Блок заданий для отработки материала по теме «Бактерии»

- 12:46Подготовка к ЦЭ/ЦТ

Блок включает в себя десять заданий, собранных из различных вариантов централизованного экзамена, централизованного и репетиционного тестирований разных лет, раскрывающих тему «Бактерии». Для повышения сложности выполнения задания приводятся в случайном порядке, что будет содействовать развитию у старшеклассников читательской грамотности, внимательности при изучении формулировки задания и правильности записи ответов.

Наталья ЖУКОВСКАЯ,
учитель биологии и химии
ГУО «Свислочская средняя школа»
Гродненского района,
Гродненская область

 

 

При подготовке обучающихся к сдаче централизованного экзамена (централизованного тестирования) по учебным предметам одним из самых важных является этап повторения и систематизации изученного материала. В связи с тем, что курс биологии средней школы включает в себя ряд глав, изучающих различные царства живых организмов, содержащих большой объём информации, а в заданиях централизованного тестирования эта информация включается только в несколько вопросов по определённым разделам («Бактерии», «Протисты», «Грибы», «Растения», «Животные» и др.), возникает необходимость в отработке данных заданий по блокам, которые будут содержать в себе вопросы по одной из вышеуказанных тем, которые ранее встречались в заданиях ЦЭ/ЦТ.

 

Тема «Бактерии»

 

1. Известно, что возбудителем столбняка является подвижная анаэробная бацилла. Укажите номера предложений текста, в которых приведены описания указанных выше признаков бактерии:

(1) Возбудитель столбняка – крупная палочковидная бактерия, вырабатывающая один из самых сильных биологических ядов. (2) Поверхность клетки покрыта многочисленными жгутиками. (3) Бактерия образует овальные споры, превышающие диаметр клетки в 2–3 раза. (4) Хорошо растет при температуре 36–37 °С на питательных средах, содержащих мясной экстракт и глюкозу. (5) Для своего развития эта бактерия не нуждается в наличии свободного кислорода.

Ответ запишите цифрами (порядок записи цифр не имеет значения). Например: 135.

 

2. Пурпурные бактерии, которые синтезируют органическое вещество, используя солнечную энергию, являются:

1) редуцентами;
2) продуцентами;
3) детритофагами;
4) консументами І порядка;
5) консументами ІІ порядка.

 

3. Установите соответствие

Характерный признак

Организм

А) автотрофный тип питания

Б) прикрепляется к субстрату ризоидами

В) тело представлено многоклеточным пластинчатым слоевищем

Г) наследственная информация содержится в кольцевой молекуле ДНК, расположенной непосредственно в цитоплазме

1) ламинария

2) кишечная палочка

Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв левого столбца. Например: А1Б1В2Г2

 

4. Известно, что бактерия является анаэробной патогенной спириллой. Выберите из текста предложения, в которых приведены описания указанных выше признаков бактерий:

(1) Бледная трепонема – нитевидная, спирально изогнутая бактерия. (2) Организму присущи три типа движений: вращение вокруг прямой оси, изгибание под углом и волнообразное перемещение. (3) Тело трепонемы окружено слизистой капсулой, выполняющей защитную функцию. (4) Эта бактерия живет и развивается при отсутствии в среде свободного кислорода, оптимальный температурный режим – 37 °С. (5) К внешним воздействиям она малоустойчива: быстро погибает при высушивании, нагревании, под влиянием препаратов мышьяка, висмута, ртути. (6) Бледная трепонема является возбудителем сифилиса – системного венерического заболевания с поражением кожи, слизистых оболочек, внутренних органов, костей, нервной системы.

Ответ запишите цифрами (порядок записи цифр не имеет значения). Например: 135.

 

5. Укажите НЕверное утверждение:

1) вирионы – это прокариоты шаровидной формы;
2) основу клеточной стенки у бактерий составляет муреин;
3) дифтерия и столбняк – бактериальные болезни человека;
4) мезосомы образуются путем впячивания цитоплазматической мембраны внутрь бактериальной клетки.

 

6. Общим признаком для вируса, вызывающего бешенство, и бактерии, вызывающей сибирскую язву, является:

1) наличие клеточной стенки;
2) отсутствие нуклеиновой кислоты;
3) отсутствие двумембранных органоидов;
4) воспроизведение только в живых клетках других организмов.

 

7. Укажите верное утверждение:

1) прокариоты размножаются путем спорообразования;
2) аэробное дыхание у бактерий протекает в митохондриях;
3) кокки – это палочковидные (удлиненные) клетки прокариот;
4) с участием бактерий, осуществляющих брожение, происходит квашение капусты.

 

8. Из пяти приведенных организмов четыре являются представителями одного царства. Укажите «лишний» организм, который к этому царству не относится:

1) носток;
2) кочедыжник;
3) осциллятория;
4) столбнячная палочка;
5) туберкулезная палочка.

 

9. Укажите верные утверждения:

1) вирионы – это бактерии шаровидной формы;
2) среди прокариот имеются и аэробы, и анаэробы;
3) в клетках прокариот могут содержаться плазмиды;
4) коклюш, дифтерия, столбняк – вирусные болезни человека;
5) при неблагоприятных условиях внешней среды прокариотам свойственно спорообразование.

Ответ запишите цифрами (порядок записи цифр не имеет значения). Например: 135.

 

10. Укажите верное утверждение:

1) кокки – это палочковидные (удлиненные) клетки прокариот;
2) чума, дифтерия, туберкулез, столбняк – вирусные болезни человека;
3) квашение капусты, скисание молока происходят с участием молочнокислых бактерий;
4) бактериальные споры – это специализированные клетки, служащие для бесполого размножения;
5) автотрофные бактерии питаются органическими веществами мертвых тел или продуктами выделения живых организмов.

 

Ответы

1. 125, 2. 2, 3. А1Б1В1Г2, 4. 146, 5. 1, 6. 3, 7. 4, 8. 2, 9. 235, 10. 3

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий