Галина АЛЕКСАНИНА,
учитель информатики
ГУО «Гимназия имени Я. Купалы г. Мозыря»,
Гомельская область.
Класс: 7-й.
Тема урока: Алгоритмы и исполнители.
Цель урока: планируется, что к концу урока учащиеся
– вспомнят и усвоят понятия алгоритма, его исполнителя;
– узнают способы записи алгоритмов, основные типы алгоритмов;
– повторят и на практике закрепят составление программ для исполнителя «Чертёжник».
Тип урока: комбинированный урок.
План урока:
1 Вхождение в учебную деятельность
2 Актуализация знаний
3 Проверка домашнего задания
4 Объяснение и фиксирование нового знания
5 Физкультминутка
6 Практическая работа
7 Самоконтроль с фиксацией в карточку самооценки
8 Рефлексия учебной деятельности
Ход урока
I Вхождение в учебную деятельность
Создание положительного эмоционального настроя на работу
– Сегодня я хочу подарить вам ключ, который открывает все «замки» в душах людей. Знаете ли вы такой ключ? Это улыбка. Подарите мне улыбку. Повернитесь к своему соседу и подарите ему улыбку. Волноваться не стоит, у нас все сегодня получится.
Проверка готовности к уроку с помощью слова ТРУД.
II Актуализация знаний
1 Введение в тему урока
– Урок я хочу начать со слов из произведения Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес».
Алиса спрашивает у кролика:
– Куда мне надо идти?
Мудрый кролик ей отвечает:
– Все зависит от того, куда Вам надо прийти.
– Эти слова имеют глубокий смысл. Зачастую мы не находим решения задачи или какой-нибудь проблемы из-за того, что не можем выстроить правильно последовательность своих действий. Умный человек знает: чтобы добиться желаемой цели, нужно заранее продумывать и планировать свои действия. А как это сделать? (Нужно составить план.)
– А детальный план действий – это и есть алгоритм. Вот мы и подошли к теме нашего урока, к понятию «алгоритм».
– С понятием «алгоритм» вы уже встречались в 6-м классе, и в жизни тоже, однако никогда не задумывались над тем, какое количество алгоритмов вам известно.
2 Целеполагание, постановка учебных задач
(Учащиеся самостоятельно ставят цели, а учителю необходимо более конкретно сформулировать их мысли).
– Цель нашего урока – вспомнить, что такое алгоритм, исполнитель алгоритма «Чертёжник», система команд исполнителя, способы записи алгоритмов и виды алгоритмов.
(Учащиеся записывают тему урока в тетради, а затем определяют уровень знаний по этой теме (3 мин.)).
3 Карточка самооценки
– Перед вами лежит карточка самооценки. На протяжении урока вы туда будете ставить +, если справляетесь с заданиями. Подпишем их.
III Проверка домашнего задания
– Прежде чем приступим к новой теме, выполним в тетрадях задания на повторение прошлой темы «Множества» (5 мин.).
(Проверка у доски).
1. Заданы два множества: K– множество книг в школьной библиотеке; U – множество учебных пособий в этой же библиотеке. Какое из множеств является подмножеством другого? Изобразите их с помощью кругов Эйлера.
2. В киоске около школы продается мороженое двух видов: «Эскимо» и «Пломбир». После уроков 24 учащихся купили мороженое. При этом 15 из них выбрали «Эскимо», а 17 – мороженое «Пломбир». Сколько человек купили мороженое каждого вида?
IV Объяснение и фиксирование новых знаний
1. Что такое алгоритм?
Алгоритм – понятная и конечная последовательность точных действий (команд), формальное выполнение которых позволяет получить решение поставленной задачи.
2. Исполнитель алгоритма?
Исполнитель алгоритма – человек (группа людей) или техническое устройство, которые понимают команды алгоритма и умеют правильно их выполнять.
3. Способы представления алгоритмов?
Словесный, блок-схема, программа.
(У доски и на месте, записать в виде блок-схемы и в словесной форме алгоритм посадки дерева. Структура программы на PascalABC.)
4. Виды алгоритмов?
Линейные, алгоритмы с ветвлением, циклические алгоритмы).
5. Вспомогательный алгоритм?
6. Исполнитель «Чертёжник», система команд, среда обитания, начальное положение? (Учащиеся записывают определения в тетрадь).
V Физкультминутка
– Прежде чем сесть за компьютеры и приступить к практической работе, сделайте по три любых физических упражнения. Затем садитесь за компьютеры и приступайте к практической работе.
VI Практическая работа
Выполнение заданий в PascalABC для исполнителя «Чертёжник». (Путь к файлам с заданиями учитель записывает на доске.)
Задание вспомогательный алгоритм
Задание команда OnVector
Задание команда ToPoint
VII Самоконтроль с фиксацией в карточку самооценки
После выполнения заданий за компьютером учащиеся садятся за парты и выставляют в карточку самооценки количество выполненных заданий. Учитель проходит и выставляет отметки в карточку и дневник.
VIII Домашнее задание
§ 8.
ІХ Рефлексия учебной деятельности
– Ребята, а сейчас попрошу вас поднять руку в соответствии с выражением, которое вам подходит:
– Я всё знаю, могу объяснить.
– Я всё знаю, понял, но не объясню.
– У меня остались вопросы.
Психологическое настроение на уроке
– На карточке самооценки подчеркните или раскрасьте смайлик, который соответствует вашему настроению, и выразите его на лице.
Урок понравился. Остались вопросы. Урок не понравился.
– Урок окончен. Всем спасибо!