Цель предлагаемого игрового комплекса для учащихся младшего школьного возраста с акустической дисграфией – формирование умения дифференцировать парные звонкие и глухие согласные.
Светлана МАТВЕЕВА,
учитель-дефектолог
ГУО «Гимназия имени Я.Купалы г. Мозыря»,
Гомельская область
matveeva.by@mail.ru
Проблема дисграфии (частичного нарушения процесса письма, проявляющегося в стойких, повторяющихся специфических ошибках) у учащихся младшего школьного возраста остается одной из наиболее актуальных в современной логопедии. Дисграфия является серьёзным препятствием для успешного овладения учащимися грамотной письменной речью и, как следствие, программного материала по русскому языку. У большинства младших школьников встречаются ошибки акустического типа и нарушено умение дифференцировать сходные по звучанию звуки, чаще всего парные звонкие и глухие согласные. Это проявляется в письменных работах заменами букв, соответствующих фонетически близким звукам.
В связи с этим возникает необходимость проведения коррекционной работы, которая способствовала бы формированию умения дифференцировать парные звонкие и глухие согласные у учащихся младшего школьного возраста с акустической дисграфией. Использование в коррекционной работе игровых форм обучения делает учебный процесс для младших школьников привлекательнее и интереснее, формирует стимул к овладению знаниями, активизирует мыслительную деятельность, дает возможность учащимся успешно овладевать грамотной письменной речью и, как следствие, программным материалом по русскому языку.
Для умения дифференцировать звонкие и глухие согласные нужен сформированный фонематический слух, а также достаточный уровень функционирования всех операций процесса различения и выбора фонем. Наиболее эффективным способом формирования этого является использование в коррекционной работе комплекса игровых мультимедийных упражнений с применением информационных технологий, которые в сочетании с традиционными методиками способствуют совершенствованию учебного процесса, активизируют и делают более интересной самостоятельную и совместную работу учащихся и педагога.
Мною был подобран, адаптирован и апробирован комплекс игровых мультимедийных упражнений с целью формирования умения дифференцировать парные звонкие и глухие согласные у учащихся младшего школьного возраста с акустической дисграфией https://drive.google.com/file/d/1ZJiQXCjaHX42bFT07pPOgJCzg5aqXE8H/view
Комплекс представлен в электронном варианте в виде мультимедийных презентаций https://drive.google.com/drive/folders/1ySkg5vavqacTlMZrEUuYKqqu7t400zGR?usp=share_link .
Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме. Яркий и доступный картинный материал позволяет учащимся увидеть и понять незнакомые для них слова, соотнести услышанное с соответствующей картинкой. Гармоничное сочетание традиционных средств обучения с применением мультимедийных презентаций, позволяет существенно повысить мотивацию учащихся к занятиям, способствует более эффективному усвоению информации, вызывает положительный эмоциональный настрой, позволяя ребёнку чувствовать себя успешным, а также увеличивает объем практических языковых упражнений без необходимости длительного переписывания.
Во всех игровых упражнениях соблюдаются основные принципы обучения постепенного перехода от простого к сложному, а также последовательности и систематичности в преподнесении языкового материала. В сочетании с традиционными средствами обучения мультимедийные презентации используются на том этапе коррекционного занятия, где это необходимо, дозированно, с учётом требований, предъявляемых к образовательному процессу инструктивно-методическими письмами. Презентации применяются для формирования и развития фонематических процессов, тем самым способствуя формированию умения дифференцировать парные звонкие и глухие согласные у учащихся младшего школьного возраста с акустической дисграфией.
Таким образом, такой вид работы можно рекомендовать для использования учителям-дефектологам на коррекционных групповых, подгрупповых и индивидуальных занятиях в ПКПП, а также учителям начальных классов на уроках русского языка.
При использовании комплекса игровых упражнений необходимо строго соблюдать санитарно-гигиенические требования к образовательному процессу, так как он представлен в виде мультимедийных презентаций. Кроме этого, мультимедийные средства обучения нужно использовать дозированно, в сочетании с другими видами работ и лишь в той части учебного процесса, где это необходимо.