Урок памяти “Помнить и не забывать”

- 11:50Воспитательная работа, Работа по военно-патриотическому воспитанию

В методической разработке используются информационно-аналитические материалы и документы по расследованию уголовного дела о геноциде белорусского народа, представленные Генеральной прокуратурой Республики Беларусь.

Людмила ДУБИНА,
руководитель по военно-патриотическому воспитанию
ГУО “Войсковская средняя школа”
Каменецкого района,
Брестская область

 

 

Цель: способствовать расширению и углублению знаний учащихся о геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны, формирование у обучающихся понимания необходимости сохранения исторической правды.

Задачи:

– ознакомить обучающихся с важнейшими фактами преступлений против детей со стороны нацистов и их пособников в годы Великой Отечественной войны;
– формировать у обучающихся понимание сути геноцида, бесчеловечности нацистской идеологии;
– воспитывать у обучающихся патриотизм, гражданственность.

Форма проведения: урок памяти.

Участники: учащиеся 8–11-х классов.

Оборудование: компьютер, мультимедийная установка.

 

Ход урока

Звучит фрагмент «Реквиема» В.А.Моцарта, выходит учащийся и читает стихотворение П.Панченко «Адплывае на захад гарматны гром…».

Чтец 1

Адплывае на захад гарматны гром,
Чорны снег і забітых белыя твары,
I пражэктар далёкі светлым багром
Б’е маўкліва ў чырвоную хмару пажару.
Мне б дабегчы і гэты пажар пагасіць,
Толькі рана баліць і замала сіл.
За плячыма — тысячы спаленых сёл
I дзесяткі разбураных гарадоў.
I я ведаю — гэта яшчэ не ўсё,
Гэта толькі пачатак трывожных гадоў.
Вы мне скажаце: будзе ізноўку бэз
I дзяўчаты у лёгкіх блакітных сукенках.
Для мяне ж яшчэ доўга расстрэлены лес
Захліпацца будзе дзіцячым енкам.
Ад чарэмхі — чад і ад бэзу — дым,
Попел скрыпне ізноў на маіх зубах.
Нашай будучыні гады
Будуць доўга глытаць папялішчаў пах.
I цагляная чырвань новых муроў
На мяне пральецца, як кроў.
I за белаю вапнаю свежых сцен
Я убачу хаціны чорны шкілет.
З чарапоў густая трава парасце,
Лівень змые варожага танка след,
А за мною заўсёды, да самай труны,
Будзе крочыць праклятая здань вайны.

Ведущий 1. История белорусского народа полна трагических событий. Многие из них со временем стёрлись из памяти людей и стали достоянием архивов. Однако есть события, которые не забываются, их значимость с каждым годом только возрастает.

Ведущий 2. Самым страшным и скорбным событием в истории Беларуси стала Великая Отечественная война.

Ведущий 1. Вторая мировая была не просто войной, она стала планомерным истреблением белорусского народа.

Ведущий 2. Поистине людоедским документом нацистской Германии стал генеральный план «Ост» – план порабощения и уничтожения народов СССР, еврейского и славянского населения завоеванных территорий. По плану «Ост» народы Восточной Европы полностью лишались государственности, языка, национальной культуры. Их национальное богатство присваивалось Германией, уцелевшему населению отводилась роль рабов.

Ведущий 1. Немецкие оккупанты планировали уничтожение белорусской нации. По плану предполагалось 75 % белорусов, русских и украинцев физически уничтожить или насильственно выселить, а остальные 25 % подлежали онемечиванию. Цыган, евреев, живших в Беларуси, ожидало полное истребление. Территорию Беларуси планировалось включить в состав нацистской Германии и заселить немцами.

Ведущий 2. Истреблялось не только взрослое население, но и дети. В отношении детей на оккупированной территории реализовывался план тотального уничтожения наряду со взрослым населением.

Ведущий 1. Каждому солдату и офицеру вермахта была вручена памятка следующего содержания: «У тебя нет сердца и нервов, на войне они не нужны. Уничтожь в себе жалость и сочувствие – убивай всякого русского, советского, не останавливайся, если перед тобой старик или женщина, девочка или мальчик – убивай, этим ты спасешь себя от гибели, обеспечишь будущее твоей семьи и прославишься навеки».

Скажите мне, что есть у нас дороже наших детей? Что есть у любого народа дороже? У любого отца? У любой матери?

Ведущий 2. Дети!

Ведущий 1. Детям, которые прошли фашистский ад, которые погибли…

Ведущий 2. Детям, у которых не было детства…

Ведущий 1. Детям, которые никогда не сядут за школьные парты…

Ведущий 2. Детям, которые никогда не нарисуют свое счастье, посвящается…

Звучит песня “Дети войны”.

Ведущий 1. Война и дети…Более жуткого сочетания не придумаешь. Война обрушилась на детей так же, как и на взрослых: бомбами, голодом, разлуками, смертью.

Ведущий 2. Война изменила судьбы, обагрила кровью и слезами детство, сделала короткими жизни многих мальчишек и девчонок, разрушила их светлые мечты. У целого поколения украли детство, украли будущее, украли жизни.

Ведущий 1. В годы Великой Отечественной войны наряду с женщинами дети составляли значительную часть гражданского населения, находившегося под оккупацией. По подсчетам исследователей, на захваченной территории Беларуси осталось около 3,7 миллионов детей в возрасте до 16 лет. 

Ведущий 2. Вдумайтесь в эти цифры: за всё время оккупации в Беларуси было уничтожено 166 885 детей, сиротами стало более 138 тысяч детей, почти 30 тысяч было вывезено в Германию. Узниками стали более 35 тысяч белорусских детей.

Ведущий 1. Мы выступаем сейчас от имени погибших детей, которые не могут ничего сказать, ибо жизнь их оборвалась…

Ведущий 2. От имени детей, которых отрывали от матерей.

Ведущий 1. От имени детей, которых закапывали заживо.

Ведущий 2. От имени детей, которых сожгли в крематории.

Ведущий 1. От имени детей, которых лишили детства.

Ведущий 2. Убивая детей, фашисты уничтожали будущее нашего народа.

Ведущий 1. Дети умирали, горели живые дети… Печально известным символом геноцида, трагедии нашего народа стала сожжённая Хатынь.  

Ведущий 2. До рокового дня 1943 года Хатынь была обычной мирной белорусской деревней, насчитывающей 26 дворов. Утром 22 марта Хатынь окружили отряды карателей, которые состояли из эсэсовцев и полицаев. Они согнали в амбар стариков, женщин, детей, заперли и подожгли. В огне погибли 149 человек, в том числе 75 детей. Вдумайтесь: 75 детей! Самому младшему было всего 7 недель!

Чтец 2

Я слышу, как колокол, пламя горит
Горящей соломы охапки, летят на людей,
Одежда горит, пылают и свитки, и шапки
Стропила трещат, головешки шипят,
Горящая рушится кровля
И гаснут глазенки у малых ребят,
Пожар поливается кровью,
Пожар разбухает, как огненный шар
Никто здесь воды не напьется
Лишь пепел и сажа, удушливый жар
В обугленной шахте колодца
Пожухлые липы рыдают: «Горим!»
«Горим!» – причитают березы.
Нет, невозможно найти оправданья,
Было селенье – осталось названье,
Вражьи солдаты ворвались, как звери,
И птицы, и хаты, и люди горели…
А жить им хотелось, а жизнь так манила.
Все в небо ушло, черным облаком всплыло.
Остались на годы в военных туманах
Одни только печи на мертвых полянах…

Ведущий 1. Практически в каждом районе нашей страны есть деревни, которые породнились кровавой судьбой с Хатынью.

Ведущий 2. 11 сентября 1942 г. Деревня Дремлево Жабинковского района Брестской области сожжена. Расстреляно 286 жителей, из них 124 ребенка.

Ведущий 1. 14 мая 1943 г. Деревня Кобылево Речицкого района Гомельской области. Расстреляно и сожжено 1050 человек, в том числе почти 600 детей.

Ведущий 2. 14 января 1944 г. Деревня Ола, Светлогорского района. Зверски убито и сожжено 1758 человек. 950 из них – дети.

