Занятие по формированию умения использовать для создания выразительных образов приемы лепки (скатывание, раскатывание, сплющивание).
Вероника БОГУШ,
воспитатель дошкольного образования,
ГУО «Детский сад № 10 г.Новогрудка»,
Гродненская область
Программные задачи:
– формировать умение использовать для создания выразительных образов приемы лепки (скатывание, раскатывание, сплющивание) в определенной последовательности;
–создавать предмет, состоящий из нескольких частей, путём соединения;
– закреплять представления о геометрической фигуре шар, умения определять величину предметов (большой, маленький);
– развивать мелкую моторику, укреплять мускулатуру кистей и пальцев рук;
– воспитывать доброту и отзывчивость, желание помогать окружающим, аккуратность при работе с пластилином.
Материал и оборудование: пластилин красного и зеленого цветов, стека, дощечки для лепки, салфетки для рук (для каждого ребёнка); игрушка медведь, корзинка с готовыми образцами поделки, аудиозапись «Песенка про варенье» (из мультфильма «Маша и медведь»), аудиозапись «Рычание медведя».
Предварительная работа: познавательная беседа по теме «Ягоды», дидактическая игра «Какое варенье».
Ход занятия
Дети сидят полукругом на стульчиках, раздаётся звук «Рычание медведя» (аудиозапись).
Воспитатель. Ребята, послушайте, кто-то рычит за дверью.
В чаще он лесной живет,
Сладкоежкою слывет.
Летом ест малину, мёд,
Лапу зиму всю сосёт.
Может громко зареветь,
А зовут его?
Дети. Медведь.
Воспитатель. Правильно, к нам в гости пришёл медведь (заносит игрушечного медвежонка). Познакомьтесь, его зовут Михаил Потапыч. А вас? (дети по очереди называют свои имена и знакомятся с медведем).
Михаил Потапыч говорит, что к нему сегодня придут гости, и он хочет угостить их вкусным малиновым вареньем. Как называется ягода, которая понадобится для приготовления малинового варенья? (Малина).
Михаил Потопыч долго бродил по лесу, но вот беда – ягод в лесу оказалось очень мало (показывает детям корзинку медведя, где лежат готовые изделия, три ягоды). Ходил-ходил медведь по лесу и решил зайти к нам в детский сад, попросить помощи у хороших ребят. Ребята, поможем Михаилу Потапычу, слепим для него малинку?
Дети. Да.
Воспитатель. Молодцы, а я вам помогу. Сейчас я расскажу, как слепить ягоду малины, а Михаил Потапыч за нами понаблюдает.
Дети садятся за столы. Воспитатель демонстрирует образец, показывает и объясняет процесс изготовления.
Воспитатель. Из красного пластилина катаем большой шарик – основу для малинки, из пластилина этого же цвета катаем колбаску, разрезаем её на маленькие ровные кусочки и из них катаем много маленьких шариков. Потом прикрепляем их на большой шар, основу, немного придавливая пальчиком. Для листиков катаем зеленый шарик, расплющиваем его в лепешку и прикрепляем сверху. Прищипываем лепешку по всей окружности пальчиками.
Но прежде, чем приступить к работе, мы разомнем пальчики.
Пальчиковая игра «Малинка»
Раз – малинка, два – малинка, (Сжимаем пальцы в кулаки, разжимаем указательный и средний пальцы)
Ела ягоды Алинка, (Прикасаемся пальцами правой руки, собранными в щепоть, к левой ладони)
И в корзинке у Алинки (Переплетаем пальцы – «корзинка»)
Не осталось ни малинки. (Покачиваем указательным пальцем вправо-влево)
Кто по ягоды пойдёт, (Хлопаем в ладоши на каждый слог)
Тот корзиночку возьмёт. (Прижимаем ладони друг к другу и на последнее слово вытягиваем ладони вперёд)
Воспитатель. Теперь наши пальчики размялись и готовы к работе, можно приступать.
Самостоятельная продуктивная деятельность детей (лепка ягоды малины для Михаила Потапыча) под музыку «Песенка про варенье» из мультфильма «Маша и медведь». Воспитатель контролирует деятельность воспитанников, проговаривает этапы лепки, оказывает индивидуальную помощь детям, которые затрудняются.
Воспитатель. Работа закончена, давайте положим наши ягодки в корзинку медведю (дети кладут ягоды). Посмотрите, как много ягод получилось! Теперь Михаил Потапыч сварит вкусное варенье и угостит друзей. Он очень рад и приглашает нас немного отдохнуть и поиграть.
Физкультминутка «Мишка»
Мишка вылез из берлоги,
Огляделся на пороге. (Повороты влево и вправо.)
Чтоб скорей набраться сил,
Головой медведь крутил. (Вращение головой)
Наклонился назад, вперёд (Наклоны туловище)
Вот он по лесу идёт. (Ходьба)
Мишка до пяти считает
Мишка гири поднимает. (Имитирующее упражнение «Поднимаем гири»).
Воспитатель. Дети, Михаилу Потапычу пора возвращаться в лес, чтобы успеть подготовиться к приходу гостей. Он говорит вам спасибо! До свидания!
Дети прощаются с медведем
Воспитатель. Ребята, кому вы сегодня помогали? (Медведю) Как вы думаете, он обрадовался вашим подаркам? (Да) Для чего медведю нужна была малина? (Чтобы сварить варенье и угостить друзей).
Вы молодцы! Ваши малинки получились крупными, сочными, яркими, Михаил Потапыч сможет сварить вкусное варенье и гостей угостить. А в следующий раз обязательно пригласит вас к себе в гости.