Дыхание природы в поэзии строках. Внеклассное мероприятие по русской литературе для учащихся 5–6-х классов

- 14:32Методичка, РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА, Русский язык и литература. Внеклассная работа

Цели внеклассного мероприятия — развитие творческих способностей учащихся, навыков публичных выступлений; привлечение внимания к проблеме экологии и охране природы; воспитание любви к Родине и родной природе.

Татьяна ЯСЮЛЕВИЧ,
учитель русского языка и литературы
ГУО «Гимназия № 1 г. Дятлово»,
Гродненская область

 

 

Цели:

– развитие творческих способностей учащихся, навыков публичных выступлений;
– привлечение внимания к проблеме экологии и охране природы;
– воспитание любви к Родине и родной природе.

Оборудование: мультимедийный проектор, книжная выставка «Поэты о природе». Зал украшен рисунками детей на тему «Природа».

Форма проведения: устный журнал.

 

Ход мероприятия

Ведущий 1.

Поэзии чудесная страница
Для нас сегодня открывает дверь.
И чудо пусть любое сотворится!
Ты, главное, в него всем сердцем верь!
Любовь и красота природы,
Дорога сказок, мир – любой, –
Подвластно все поэзии, – Попробуй!
И дверь в ее Страну открой!

Ведущий 2. Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости! Сегодня необычный день! Мы собрались в этом зале на мероприятие, которое посвящено самому прекрасному на земле – природе. Её красоту воспевают музыканты и поэты, стремятся запечатлеть в своих картинах художники.

Ведущий 1. Известный любитель природы писатель Михаил Пришвин писал: «Мы – хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы, а человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину». Несомненно, природа, полная поэзии и прелести, трогает и волнует каждого человека, любящего свою Родину.

Звучит песня Ю. Антонова «Живет повсюду красота».

Ведущий 2. В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок – деревня, улица, дом, где он родился. Это его малая родина. А из множества таких маленьких родных уголков и состоит наша общая, великая Родина. Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна.

Учащийся.

Подарила сполна тебе Родина-мать
Все, что может она только сыну отдать.
Подарила рассвет и отцовский порог,
И на тысячи лет дали звездных дорог.
Цвет калины в полях, чистоту родника
Отстояла в боях, пронесла сквозь века.
Подарила тебе полевые цветы,
Бесконечный, сияющий мир.

Ведущий 1. Действительно, природа – источник красоты. Природа вызывает у нас самые разные чувства: восторг, удивление, радость, а иногда и печаль. Наука экология изучает наш дом – планету Земля, на которой мы с вами живем, и то, как надо жить в этом доме.

Учащийся.

Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда ее жалей.
В увеселительных походах
Не растопчи ее полей.
В вокзальной сутолоке века
Ты оценить ее спеши,
Она – твой давний добрый лекарь,
Она – союзница души.
Не жги ее напропалую
И не исчерпывай до дна,
И помни истину простую:
Нас много, а она одна.

Ведущий 2. Итак, открываем первую страницу нашего устного журнала. А называется она «Лес – наше богатство». Трудно представить себе Землю без лесов. Лес – чудесное творение природы. Надо беречь его.

Учащийся.

Лесной пожар
Забывчивый охотник на привале
Не разметал, не растоптал костер,
Он в лес ушел, а ветки догорали.
И нехотя чадили до утра,

А утром ветер разогнал туманы,
И ожил потухающий костер
И, сыпля искры, посреди поляны
Багровые лохмотья распростер.

Он всю траву с цветами вместе выжег,
Кусты спалил, в зеленый лес вошел.
Как вспугнутая стая белок рыжих,
Он заметался со ствола на ствол.

И лес гудел от огненной метели,
С морозным треском падали стволы,
И, как снежинки, искры с них летели
Над серыми сугробами золы.

Ребята, берегите лес!

 

Ведущий 1. Открываем следующую страницу нашего журнала, и называется она «Растения – лекарства». Все вы знаете, что есть много лекарственных растений, которые растут в лесах и садах, на полях и у дорог. Только их надо знать и уметь ими пользоваться. С древних времен люди использовали травы для лечения различных болезней. Сейчас мы с вами поговорим о самых распространенных лекарственных растениях, в том числе и о тех, которые встречаются у нас.

Учащиеся.

1. Родился ландыш в майский день,
И лес его хранит.
Мне кажется, его задеть –
Он тихо зазвенит!
И этот звон услышал луг,
И птицы, и цветы вокруг.

2. Носит одуванчик
Желтый сарафанчик.
Подрастет – нарядится
В беленькое платьице,
Пышное, воздушное.
Он заметный, золотой.
Постарел и стал седой,
И как только поседел,
Вместе с ветром улетел.

3. И если случится тебе простудиться,
Появится кашель, поднимется жар,
Придвинь себе кружку, в которой дымится
Слегка горьковатый душистый отвар.
Знакомые с детства родные ромашки,
Вот легкий «поповник» у нашей реки,
Как белые звезды средь розовой кашки
В букете сияющие лепестки.

Ведущий 1. Ребята, не рвите зря цветы. Пусть они цветут недолгие мгновения, которые отпущены им природой, и радуют нас.

Ведущий 2. Следующая страница журнала называется «Птицы – наши друзья». В лесу живут братья наши меньшие – птицы. Мы можем назвать их нашими друзьями, потому что птицы помогают человеку, они защитники лесов, полей, садов, они уничтожают огромное количество вредных насекомых. А еще птицы украшают нашу жизнь.

Ведущий 1.

Звучат голоса птиц.

Так весело в густом лесу.
На ветках птицы распевают.
Увидеть леса красоту
Пернатые нам помогают.

– Ребята, вслушайтесь в неповторимые голоса птиц! Это красивое пение пернатых всегда приносит наслаждение и радует.

 

Инсценировка стихотворения «Этот случай был в апреле».

 

Этот случай был в апреле,
С юга птицы прилетели.
Тает снег, а воробья
Выгоняют из жилья.
– Убирайся вон, задира, –
Просвистел ему скворец.
– Ни за что, моя квартира,
Я не временный жилец!
Я тут вьюги и мороз
Терпеливо перенёс.
А сейчас, под этой кровлей
Для семьи гнездо готовлю
И не тронусь, хоть убей, –
Прочирикал воробей.
– Не упрямься!
Мне в наследство
Этот дом остался с детства.
Вылетай. Мой клюв остёр
А не то…

Но тут во двор
Со скворечней Петя вышел,
Быстро с нею влез на крышу,
Тут же крепко привязал
И приветливо сказал:
– Я, друзья, сердечно рад,
Охраняйте вместе сад.
Только Петя слез долой,
Воробейка удалой
В новый дом переселился
И с соседом помирился.

Ведущий 2. Природа вдохновляет и поэтов, которые увидели в ней красоту. Русская литература очень богата произведениями, воспевающими природу родного края. Любовь к природе, забота о ней делают человека добрее. Открываем следующую страницу нашего журнала – «Природа – источник красоты».

 

Учащиеся читают стихотворения.

Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь;
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая;
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.
Вот бегает дворовый мальчик,
В салазки жучку посадив,
Себя в коня преобразив;
Шалун уж заморозил пальчик:
Ему и больно и смешно,
А мать грозит ему в окно.
                     (А.С.Пушкин)

 

Как весел грохот летних бурь,
Когда, взметая прах летучий,
Гроза, нахлынувшая тучей,
Смутит небесную лазурь
И опрометчиво-безумно
Вдруг на дубраву набежит,
И вся дубрава задрожит
Широколиственно и шумно!..
Как под незримою пятой,
Лесные гнутся исполины;
Тревожно ропщут их вершины,
Как совещаясь меж собой, –
И сквозь внезапную тревогу
Немолчно слышен птичий свист,
И кой-где первый желтый лист,
Крутясь, слетает на дорогу…
                    (Ф.Тютчев)

 

Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.

Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.
У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
«С добрым утром!»
                   (
С.Есенин, «С добрым утром!»)

 

Стойбище осеннего тумана,
Вотчина ночного соловья,
Тихая царевна Несмеяна –
Родина неяркая моя!

Знаю, что не раз лихая сила
У глухой околицы в лесу
Ножичек сапожный заносила
На твою нетленную красу.

Только всё ты вынесла и снова
За раздольем нив, где зреет рожь,
На пеньке у омута лесного
Песенку Алёнушки поёшь…

Я бродил бы тридцать лет по свету,
А к тебе вернулся б умирать,
Потому что в детстве песню эту,
Знать, и надо мной певала мать!

                    (Д.Кедрин, «Алёнушка»)

Ведущий 1. А вот следующая страница посвящена творчеству наших ребят, и назвали мы её «Природа живёт в нас».

 

***

Здравствуй, зимушка-зима,
Долгожданная пора.
Мы тебя с надеждой ждали,
Снега мягкого желали,
Бабу снежную лепить
И на санках прокатить.
                     (Самохвал Дарья)

 

Зима пришла! Зима пришла!
Нам много снега принесла.
Стоит берёзка белая, по пояс вся в снегу
На ней синичка бедная.
– Я скоро прибегу!
Тебе я, птичка милая,
Кормушку принесу.
Зови друзей, зови подруг!
Не дам я вам пропасть, мой друг!
                     (Якимчик Алена)

 

***

Лето, осень миновали,
Вот зима пришла опять.
Все мы саночки достали
И на улицу – играть.

Как давно мы не видали
Столько снега мягкого.
И морозца ждать устали
Жгучего, прекрасного.
А с зимою Рождество
В дверь к нам постучало.
Много радости, добра
Всем вокруг нам дало.

Всюду бабы снежные,
Хохот детворы,
Я не знаю лучшей,
Чем зима, поры.
                     (Самохвал Гордей)


Что такое природа?
Лес до небес,
Берёзы и дубы,
Ягоды, грибы…

Ландыш серебристый,
Воздух чистый-чистый
И родник с живой
Ключевой водой.

В любое время года
Мы видим, как природа
Охватывает мир весь,
В котором нам всем жить.
                     (Касило Полина)

 

Ведущий 1. На этом наше мероприятие заканчивается, и хотелось бы его закончить стихотворением Е.Шкловского «Берегите природу».

Смотрю на глобус – шар земной,
И вдруг вздохнул он, как живой;
И шепчут мне материки:
Ты береги нас, береги!
В тревоге рощи и леса,
Роса на травах, как слеза,
И тихо просят родники:
Ты береги нас, береги!
Грустит глубокая река,
Свои теряя берега,
И слышу голос я реки!
Ты береги нас, береги!
Остановил олень свой бег,
Будь человеком, человек,
В тебя мы верим – не солги.
Ты береги нас, береги!
Смотрю на глобус – шар земной,
Такой прекрасный и родной.
И шепчут губы на ветру:
Я сберегу вас, сберегу!

– Спасибо всем за участие в нашем мероприятии! До новых встреч!

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий