание и заботу педагога.

В 51 год мужчина овдовел. Позже связал свою судьбу с женщиной из Шальчининкая, впоследствии переехал жить туда.

Таким образом, в результате поисковой и исследовательской работы сведения о педагоге-ветеране Кривожиха Федоре Николаевиче переданы в Вороновский районный исполнительный комитет для внесения в автоматизированный банк данных Вороновского района «Книга Память». Эти сведения, а также фотографии будут внесены и в электронную базу нашего района. 

 

Глава 2. Имя школы как нравственный пример

Присвоение почетных наименований учреждениям образования – одна из форм увековечения памяти героев Великой Отечественной войны, удостоенных как высоких государственных наград, так и безмерного уважения земляков. Около 40 учреждений образования Гродненщины носят имена земляков, которые проявили себя в ратном деле и внесли неоценимый вклад в общую Победу в Великой Отечественной войне.

Основная цель присвоения учреждениям образования имени выдающегося человека – развитие у учащихся интереса к изучению истории малой родины, а также формирование моральных ориентиров на основе героических поступков конкретного человека [5].

В октябре 2003 г. ГУО «Радунская специальная общеобразовательная школа-интернат для детей с нарушениями психического развития» (трудностями в обучении) было присвоено имя И.А.Котова.

Котов Иван Андреевич родился 25.09.1918 г. в д. Залесье Полоцкого района Витебской области. Участник Великой Отечественной войны. Организовал небольшую молодежно-патриотическую подпольную группу «Залесье», которая боролась с оккупантами на Полотчине, участник партизанского движения на Витебщине. В партизанах с мая 1942 г. по декабрь 1943 г.: пулеметчик, политрук взвода, затем роты, комиссар партизанского отряда № 4 3-й Белорусской партизанской бригады. Таков его партизанский боевой путь.

В рядах Красной Армии воевал на Ленинградском фронте в составе 64-й стрелковой дивизии, 194-м гвардейском полку, 30-м гвардейском корпусе штурма и прорыва. Участвовал в боевых операциях на Карельском перешейке, в Эстонии, Латвии, в разгроме Курляндской группировки противника. Несколько раз был ранен, один раз тяжело. В составе Ленинградского фронта освобождал Карельский перешеек, Нарву, Таллинн, острова Эвель, Муху, Даго, Латвию. Уничтожал Курляндскую группировку противника [3].

Иван Котов, прошедший через войну, голодал, истекал кровью в траншеях, подлечивался и снова возвращался в строй, к своим боевым товарищам. Он не встал на колени перед оккупантами, не склонил голову в рабстве. Он боролся. До последних дней своей жизни.

Иван Андреевич награжден орденами Красной Звезды, Отечеством войны 2-й степени, 4 медалями «За отвагу», 2 медалями «Партизан Отечественной войны»1-й и 2-й степени и др.

На протяжении всей своей жизни Иван Андреевич учил людей оставаться людьми, беречь природу, историческую память народа, любить белорусский язык, Отечество, иметь идею и верить в нее. За годы своей административной работы Иван Котов ни разу не использовал свое служебное положение в собственных целях, не нажил себе ничего за государственный счет.

Трудовая деятельность Ивана Котова отмечена орденом “Знак Почета” (1966 г.).

И.А.Котов встречался с молодежью Вороновщины, рассказывал о непоколебимой воле советских людей в годы Великой Отечественной войны.

К сожалению, в 2018 г. школа была закрыта, в связи с нецелесообразностью дальнейшего финансирования ГУО «Радунская специальная общеобразовательная школа-интернат для детей с нарушениями психического развития и трудностями в обучении имени И.А. Котова». Тем самым жители г. п. Радунь частично потеряли почитаемую ими память в названии этого учреждения о человеке-патриоте нашей Родины Ивану Котову. В этой связи историко-краеведческий клуб «Родынь» ГУО «Радунская средняя школа» просит Радунский сельский Совет депутатов рассмотреть вопрос о дальнейшем увековечении и сохранении для потомков памяти о Котове И.А. в названии одной из улиц г.п. Радунь [1].

Изучая биографию Ивана Андреевича мы узнали, что в 1962–1964 годах он работал директором Радунской средней школы. Чтобы не потерять память о человеке-Патриоте нашей Родины изучается вопрос о присвоении Радунской средней школе имени Ивана Андреевича Котова. Это позволит также сохранить и дополнить материалами музейную комнату имени педагога-ветерана. 

 

Глава 3. Уходит живая память…

Великая Отечественная война становится всё более далёкой историей. Самым молодым участникам боевых действий уже далеко за 90 лет. Многие из них в силу возраста уже уходят из жизни, а вместе с ними, уходит и живая память о тех страшных событиях.

В Вороновском районе остался в живых лишь один ветеран – Вера Филипповна Тимофеева. Ей исполнилось 99 лет. У этой милой женщины большой жизненный путь и огромный опыт.

Вера Филипповна, родилась в 1923 году в селе Александровка Харьковской области. Её мобилизовали в первый же день. Обмундировали и отправили за город на ученье. Девушки учились стрелять из винтовки и пулемета, водить автомобиль – готовились к работе в походных условиях. В 1941 г. приняли присягу и через месяц уехали на фронт. Попали в самое пекло – под Брянск, в небольшой город Дядьково.

В школьном народном историко-краеведческом музее мы нашли воспоминания, записанные Верой Филипповной:

«Госпиталь разместился не то в бывшей школе, не то в детском саду, не помню. Рассчитан он был на 200 человек, а поступило сразу более тысячи. Раненые лежали на полу во всех комнатах и коридорах здания, в саду и на прилегающих улицах и прямо на земле. А санитарные машины все подъезжали и подъезжали. Бесконечно шли операции, перевязки. Врачи и сестры буквально валились с ног, засыпали на ходу. Но тут же подхватывались и продолжали работать. Откуда только силы брались. Видно, страдания раненых, их молящие о спасении глаза выводили из оцепенения, заставляли идти и действовать. А еще ненависть к врагам, растоптавшим нашу молодость, изувечившим родную нашу землю, и вера в победу придавали сил.

Потом были тягостные дни отступления, выход из окружения, гибель товарищей. Однажды, когда их госпиталь стоял в городе Массальске, в здании школы, налетели фашистские бомбардировщики. Одна бомба попала прямо в здание. Погибли сотни раненых и вся смена, только-только заступившая на дежурство. Неподалеку протекала маленькая речушка. Несколько дней вода в ней была красная. Под Лиозно, на Витебщине, тяжело ранило самую близкую подругу Веры Филипповны – Надю Пилипенко. А самой мне повезло, обошла шальная пуля. Один раз жизнь мне спасли раненые. Поручили сопровождать эшелон с эвакуированными в тыл. И когда в небе повис фашистский самолет и стал обстреливать состав, тяжелораненые собрали последние силы и закрыли меня и врача своими телами» [2].

В госпитале Вера Филипповна многому научилась, на некоторых операциях могла заменить врача.

А победу она встретила в восточно-прусском городке Бартенштадт (Приложение 7). Потом госпиталь вернулся в Кенигсберг. И здесь отыскал Веру молодой артиллерист капитан Илья Тимофеев, которого она выходила однажды после контузии и который писал ей потом письма. Вскоре сыграли свадьбу. Начальник госпиталя подарил молодым прекрасный столовый сервиз.

У Веры Филипповны около тридцати наград, 6 из них – боевые: «За взятие Кенигсберга», «За оборону Москвы», «Орден отличника санитарной службы», «За боевые заслуги», «За победу» и «Орден Отечественной войны 2-й степени» [2].

После войны Вера Филипповна более 30 лет возглавляла Радунский детский ясли-сад, много лет работала и после выхода на пенсию. Её полувековой трудовой стаж отмечен медалью «Ветеран труда».

Бывшая медицинская детских яслей-сада Нина Ивановна Чупрова вспоминает:

«Как руководитель Вера Филипповна делала всё для того, чтобы детский сад процветал, комфортно работалось сотрудникам, а родители доверяли нам своих детей. Под ее руководством в коллективе сложились добрые отношения между воспитателями, детьми и родителями. Проводились утренники, которые приобщали детей к национальным традициям, не забывали о ветеранах, приглашали на встречи, поздравляли с праздниками».

Мария Викторовна Веремейчик (воспитатель) вспоминает:

«Я приехала в Радунь из России в 1982 году. В детском саду давала открытое мероприятие. На этом мероприятии присутствовала Вера Филипповна. Она была на пенсии, но ещё работала. Запомнила её как профессионала, как отзывчивого человека, как прекрасного руководителя.

С любовью и уважением вспоминаю те годы. Я работала в группе, где были малыши от 2 до 3 лет. Малышей учили счету, конструированию, знакомили с окружающим миром. Музыка, рисование, лепка, изготовление поделок и аппликаций – входили в обязательную программу. Вера Филипповна старалась достать наглядный материал, материал для поделок и аппликаций, интересовалась всегда успехами детей. Ближе к обеденному времени группу выводили на прогулку, если позволяла погода. Нагулявшись, воспитанники шли обедать, а потом готовились ко сну. И тогда, и в наши дни «тихий час» дети не любили. Хотелось прыгать и бегать, но… Режим. Зато воспитатели и няни могли спокойно вздохнуть и насладиться тишиной. Работники кухни готовили вкусные завтраки, обеды, полдники. Вера Филипповна следила за приготовлением доброкачественной пищи.

Коллектив в яслях был хороший, отзывчивый, ответственный. Воспитатели старались серьёзно готовиться к занятиям, разучивали с детьми стихи, танцы, пьески, читали детям книги. Так они прививали малышне любовь к литературе и поддерживали дисциплину в группе».

 

Глава 4. Учителя из поколения победителей

Выбор будущей профессии для каждого человека является очень важным шагом в жизни. И когда продолжателями дела своих родителей становятся их дети, можно быть уверенным: здесь нет случая, нет ошибки, а есть полная уверенность в своих силах и правильности выбранного пути. Так рождаются трудовые династии.

Педагогическая династия – это особый образ жизни. В школу идут те, кто чувствует призвание к учительству. Значит, жизнь состоялась, профессия увлекла на годы и десятилетия.

В результате проведённого исследования установили, что в Вороновском районе трудится семь педагогических династий трех и более поколений, кто, сохраняя опыт дедов, отцов и матерей, вносит свой вклад в воспитание подрастающего поколения. Среди них две педагогические династии, основателями которых являются ветераны Великой Отечественной войны.

У каждой из династий своя неповторимая история.

 

4.1 Семейная традиция семьи Кононковых – Толчковых – идти в педагоги

Знакомясь с биографией ветерана Великой Отечественной войны Алексея Семеновича Кононкова, выяснили, что общий педагогический стаж семьи Кононковых – Толчковых составляет 195 лет. Династия заложилась еще в 50-е годы прошлого века, а продолжается и в наши дни.

Алексей Семенович до войны окончил Ульяновское военное училище. Прошёл всю войну, с первого её дня и до последнего. Первые дни войны, первые бои принял под Смоленском. Участвовал в боях под Харьковом, освобождал Беларусь, Литву, Польшу, закончил войну под Берлином. Служил на танке Т-34 (Приложение 4). Алексей Семенович награждён рядом медалей за взятие крупных городов: Варшаву, Берлин и др.

После войны Алексей Семенович посвятил свою жизнь самой мирной профессии на земле – работал учителем физической культуры и трудового обучения в Беняконской средней школе. Он и положил начало педагогической династии.

Ветераны педагогического труда Беняконской средней школы вспоминают Алексея Семеновича как очень чуткого и внимательного человека. Он заслужил доверие учеников, коллег и родителей и достойно нес звание учителя. Неоднократно был награжден почетными грамотами районного отдела народного образования.

Семейную традицию жить школой продолжили три дочери Алексея Семеновича.

Старшая дочь Лариса Алексеевна Кононкова (1948 г.р.) окончила Беняконскую среднюю школу. В 1967 году поступила в Минский государственный педагогический институт иностранных языков, факультет французского и английского языков. С 1973 года до 2013 (до выхода на пенсию) работала преподавателем французского и английского языков в Вороновской средней школе.

Средняя дочь Людмила Алексеевна Толчкова (Кононкова) (1952 г.р.) после окончания в 1977 году Гродненского государственного педагогического института им. Янки Купалы получила специальность преподавателя истории и обществоведения. Трудовую деятельность начала в 1969 году в качестве пионервожатой в Трокельской школе. С 1978 по 2009 год работала учителем истории и обществоведения в Беняконской средней школе.

Младшая дочь Валентина Алексеевна Кожецкая (Кононкова) (1958 г.р.) в 1978 году окончила Лидское музыкальное училище, в 1990 окончила Ленинградский педагогический институт им. А.И.Герцена по специальности «Дефектология, логопедия». По сегодняшний день работает в спецшколе г. Шальчининкай (Литва).

Анатолий Иванович Толчков (муж дочери Людмилы) – с 1965 года в Жижемской восьмилетней школе, в Беняконской школе работал учителем труда и физической культуры. После окончания Витебского художественного института преподавал также рисование и черчение. На пенсии работал тренером в Вороновской спортивной школе (с 2014 по 2019 гг.).

Анатолий Иванович с детства был увлечен изобразительным искусством. Его картины посвящены природе родного края и неоднократно выставлялись на различных выставках, а некоторые стали достоянием частных коллекций. Трудовые заслуги Анатолия Ивановича отмечены многочисленными наградами. Большую часть своего жизненного пути прошел в Беняконской средней школе. Ежегодно в школе проводится волейбольный турнир памяти тренера-преподавателя.

При таких корнях внуки и правнуки не могли выбрать другую профессию. Внучка Анна Иосифовна Пурене (Кожецкая) окончила филологический факультет Вильнюсского университета по специальности «Белорусский язык и литература», «Дефектология». Работает воспитателем в детском саду г. Шальчининкай.

Правнучка Полина Дмитриевна Толчкова– студентка 4-го курса МГЛУ факультета китайского языка и культуры.

Правнучка Катажина Бурите студентка 1-го курса Каунасского университета Витовта Великого, специальность «Дефектология» [6].

Вглядываясь в историю семьи Кононковых – Толчковых, понимаешь, сколько выпало на долю этих людей, что стоит за почётными наградами, победами в конкурсах, благодарностями в трудовых книжках. Каждый учитель этой семьи – это целая история, история школы, история малой родины, история страны.

 

4.2 Стаж в педагогической династии семьи Кочневых – Уляшко – 329 лет

Жизнь ветерана Великой Отечественной война Анны Романовны Кочневой, основателя педагогической династии, складывалась в непростое время. Сложное довоенное детство, долгие четыре года войны, голод в эвакуации, гибель близких людей … Свои переживания она записывала в специальный дневник.

Но, несмотря на перенесенные переживания, она оставалась верна своей профессии, своему призванию – быть учителем. Все годы своей жизни, за исключением боевых действий, она осталась верна своей профессии: ее педагогический стаж составляет более сорока лет.

До войны она окончила учительскую семинарию в Польше, работала учительницей в одной из школ г.Гродно (сейчас гимназия № 9). После войны преподавала немецкий язык в Радунской семилетней школе (1949–1953 годы), а затем в Радунской средней школе, а также в Радунской средней трудовой политехнической школе с производственным обучением (Приложение 5).

Анна Романовна воспитала троих детей. Педагогом стала ее старшая дочь Светлана Алексеевна. Долгое время она работала заведующей детским садом в г.п.Радунь, ее педагогический стаж – 37 лет. Сын, Юрий Кочнев, работал в Радунской средней школе учителем трудового обучения. Зять Мечислав Иванович Уляшко, учитель химии, работал директором Радунской средней школы. Невестка, Вероника Станиславовна Кочнева, до сих пор работает учителем в г. Вильнюсе (Республика Литва) в русской школе. Ее педагогический стаж составляет 57 лет.

Учителями стали ее внуки: Алексей Владимирович Спиридонов работает в Санкт-Петербурге, Александр Спиридонов работает преподавателем в Москве. Внучка, Ольга Мечиславовна Ёда, работает учителем биологии в той же школе Гродно, где начинала работать ее бабушка, Анна Романовна. Ее муж, Александр Ёда, окончил Гродненский университет имени Янки Купалы (факультет психологии) и сегодня преподает в этом же университете. И, возможно, кто-то из десяти ее правнуков выберет педагогическую профессию. 

Таким образом, каждый из представителей педагогической династии честно и самоотверженно трудился на благо своей страны. Их жизненный путь служит примером для нас, молодого поколения.

 

Заключение

За то, что мы живем без войны, учимся, работаем и наслаждаемся жизнью, мы благодарны нашим ветеранам, в чьих рядах стояли и люди с указкой в руках и огромной любовью к детям. Мы не забываем их бессмертный подвиг и величайшую жертву ради будущего, ведь память – это и забота о будущем.

В результате поисковой и исследовательской работы сведения о педагоге-ветеране Федоре Николаевиче Кривожиха переданы в Вороновский районный исполнительный комитет для внесения в автоматизированный банк данных Вороновского района «Книга Память».

Проведенное пилотажное исследование среди старшеклассников, выявило проблемы, исходя из них были намечены пути их решения: в перечень выступления лекторской группы старшеклассников «Открываем Радунь вместе» было включена тема «Нравственный подвиг педагогов в годы Великой Отечественной войны».

Изучили и описали историю педагогической династии семьи Кочневых – Уляшко, Кононковых – Толчковых. История семьи Кононковых – Толчковых побудила правнука Сергея Алексеевича Кононкова – Григория Толчкова, учащегося Радунской средней школы, – на написание педагогической летописи семьи.

Собранные материалы исследования о педагогах – ветеранах Великой Отечественной войны позволят создать виртуальную страничку «Учитель и война: их подвиг памяти достоин» на сайте отдела образования Вороновской райисполкома, пополнить материалы школьных сайтов района сведениями о профессиональной деятельности педагогов-ветеранов.

Приложения: Приложение 2 Приложения 1, 3,4,5,6,7

 

Список использованных источников
1 Ковза, И.С. Праз прызму часу: Іван Андрэевіч Котаў – воін, педагог, гуманіст / И.С.Ковза [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://drive.google.com/file/d/1oT90Y5zTBXBdnYqQAEPmXnWgefuSmx8h/view – Дата доступа: 23.03.2023.
2 Материалы школьного Народного историко-краеведческого музея ГУО «Радунская средняя школа» Ф. 25, воп. 4, спр. 16, а.з. 14, с. 1–74.
3 Памяць: Гіст.-дакум. хроніка Воранаўскага раёна / Рэд.кал. : Г.П.Пашкоў (гал.рэд.) і інш.; Маст. Э.Э.Жакевіч. – Мн. : БелЭн, 2004. – 247 с.
4 Подвиги и судьбы партизан – в документах [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://partizany.by/partisans/48726/ – Дата доступа: 12.11.2022.
5 Савко, В. Имя школы как нравственный пример/В.Савко [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  https://ng-press.by/2022/03/17/imya-shkoly-kak-nravstvennyj-primer/  – Дата доступа: 12.11.2022.
6 Фото и документы из семейных архивов семьи Кононкова А.С., Тимофеевой В.Ф., Кочневой А.Р. , Т.Мацкевич.
7 Учителя в солдатской шинели. – Газета «Сельские вести» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://gazeta-lezhnevo.ru/?p=14493 – Дата доступа: 23.01.2023.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий