Алгоритмы и исполнители. Урок информатики в 7-м классе

- 13:16II И III СТУПЕНИ, Информатика, Методичка

 

Галина АЛЕКСАНИНА,
учитель информатики
ГУО «Гимназия имени Я. Купалы г. Мозыря»,
Гомельская область. 

 

 

 

 

 

Класс: 7-й.

Тема урока: Алгоритмы и исполнители.

Цель урока: планируется, что к концу урока учащиеся

– вспомнят и усвоят понятия алгоритма, его исполнителя; 
– узнают способы записи алгоритмов, основные типы алгоритмов;
– повторят и на практике закрепят составление программ для исполнителя «Чертёжник».

Тип урока: комбинированный урок.

План урока:

1 Вхождение в учебную деятельность
2 Актуализация знаний
3 Проверка домашнего задания
4 Объяснение и фиксирование нового знания
5 Физкультминутка
6 Практическая работа
7 Самоконтроль с фиксацией в карточку самооценки
8 Рефлексия учебной деятельности

Карточка самооценки

Ход урока

I Вхождение в учебную деятельность

Создание положительного эмоционального настроя на работу

– Сегодня я хочу подарить вам ключ, который открывает все «замки» в душах людей. Знаете ли вы такой ключ? Это улыбка. Подарите мне улыбку. Повернитесь к своему соседу и подарите ему улыбку. Волноваться не стоит, у нас все сегодня получится.

Проверка готовности к уроку с помощью слова ТРУД.

 

II Актуализация знаний

1 Введение в тему урока

– Урок я хочу начать со слов из произведения Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес».

Алиса спрашивает у кролика:
– Куда мне надо идти?
Мудрый кролик ей отвечает:
– Все зависит от того, куда Вам надо прийти.

– Эти слова имеют глубокий смысл. Зачастую мы не находим решения задачи или какой-нибудь проблемы из-за того, что не можем выстроить правильно последовательность своих действий. Умный человек знает: чтобы добиться желаемой цели, нужно заранее продумывать и планировать свои действия. А как это сделать? (Нужно составить план.)

– А детальный план действий – это и есть алгоритм. Вот мы и подошли к теме нашего урока, к понятию «алгоритм».

– С понятием «алгоритм» вы уже встречались в 6-м классе, и в жизни тоже, однако никогда не задумывались над тем, какое количество алгоритмов вам известно.

 

2 Целеполагание, постановка учебных задач

(Учащиеся самостоятельно ставят цели, а учителю необходимо более конкретно сформулировать их мысли).

– Цель нашего урока – вспомнить, что такое алгоритм, исполнитель алгоритма «Чертёжник», система команд исполнителя, способы записи алгоритмов и виды алгоритмов.

(Учащиеся записывают тему урока в тетради, а затем определяют уровень знаний по этой теме (3 мин.)). 

 

3 Карточка самооценки

– Перед вами лежит карточка самооценки. На протяжении урока вы туда будете ставить +, если справляетесь с заданиями. Подпишем их.

 

III Проверка домашнего задания

– Прежде чем приступим к новой теме, выполним в тетрадях задания на повторение прошлой темы «Множества» (5 мин.).

(Проверка у доски).

1. Заданы два множества: K– множество книг в школьной библиотеке; U – множество учебных пособий в этой же библиотеке. Какое из множеств является подмножеством другого? Изобразите их с помощью кругов Эйлера.

2. В киоске около школы продается мороженое двух видов: «Эскимо» и «Пломбир». После уроков 24 учащихся купили мороженое. При этом 15 из них выбрали «Эскимо», а 17 – мороженое «Пломбир». Сколько человек купили мороженое каждого вида?

 

IV Объяснение и фиксирование новых знаний

1. Что такое алгоритм?

Алгоритм – понятная и конечная последовательность точных действий (команд), формальное выполнение которых позволяет получить решение поставленной задачи.

2. Исполнитель алгоритма?

Исполнитель алгоритма – человек (группа людей) или техническое устройство, которые понимают команды алгоритма и умеют правильно их выполнять.

3. Способы представления алгоритмов?

Словесный, блок-схема, программа.

(У доски и на месте, записать в виде блок-схемы и в словесной форме алгоритм посадки дерева. Структура программы на PascalABC.)

4. Виды алгоритмов?

Линейные, алгоритмы с ветвлением, циклические алгоритмы).

5. Вспомогательный алгоритм?

6. Исполнитель «Чертёжник», система команд, среда обитания, начальное положение? (Учащиеся записывают определения в тетрадь).

 

V Физкультминутка

– Прежде чем сесть за компьютеры и приступить к практической работе, сделайте по три любых физических упражнения. Затем садитесь за компьютеры и приступайте к практической работе.

 

VI Практическая работа

Выполнение заданий в PascalABC для исполнителя «Чертёжник». (Путь к файлам с заданиями учитель записывает на доске.)

Задание вспомогательный алгоритм
Задание команда OnVector
Задание команда ToPoint

 

VII Самоконтроль с фиксацией в карточку самооценки

После выполнения заданий за компьютером учащиеся садятся за парты и выставляют в карточку самооценки количество выполненных заданий. Учитель проходит и выставляет отметки в карточку и дневник.

 

VIII Домашнее задание

§ 8.

 

ІХ Рефлексия учебной деятельности

– Ребята, а сейчас попрошу вас поднять руку в соответствии с выражением, которое вам подходит:

– Я всё знаю, могу объяснить.
– Я всё знаю, понял, но не объясню.
– У меня остались вопросы.

Психологическое настроение на уроке

– На карточке самооценки подчеркните или раскрасьте смайлик, который соответствует вашему настроению, и выразите его на лице.

 

Урок понравился.            Остались вопросы.             Урок не понравился.

– Урок окончен. Всем спасибо!

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий