Мария ГОВИЧ,
учитель русского языка и литературы
ГУО «Средняя школа № 7 г. Сморгони»,
Гродненская область
Отдыхают ли учителя на каникулах? Какая у них зарплата? Как справляются с эмоциями во время уроков? Какие успокоительные принимают? Как разбирают непонятный почерк? На эти и многие другие вопросы получили ответы учащиеся 8–10-х классов средней школы № 7 Сморгони во время «Открытого диалога» с учителями-филологами.
Эта встреча была не случайна. Несмотря на давнюю историю, профессия педагога всегда востребована. Популяризация этой профессии – одна из важнейших задач образования.
В процессе подготовки к встрече был проведён опрос среди учащихся 8–10-х классов. Ребята ответили на три вопроса:
– Какой вопрос вы бы задали учителю о его профессии?
– Видите ли вы себя в роли учителя? Прокомментируйте свой ответ.
– Назовите три положительных и три отрицательных момента в работе учителя.
В опросе приняло участие 225 человек. Из них видят себя в роли учителя 32 человека (14 % от количества опрошенных). Оставшиеся 86 % либо уже выбрали себе другую профессию, либо ответили, что боятся ответственности, работы с детьми, шума. А некоторые честно признались, что слишком мало знают для того, чтобы быть учителем.
Интересно было проанализировать, какие плюсы и минусы видят наши учащиеся в работе учителя.
Среди положительных сторон были названы:
– стабильная зарплата,
– дополнительный заработок благодаря репетиторству,
– радость от успехов учащихся,
– можно стать репетитором для своих детей по предмету,
– много цветов, конфет на праздники,
– участие в поездках, экскурсиях с детьми,
– возможность оставаться современным, чувствовать себя молодым,
– большой отпуск летом,
– работа в тепле,
– интересная работа, много творчества,
– уважительное отношение учеников.
Были названы и такие плюсы, которые вызвали улыбку: можно забирать телефон, можно делать то, что хочешь, не нужна хорошая физическая подготовка.
Минусами в работе учителя ребята назвали тяжелое расставание с любимыми учениками в конце учебы, большую нагрузку, ответственность за детей в школе и вне школы, усталость в конце рабочего дня, проверку тетрадей, подготовку к урокам каждый день и (как же без этого?!) то, что нельзя посидеть в телефоне. Не сошлись во мнениях те, кто отнес либо к положительным, либо к отрицательным моментам работу с детьми, постоянную занятость, общение в коллективе. По поводу зарплаты и возможности карьерного роста также высказывались полярные мнения.
Среди наиболее частых вопросов, которые задавали учащиеся, такие: почему вы выбрали профессию учителя? где вы учились? сколько лет? как давно вы работаете учителем? что вам нравится в вашей профессии? много ли времени занимает проверка тетрадей? какая у вас зарплата?
Учителя белорусского и русского языка и литературы, английского языка рассказали о том, как пришли в эту профессию, какие плюсы и минусы видят в своей работе, где можно получить филологическую специальность и каковы условия поступления в учреждения, готовящие таких специалистов.
Говоря о положительных моментах, учителя назвали работу с детьми, постоянное общение, передачу знаний, большой отпуск, стабильную зарплату и уверенность в завтрашнем дне.
Вопрос об особенностях начисления зарплаты педагогу осветили директор школы Александр Джумков и заместитель директора по учебной работе Мария Сташко.
Задать другие вопросы педагогам было много желающих. Для того чтобы в диалоге приняли участие все учителя, выбор отвечающего осуществлялся приемом «неподнятой руки». Старшеклассники слушали ответы с большим интересом. Для многих было неожиданностью узнать, что учителя английского языка Татьяна Шидловская и Татьяна Скрипник – одноклассницы и бывшие ученицы Марии Сташко.
Ценным оказался лайфхак одного из самых опытных учителей русского языка и литературы Татьяны Буйновской, которая предложила в качестве успокоительного средства как педагогам, так и детям принимать по утрам чай с мятой.
Услышав ответ: «Большую часть жизни мы посвящаем вам», – на один из своих вопросов, ребята невольно зааплодировали.
Время встречи, помещенной в рамки одного урока, пролетело незаметно. Не все ребята успели задать свои вопросы. А это значит, что встреча состоится снова. Уверены, что это принесет свои плоды: наши учащиеся выберут профессию педагога и будут с гордостью носить звание УЧИТЕЛЬ.