Ведущий 1. 22 января 1944 г. Деревня Байки, Пружанского района Брестской области. Фашисты убили 987 жителей: расстреляли мужчин, заживо сожгли женщин и детей.

Ведущий 2. В нашем Каменецком районе – это деревня с красивым названием Лески. 4 мая 1943 года, сюда нагрянул карательный отряд фашистов. За связь с партизанами все 54 усадьбы были сожжены, а жители – 216 человек, в том числе 89 детей, – расстреляны. Деревня так и не смогла в полной мере возродиться.

Ведущий 1. На момент возбуждения уголовного дела о геноциде, согласно официальной информации, во время оккупации полностью или частично, в том числе вместе с жителями, было сожжено 9200 белорусских сел и деревень, многие из них были уничтожены полностью вместе с жителями и так и не возродились.

Ведущий 2. В ходе расследования уголовного дела прокуроры дополнительно собрали сведения о свыше 2,5 тысячи ранее не известных пострадавших населенных пунктов (уничтоженных полностью либо частично), среди которых, по предварительным данным, не менее 270 «сестер» Хатыни.

Ведущий 1. Звонят колокола Хатыни… И плывет этот тревожный звон над тихими березовыми рощами и сосновыми борами, над солнечными полями и синими озерами. Он напоминает людям о том, что никогда не должно повториться.

Ведущий 2. Нам не простить горе отца, выжившего, но потерявшего сына, и слёз мальчика, нашедшего спасение под телом убитой мамы.

Ведущий 1. Нам никогда не забыть страх и беспомощность ребёнка, ищущего защиты у взрослого и не понимающего, за что отнимают у него жизнь.

Чтец 3

Их расстреляли на рассвете
Когда еще белела мгла,
Там были женщины и дети
И эта девочка была.
Сперва велели им раздеться,
Затем к обрыву стать спиной,
И вдруг раздался голос детский
Наивный, чистый и живой:
– Чулочки тоже снять мне, дядя?
Не упрекая, не браня,
Смотрели прямо в душу глядя
Трехлетней девочки глаза.
“Чулочки тоже?..” – и смятеньем
На миг эсесовец объят.
Рука сама собой в волнении
Вдруг опускает автомат.
И снова скован взглядом детским,
И кажется, что в землю врос.
“Глаза, как у моей Утины”, –
В смятеньи смутном произнес,
Охвачен он невольной дрожью.
Проснулась в ужасе душа.
Нет! Он убить ее не сможет,
Но дал он очередь спеша…
Упала девочка в чулочках.
Снять не успела, не смогла.
Солдат, солдат, а если б дочка
Твоя вот здесь бы так легла,
И это маленькое сердце
Пробито пулею твоей.
Ты человек не просто немец,
Ты страшный зверь среди людей…
Шагал эсесовец угрюмо,
Шагал, не подымая глаз.
Впервые может эта дума
В мозгу отравленном зажглась,
И всюду взгляд струится синий,
И всюду слышится опять,
И не забудется поныне:
“Чулочки, дядя, тоже снять?”

(Муса Джалиль, “Чулочки”)

Ведущий 2. Война в жестокой слепоте своей соединила несоединимое: дети и кровь, дети и смерть. Беспощадной волею войны дети оказались в пекле страданий.

Ведущий 1. В свидетельствах жителей поселка Домачево Брестской области приведены чудовищные факты уничтожения нацистами всех детей местного детского дома: «23 сентября 1942 г. к 7 час. вечера во двор детского дома прибыла 5-тонная автомашина с 6 вооруженными немцами в военной форме. Старший из группы немцев Макс объяснил, что детей повезут в Брест, и приказал сажать детей в кузов автомашины. В машину было посажено 55 детей и воспитательница Грохольская Пелагея. Из посаженных в автомашину детей Шехметова Тося 9 лет слезла с машины и убежала, все остальные 54 ребенка и воспитательница Грохольская были вывезены в направлении ст. Дубица, 1,5 км от дер. Леплевки. На пограничной дерево-земляной огневой точке, расположенной на расстоянии 800 м от р. Западный Буг, автомашина с детьми остановилась. Дети были раздеты (о чем свидетельствует наличие детского белья на возвратившейся автомашине в Домачево) и расстреляны…».

Ведущий 2. Детей истязали, убивали, увозили в лагеря. В лагерях дети, начиная с грудного возраста, содержались немцами отдельно и строго изолированно. За грудными младенцами присматривали 5–7-летние девочки. Грязь, вшивость, вспыхнувшие эпидемии кори, дизентерии, дифтерии приводили к массовой гибели детей. Детей заставляли работать по 15–20 часов, использовали в качестве доноров, проводили над ними разные медицинские опыты.

Ведущий 1. На территории Беларуси было 14 детских концлагерей, из них 5 донорских. Малый Тростенец – Минск, деревня Пальковичи – Могилёв, деревня Ола – Паричский район, городской посёлок Паричи – Светлогорский район, Озаричи Гомельская область, деревня Лучицы – Петриковский  район, Петриков, три лагеря – Гомельская область, Мозырь, Брест – 9-й форт, деревня Красный Берег – Гомельская область, Жлобинский район.

Ведущий 2. Беларусь знает и помнит о лагере «Красный Берег», который стал местом трагедии тысяч детских судеб. Здесь в июне 1944 года оккупанты создали сборный пункт, на который начали свозить детей в возрасте 8–14 лет из Жлобинского, Стрешинского, Рогачевского и других районов. В акте комиссии Краснобережского сельсовета Жлобинского района по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников от 20 ноября 1944 г. отмечалось: «На этом пункте дети проходили медицинский осмотр в комиссии, после чего их грузили на станции Красный Берег в поезда и отправляли в Германию для взятия крови на лечение раненых немецких солдат и офицеров». Всего с этой целью было вывезено не менее 1990 детей.

Чтец 4

В страшный смертельный список,
Где вермахт чинил свои зверства,
Отдельной строкою вписан
Концлагерь короткого детства…
Желающий пусть проверит –
В Республике Беларусь
Посёлок есть Красный Берег,
Где бродит немая грусть.
Такое забудется вряд ли –
Для жизни немецких «зверей»
Там кровь выжимали до капли
Из белорусских детей.
Они – «одноразовый донор»,
«Живые флакончики с кровью»
Для тех, кто не знает их говор
И кто не считался с их болью.
Тела, обескровев, бледнели,
И гас блеск невинных очей,
Которые запечатлели
Портреты своих палачей…
А после – жаркая печка
Глотала тела, как дрова…
Помните, люди, вечно!!!
Помните это всегда!!!

(Константин Тарко, «Красный Берег. Концлагерь короткого детства»)

Ведущий 1. Подобный лагерь с мая 1944 года существовал и в деревне Лучицы Петриковского района. Здесь содержалось 130 детей в возрасте от 7 до 17 лет. Все они были отправлены в Германию в качестве доноров для немецких солдат.

Ведущий 2. В рамках оказания государственными архивными учреждениями республики содействия органам прокуратуры в расследовании уголовного дела о геноциде населения Беларуси во время Великой Отечественной войны и послевоенный период выявляются новые документальные свидетельства нацистских преступлений против детей.

Просмотр видеофильма «Геноцид. Дети в годы Великой Отечественной войны» Серия 3.

Ведущий 1. До сих пор в отечественной и зарубежной историографии практически не освещалась тема привлечения немецкой разведкой детей к агентурной работе в качестве шпионов и диверсантов. Методы вербовки при этом использовались самые преступные – угроза жизни и семейное заложничество.

Ведущий 2. В фондах Национального архива Республики Беларусь обнаружены многочисленные свидетельства подобных действий нацистских спецслужб. В оперативной сводке Северо-Западной группы ЦК КП(б)Б от 4 сентября 1942 г. отмечалось, что «за последнее время немцы усиленно засылают в партизанские отряды детей в возрасте от 8 до 16 лет с заданием шпионского характера». В отчетах особых отделов партизанских бригад и отрядов указывалось: «немцы не гнушались для посылки в разведку и подростками в возрасте от 10 до 16 лет, бравши заложниками родителей».

