Коррекционно-развивающие задачи: формировать у учащихся практические способы деятельности и готовности применять их в конкретных жизненных ситуациях; развивать у детей память, внимание, мышление; умение ориентироваться в пространстве с помощью игровых ситуаций.
Людмила ПИЩИК,
учитель
ГУО «ЦКРОиР г. Ивье»,
Гродненская область
Тема: Преобразование множества предметов: убрали – стало меньше.
Учебная программа по учебному предмету «Элементы арифметики» для I–IX классов второго отделения вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната).
Цель: обучение детей практическим навыкам преобразования множества предметов путём убавления.
Задачи
Образовательные:
– учить преобразовывать множества предметов путём убавления элементов; учить понимать и использовать в речи математические понятия, обозначающие количество.
Коррекционно-развивающие:
– формировать у учащихся практические способы деятельности и готовности применять их в конкретных жизненных ситуациях; развивать у детей память, внимание, мышление; умение ориентироваться в пространстве с помощью игровых ситуаций; развивать познавательный интерес в игре; развивать активный и пассивный словарь детей.
Здоровьесберегающие:
– обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их состояния здоровья, особенностей развития.
Воспитательные:
– прививать любовь к природе родного края; воспитывать отзывчивость, стремление делать добро другим.
Оборудование: коробка с конструктором, стулья, устройство для просмотра видеосюжетов, коробка с корзинками и сумками, «волшебный клубочек», изображения грибов, веревка, прищепки, кукла-бибабо «медведь», планшет, стол и стулья (по количеству детей), клей-карандаш, салфетки, нитка для завязывания салфетки, детали аппликации (ягоды малины) и бумага в форме банки, игровой коврик «Ёжик», корзинка, яблоки, тарелочка для угощения.
Образовательные области: элементы арифметики, коммуникация, ориентировка в окружающем, адаптивная физическая культура, музыкально-ритмические занятия.
Ход урока
1 Организационный этап. Создание проблемной ситуации
Учитель заранее в игровой зоне класса помещает много стульев (больше, чем учебных парт.) Вместе с учениками заходит в класс и обращает внимание на «беспорядок».
– Ребята, для того чтобы комфортно было на уроке, необходимо расставить стулья за парты.
Учащиеся расставляют стулья за парты и замечают, что есть лишние.
– Стульев много. Нужно убрать лишние.
Ребята убирают лишние и рассаживаются за парты.
– Молодцы ребята, очень быстро вы справились с этой проблемой. Вы готовы к работе на уроке? Покажите своё настроение.
С помощью дидактического пособия учащиеся сообщают о своей готовности к уроку.
– А теперь я предлагаю послушать добрые и мудрые советы тётушки Совы.
Ребята, а давайте отправимся в лес и посмотрим, как готовятся к зиме звери, которые живут в лесах Беларуси.
Ребята берут корзиночки и за «волшебным клубочком» «отправляются в дрогу».
Ты крутись клубочек весь –
приведи в волшебный лес.
– Вот и добрались. Послушайте, как тихо в лесу. Ребята, а вы помните правила поведения в лесу? А теперь давайте присядем на пенёчки и посмотрим сюжет о том, как лесные жители готовятся к зиме (Просмотр видеосюжета «Лесные заботы»).
2 Основной этап. Обучающий
Учитель предлагает навестить животных и узнать, готовы ли они к зиме.
Остановка 1
За «волшебным клубочком» все вместе идут к «белочке».
За клубочком мы пойдем,
в гости к белочке придем.
Дидактическое упражнение «Помоги белочке развесить грибочки»
Учитель показывает: верёвка, на которой сохнут грибы, порвалась. И обращает внимание на то, что на ней очень много грибов, поэтому она и порвалась. Нужно их отнять – станет меньше и верёвочка не будет рваться.
Вместе перевешивают лишние грибы на другую верёвку.
Закрепляем результат: было много – отняли – стало меньше.
Остановка 2
«Волшебный клубочек» ведёт ребят «в гости к медведю».
За клубочком мы пойдем,
к медведю в гости придем.
Дидактическое упражнение «Малиновое варенье»
Учитель стучит в «домик» медведя.
С использованием куклы-бибабо «медведь», которую учитель надевает на руку, обыгрывает ситуацию: мишке пора уже в спячку, а он не может малину в банку закатать: её много, она высыпается.
Педагог предлагает детям помочь мишке: лишнюю малину собрать в другую банку.
Дети садятся за стол и перекладывают «лишнюю малину в другую банку». Аппликация «Малиновое варенье»
Закрепляем результат: было много – отняли – стало меньше
Остановка 3
«Волшебный клубочек» ведёт ребят «в гости к ёжику».
За клубочком мы пойдем,
в гости к ежику придем.
Дидактическое упражнение «Собери яблоки в корзинку»
Возле норки стоит кузовок и возле него лежат яблоки. Ситуация: яблок много и ежик не может их собрать в корзинку.
Педагог просит ребят дать ежику совет: отнять лишние яблоки – яблок станет меньше.
Закрепляем результат: было много – отняли – стало меньше
Ёжик благодарит детей и угощает яблоками.
3 Завершающий этап. Рефлексия
Подведение итогов. Самооценка своей деятельности.
– Ребята, приятно ли делать добрые дела? Какое теперь у вас настроение? Вы не устали?
Учитель благодарит детей работу на уроке и за помощь лесным жителям. Далее каждому ребёнку даёт возможность сказать (показать) о том, чему он научился и что понравилось на уроке.
В конце занятия педагог предлагает заполнить свои корзиночки природным материалом: шишками и каштанами.
Подвижная дидактическая игра «Мы по лесу шли»
Дети стоят в круге.
Мы по лесу шли – дети ходят по кругу,
В лесу шишки нашли – дети собирают шишки в корзиночки,
Мы по лесу шли – дети ходят по кругу,
В лесу каштаны нашли – дети собирают шишки в корзиночки.
Дети возвращаются в класс с корзинками и угощением от ёжика.