Ведущий 1. Зачастую к подобной деятельности оккупанты привлекали воспитанников детских домов. Вербовка облегчалась просто нечеловеческими условиями жизни, созданными для детей и подростков захватчиками: «Обхождение с детьми жестокое: избивание ремнем, битье по затылку, выкручивание ушей – обычное дело, лишение еды, кусочка хлеба…».

Ведущий 2. Воспитанница Червенского детдома Н.Куманяева так описывает свой опыт выживания: «Для приготовления завтрака на котел емкостью 12 ведер воды выдавали 3 кг самой плохой овсяной или ячневой с остюками муки. Размешивая в воде, получали скользкую баланду. Мы ее на завтраке и пили без хлеба. На обед – также 3 кг муки, 1 ведро картошки и 40 грамм хлеба из желудевой муки. На ужин – 3 кг муки, по 2 черпака баланды. Этот паек был рассчитан на более чем 200 детей. Соли в детдоме тоже не было. Тарелок и ложек у нас не было, каждый ребенок приобрел у немцев на мусорке себе жестяную банку из-под консервов. С них мы пили. Одежду в детдом с начала войны не получали. Она износилась, и мы остались раздетые и босые».

Ведущий 1. Свидетельством особого цинизма нацистов является тот факт, что в ряде случаев немецким агентам-женщинам в качестве «лучшего прикрытия» выдавались дети-малютки из детских домов.

Ведущий 2. Страшные факты нацистских преступлений, зафиксированные в архивных материалах, продолжают выявляться и обнародоваться, раскрывая чудовищную сущность геноцида мирного населения Беларуси в годы Великой Отечественной войны, в том числе одной из самых незащищенных групп – детей.

Чтец 5

Должны ли дети видеть войну,
Глазами, полными слез соленых.
Должны ли дети видеть войну,
Убитых родителей, лужи крови.

Должны ли дети страдать от того,
Что стали игрушкой в руках подлой воли.
Должны ли дети гореть в “аду”,
Должны ли гибнуть от бомб и боли.

Что детям до власти, что детям до денег,
Религия тоже детей не волнует.
Им дай лист бумаги и карандаш,
Они целый мир на нем нарисуют.

Они нарисуют папу и маму,
Бревенчатый дом, окруженный забором.
Никак, и ни при каких обстоятельствах,
Рисунок не должен быть создан кровью.

Лежит на дороге, с разорванной грудью,
Ручонками держит в руках автомат.
Как вы посмели, взрослые люди,
Неужели был перед вами солдат?

Летит ангелочек, и машет руками,
Хохочет, резвиться – теперь он в раю.
Никак и ни при каких обстоятельствах,
Не нужно, чтоб видели дети войну.

(Анастасия Верная, «Должны ли дети видеть войну»)

Ведущий 1. Не нужно, чтоб дети видели войну. Очень страшно. Очень больно. И очень несправедливо, когда гибнут дети.

Ведущий 2. Сегодня мы приоткрыли одну из самых страшных страниц истории Великой Отечественной войны. Прикоснулись своими сердцами к сердечкам детей, переживших войну, вспомнили детей, которым не дали возможности вырасти, создать семьи, узнать счастье отцовства, материнства.

Ведущий 1. Память – это единственное, что осталось нам о них. И эта память должна всегда жить в сердце у нас, их потомков, живущих под мирным небом, строящих современную Беларусь и с оптимизмом смотрящих в завтрашний день.

Ведущий 2. Геноцид – это одно из самых страшных из известных человечеству преступлений. У этого преступления нет срока давности.

Ведущий 1.

Люди!
Покуда сердца стучатся, –
помните!
Какою
ценой
завоевано счастье, –
пожалуйста, помните!
Песню свою, отправляя в полет, –
помните!
О тех, кто уже никогда не споет, –
помните!

Детям своим расскажите о них,
чтоб
запомнили!

Детям детей
расскажите о них,
чтобы тоже
запомнили!

(Р.Рождественский, «Реквием», отрывок)

                     

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий